• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«По ту сторону надежды»

15 Июня 2017 | Автор текста: Елизавета Калугина
ROLLING STONE:
«По ту сторону надежды»

Кадр из фильма «По ту сторону надежды»

 


© outnow.ch

Финский режиссер Аки Каурисмяки немного удивил всех, заявив, что картина, представленная им на Берлинале 2017 и получившая «Серебряного медведя» за режиссуру, последняя в его карьере. Если знаменитый финн не передумает, то зрителей и престижные кинофестивали ожидает серьезная потеря. В плане масштаба Каурисмяки не уступает  Джиму Джармушу, даже проблематика их фильмов какое-то время совпадала: оба начинали творческий путь с исследования жизни «маленьких» людей, изгоев и аутсайдеров, и одинаково привносили изрядную долю романтики в порой беспросветные истории. В конце 80-х Джармуш даже снялся в фильме Аки «Ленинградские ковбои едут в Америку».

«Человек без прошлого» Каурисмяки и «Более странно, чем в раю» Джармуша пронизаны одной и той же смесью тоски и надежды на лучшее будущее, а герои этих фильмов далеки от любых экранных эталонов. Однако за развитием их историй наблюдать куда интереснее, чем за перипетиями иных супергеройских саг. И если впоследствии Джармуш пошел несколько другой дорогой, то Каурисмяки от заданного много лет назад курса так и не отклонился.

Кадр из фильма «По ту сторону надежды». Фото: outnow.ch

Режиссер прошел долгий путь от трагической и по-триеровски жестокой «Девушки со спичечной фабрики» до медитативного, полного надежды «Человека без прошлого» и доброго, трогательного и остросоциального «Гавра». Последняя лента Каурисмяки «По ту сторону надежды», которая, вполне возможно, завершит его внушительную кинокарьеру, — своего рода сплав всего, что он создал за эти тридцать с лишним лет; своеобразный коллаж с легко узнаваемыми цитатами из прежних картин. Едва ли не каждый его фильм — это надрывная история, которая заканчивается светло и оптимистично, и почти руководство к действию в экстремальной ситуации; недаром в 2016-м в Каннах режиссер получил приз «Золотой наставник». Его фильмы пронизаны стремлением к внутренней гармонии и неиссякающей надеждой в самых отчаянных ситуациях.

Архив RS: Гарри Дин Стентон: «Людишки такие гнусные, с ума меня сводят», 2006

Фильм «По ту сторону надежды», поднимающий, как и «Гавр», тему иммигрантов, получился гораздо более политизированным и куда менее оптимистичным, а с точки зрения сюжета, пожалуй, не самым удачным. Эта комедийная драма рассказывает о нелегальном иммигранте из Сирии Халеде (Шерван Хаджи), поглощенном поисками своей сестры, и помогающем ему предприимчивом пожилом финне Викстреме (Сакари Куосманен), который неожиданно решил заняться ресторанным бизнесом. События развиваются, как всегда, неторопливо; обстановка, как и во всех фильмах Каурисмяки, застыла где-то в начале 80-х (ноутбук и автоматические двери — неохотный компромисс), а политический месседж почти взял верх над романтикой и лиризмом. Здесь и аллюзия на «солдат Одина» (уличные антимигрантские патрули), и холодная бюрократия властей, и четкая позиция по вопросу беженцев. «По ту сторону надежды» звучит почти как политический манифест и призывает к гуманности, открытости и доброте, предлагая в то же время посмотреть на многое с чувством юмора и улыбкой.

Кадр из фильма «По ту сторону надежды». Фото: outnow.ch

Однако, как бы режиссер ни спешил идти в ногу со временем, особая экспрессия, свойственная его лентам, есть и в этом фильме. В «Девушке со спичечной фабрики» все бурные диалоги заменяет красноречивое молчание, достойное немого кино; эффектные знаковые сцены той же стилистики присутствуют в каждом его фильме. В начале новой ленты герой оставляет на столе обручальное кольцо и ключи и молча закрывает за собой дверь — это одна из самых выразительных немых сцен картины. Фильм не богат на находки, но в нем есть и винтажный шарм, и трогательные повороты сюжета, и отличная музыка, и стойкая вера в то, что не перевелись еще на земле добрые люди, — словом, все, чем так полюбились зрителю фильмы финского режиссера. Это все тот же Каурисмяки, правда согнувшийся под гнетом социальной ответственности. Но, может быть, именно так и нужно снимать в 2017-м?


«По ту сторону надежды»

Русская премьера 21 сентября. 

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно