• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Дэвид Боуи: Последние пять лет»

22 Мая 2017 | Автор текста: Алексей Комаров
ROLLING STONE:
«Дэвид Боуи: Последние пять лет»

Дэвид Боуи


© Jimmy King

В «Lazarus», одном из важнейших номеров со своего прощального диска «Blackstar», Дэвид Боуи пел: «Посмотрите наверх — я на небесах». Клип на «Lazarus» был выпущен 7 января 2016 года, а релиз пластинки состоялся днем позже, когда Боуи исполнилось 69. еще через два дня его не стало. И пока одни фанаты оплакивали покинувшего их кумира, другие соревновались в домыслах на основе гипотезы, что Боуи не только знал о скором уходе из жизни, но и сознательно готовил к нему мировую общественность. Вышедшее в ноябре 2015го видео «Blackstar» пестрело всевозможными ритуальными символами с макабрическими намеками, будь то повязка мученика на глазах музыканта или инкрустированный драгоценностями череп астронавта — по-видимому, Майора Тома. 

Множество людей действительно полагали, что Боуи, окончательно заигравшись в хамелеона, даже из своей смерти устроил арт-перфоманс. Режиссер Фрэнсис Уотли, поставивший документальную ленту «Дэвид Боуи: последние пять лет» как логическое продолжение «Пяти лет Боуи», подобные конспирологические теории не разделяет, поэтому если вы ждете от его работы спирилуалистических откровений, то, вероятно, будете разочарованы. Этот фильм не возвышается до области мифологии и не унижается до уровня сплетен — он твердо стоит на ногах и честно рассказывает, как все было. И во второй раз подряд Уотли удается создать объемный, красочный и удивительно человечный портрет великого шоумена и музыканта, сейчас, правда, проникнутый не бунтарством, а скорбью. Снимать эпитафии всегда тяжело. Не менее тяжело — их смотреть.

«Дэвид Боуи: Последние пять лет» покажут на Beat Film Festival

Строго говоря, хронологические рамки картины Уотли гораздо шире заявленных в заголовке. ее вступительная часть посвящена самому длинному в карьере Боуи турне 2003 года после выхода «Reality», прерванному внезапным сердечным приступом. На повседневных видео-зарисовках между выступлениями (многие из них зритель видит впервые) Боуи предстает максимально открытым человеком с превосходным чувством юмора. Будто бы он окончательно отбросил в сторону всю загадочность и мистицизм и теперь может просто доставать мягкие игрушки из автомата или, дурачась, нацепить на губу святящуюся гитару. На сцене он чувствует себя предельно расслабленно, но его шоу по-прежнему напоминают священнодействие, в первую очередь благодаря фантастическому контакту с аудиторией. А еще — он упорно отказывается стареть. Дар ли это богов или, быть может, бесов — неизвестно. Но во время немецкого Hurricane Festival Боуи прямо на сцене едва не теряет сознание, его увозят на скорой и оперируют в Гамбурге. Боги тоже бывают смертны. Больше Боуи никогда не выступал. 

Продюсер Тони Висконти, вспоминающий Дэвида вместе с парой десятков игравших с ним музыкантов, говорит, что Боуи устал. Возможно, он уже реализовал все мечты и задумки. «Однажды испытав славу и все из нее вытекающее, он решил завязать с этим, — считает пианист из Spiders from Mars Майк Гарсон. — Мне кажется, он понял, что заключил сделку с дьяволом, и потом всю оставшуюся жизнь пытался эту сделку разорвать». После инцидента на Hurricane Боуи уходит в подполье до 2011 года, до запуска в производство секретного альбома «The Next Day». В этот момент, собственно, и начинается центральная часть картины, посвященная финишной прямой карьере Боуи и его двум заключительным пластинкам. Но даже при рассказе о них Уотли постоянно возвращается то в конец 60-х, когда миру явился первый альтер-эго Боуи Майор Том, то в 70-е, время эпохального турне «Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» и революционных экспериментов со звуком на пару с Брайаном Ино... Как и в «Пять лет Дэвида Боуи», Уотли строит повествование по принципу коллажа, чередуя короткие интервью с музыкантами-коллегами и друзьями Боуи из настоящего с приветами из прошлого, фрагментами клипов, концертов и фильмов типа «Человек, который упал на Землю». И такое построение вновь кажется единственно верным для рассказа о столь сложном и многогранном персонаже, хотя порой возникает впечатление, что режиссеру так и не удалось до конца постигнуть тайну последних пяти лет Боуи, в связи с чем он заполнил оставшиеся дыры материалом, не вошедшим в его предыдущую работу. Материалом, без сомнения, любопытным и исторически важным, но расходящимся с концепцией данного проекта.

 

Впрочем, желание выйти за рамки обозначенной хронологии и попытка по максимуму осветить вехи жизненного и музыкального пути Боуи обусловлены лишь невиданной ранее связью его позднего творчества именно с прошлым. Не случайно первым синглом с «The Next Day», вышедшим, кстати, тоже в день рождения Боуи, стала пронзительная баллада «Where Are We Now», где Дэвид пытается осмыслить свое место в настоящем, робко оглядываясь через плечо и понимая, что назад возврата нет. Только таким и мог стать выход из затворничества человека, который приходит в студию в домашних тапочках и чувствует себя заблудившимся во времени, словно герой романа Воннегута «Бойня №5». Призрак XX века садится в поезд на Потсдамер Плац, заглядывает в ночной клуб на Нюрнбергер штрассе и гуляет среди мертвецов возле магазина Ка-Де-Ве... И ностальгическая открытка Берлину 70-х, где Боуи впервые ощутил полноценный дух свободы, на наших глазах разрастается в величественную медитацию, а ее автор с высоко поднятой головой уходит в вечность. 

По словам Висконти, Боуи верил: у него в запасе есть еще несколько месяцев. Он отчаянно хотел творить дальше, планировал запись следующего альбома и участвовал в создании мюзикла «Lazarus» — этому посвящена отдельная глава ленты Уотли. Причем уже в ноябре 2015го и Боуи, и его ближайшие соратники знали, что химиотерапия не помогла, и отныне рак не отступит. Хотя, убежден Висконти, Боуи не боялся. До конца сохранял поразительную работоспособность и бодрость духа и не позволял отчаиваться никому вокруг себя. Но тексты песен с «Blackstar» без обиняков говорили то, о чем сам Боуи предпочитал молчать. Конечно, лгать людям, как он часто повторял, являлось неотъемлемой частью его фабрики развлечений, но в этот раз он действительно прощался. Прощается с ним и Фрэнсис Уотли. И какими бы безнадежно горькими ни были последние минуты «Последних пяти лет», на них, как и на Боуи в клипе «Blackstar», откуда-то сверху проливается неземной, ослепительно яркий свет. Майор Том теперь дома. Человек уходит. Легенда живет.

 

«Дэвид Боуи: Последние пять лет»

единственный показ фильма «Дэвид Боуи: Последние пять лет» в рамках Beat Film Festival состоится 3 июня в кинотеатре Каро 11 Октябрь.  

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно