• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Красавица и Чудовище»

15 Марта 2017 | Автор текста: Алексей Комаров
ROLLING STONE:
«Красавица и Чудовище»

Кадр из фильма «Красавица и Чудовище»


© outnow.ch

Как бы наивно мы ни полагали, что завоевание «Лунным светом» главного «Оскара» хотя бы на время закроет тему гомосексуализма в мировом кинематографе, очередное напоминание о специфике мира, в котором мы живем, пришло с неожиданной стороны.

В информационном пространстве не успели стихнуть баталии вокруг правомерности политкорректных тенденций внутри Американской киноакадемии, как режиссер Билл Кондон, ответственный за римейк мультфильма «Красавица и Чудовище», объявил о присутствии в нем первого во вселенной Disney персонажа-гея и связанной с ним гомосексуальной сцены. Заявление вполне себе политическое, с учетом масштабов охвата диснеевскими картинами зрительской аудитории и их потенциального влияния на неокрепшие детские умы.

Общество традиционно раскололось надвое. Сторонники подобного каминг-аута тут же вспомнили историю создания «Красавицы» 1991 года и метафорическую связь образа Чудовища с судьбой автора песен Говарда Эшмана. Во время работы над саундтреком «Красавицы» совместно с композитором Аланом Менкеном открытый гей Эшман был болен СПИДом и знал, что умирает, поэтому монстр для него символизировал собственное проклятие. Трогательным посвящением Эшману, «подарившему Русалочке голос и Чудовищу — душу», и заканчивался старый мультфильм — и данью именно его памяти стал переосмысленный образ ЛеФу (Джош Гад), верного приспешника негодяя Гастона в исполнении Люка Эванса. «Мы не любим то, чего не понимаем», поется в духоподъемном гимне «Убить зверя», когда Гастон призывает деревенских мужичков пойти на штурм крепости Чудовища — весьма недвусмысленный укол в адрес гомофобов. Еще недавно те злорадно потирали руки, разглядев в одном кадре «В поисках Дори» лесбийскую пару, а теперь — подумать только! — целый персонаж! Богатейший материал для размышлений на тему «явной, неприкрытой, бессовестной пропаганды греха», по выражению депутата «Единой России» Виталия Милонова, инициировавшего на предмет этого жалобу в Министерство культуры. После тщательной проверки ленты никаких «извращенных сексуальных отношений» в ней не выявили и благополучно выдали прокатное удостоверение, хоть и подняв возрастной рейтинг с 6+ до 16+.

 

Главная ошибка всех участников конфликта — голословность суждений, выносимых на основе чужих слов до ознакомления, а то и без желания знакомиться с фильмом. Принцип «не смотрел, но осуждаю» не слишком способствует компетентности мнения. А ведь фильм говорит сам за себя куда лучше Виталия Милонова и прочих знатоков, в пустопорожней погоней за надуманной похабщиной упускающих из виду, что картины невиннее «Красавицы» еще поискать. В отличие от громоздкой и до нелепости вычурной французской версии с Леа Сейду и Венсаном Касселем, Кондон переложил мультфильм на язык художественного кино с безукоризненным вкусом, добрым юмором и похвальной верностью духу оригинала. Давно знакомые и практически родные цветовая гамма костюмов, хореография танцевальных сценок с участием чашек, ложек и блюдец, форма рогов Чудовища или знаменитые музыкальные хиты во главе с «Be Our Guest» — сентиментально-ностальгическая нотка здесь явно превалирует, но в данном случае больше ничего и не требуется. Классика всегда остается классикой.

Новая Красавица Эмма Уотсон, кстати, тоже успела попасть под огонь критики — причиной стала чрезмерная, по мнению блюстителей нравственности, откровенность ее фотосессии для Vanity Fair. Острые на язык интернет-насмешники мигом переименовали фильм в «Beauty And The Breasts», а феминистки упрекнули Уотсон в недостаточной приверженности идеалам движения. Тут же подтянулись и недремлющие эксперты по системе Станиславского с ремарками, что даже нарисованное на компьютере Чудовище играет в разы лучше. Да, возможно, называть Эмму серьезной актрисой пока действительно рановато, но в сказочный сеттинг проекта Кондона она вписалась идеально — во всяком случае, куда органичнее, чем в траурную серьезность «Затмения» и «Колонии Дигнидад».

Хогвартс сменил заколдованный замок, мантию Гриффиндора — позолоченное бальное платье, волшебную палочку — алая роза, но суть происходящего осталась неизменной. Красота продолжает спасать мир, удача по-прежнему сопутствует храбрецам, подлость и коварство караются по заслугам, а любовь ранит сильнее меча и возвращает к жизни быстрее воскрешающего камня. Замечательные артисты охтно дурачатся, озвучивая всевозможных обаятельных чудиков (Иен МакКеллен подарил свой голос Когсворту, Юэн МакГрегор — Люмьеру, а Стэнли Туччи — «невротическому роялю» Кадензе), эвансовский Гастон буквально купается в самоиронии, а лучшего Мориса (отец Белль), чем Кевин Клайн, и представить нельзя.

Рецензия RS на фильм Билла Кондона «Пятая власть»

Что же до пресловутого ЛеФу — странно, как вообще можно всерьез воспринимать персонажа, чье имя в переводе с французского означает «псих». Его привязанность к Гастону едва ли намекает на что-либо предосудительное, будучи просто очередной фриковатой чертой шутовского облика. Выступление Билла Кондона, который, к счастью, не утратил свой режиссерский дар на производстве двух последних «Сумерек», подлило в огонь совершенно не нужное масло и раздуло пожар сплетен там, где в противном случае плясал бы дружелюбный костерок. Плясал — и согревал, поскольку от «Красавицы», превосходного весеннего подарка детям и их родителям, становится удивительно тепло на душе. Ведь сама история, одна из наиболее прекрасных, романтичных и бессмертных в истории мирового искусства, уже прошла все мыслимые проверки временем и даже в эпоху, когда цинизм признается высшей добродетелью, она окрыляет и освежает подобно целительному бальзаму.

Но как бы ни были беспочвенны претензии к фильму со стороны моралистов, широкий контекст сложившейся ситуации вызывает больше вопросов, чем ответов. «Красавица и Чудовище» — лишь один из первых римейков диснеевской анимационной классики. Также на различных стадиях разработки находятся «Мулан», «Король Лев», «Аладдин», «Дамбо», «Русалочка», «Пиноккио» и «Меч в камне». И если ЛеФу относится к категории злодеев, а его роль ограничена несколькими забавными гэгами, то какая судьба постигнет положительных и центральных героев? От вездесущего ЛГБТ-тренда, кажется, теперь никто не застрахован. Гей-дракончик Мушу, гей-Джинн, неуставные отношения Тимона и Пумбы — что день грядущий нам готовит? И что в итоге перевесит — дань традициям или стремление подстроиться под ветер перемен? Будущее туманно и наверняка полно сюрпризов. Скрестим же пальцы, чтобы в этом хаосе хоть изредка оставалось место для настоящего кино.

Режиссер — Билл Кондон

В ролях — Эмма Уотсон, Джош Гад, Люк Эванс

«Красавица и чудовище»

Фильм в прокате с 16 марта. Саундтрек доступен в Apple Music

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно