• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Колдунья»

22 Июня 2017 | Автор текста: Алексей Комаров
ROLLING STONE:
«Колдунья»

«Колдунья»


© outnow.ch

Уже 22-го июня открывается 39-й Московский международный кинофестиваль. Вопреки расхожему мнению, что программы отечественных смотров не блещут оригинальностью, в этом году любопытных новинок в секциях ММКФ хоть отбавляй. «На пределе» Фатиха Акина (Приз за лучшую женскую роль на последнем Каннском кинофестивале), «120 ударов в минуту» (Гран-при жюри Канн), «Детство Жанны Д`Арк» Брюно Дюмона, «Сеть» Ким Ки Дука, «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки, «Люмьеры» Тьерри Фремо, «Семь минут» Микеле Плачидо, «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча» Энга Ли, «О теле и душе» Ильдико Эньеди («Золотой Медведь» Берлинале), «Призраки Исмаэля» с Марион Котийяр и Шарлоттой Генсбур, «Ужин» с Ричардом Гиром, «Молодой Годар» с Луи Гаррелем, «Порту» с последней ролью Антона Ельчина... Одним из первых же показанных фильмов стала мистическая трагикомедия «Колдунья», в буквальном переводе — «Ведьма любви», и отсутствие известных фамилий в титрах не помешало ей украсить всевозможные перечни лучших картин прошлого года, включая десятку главных хорроров по версии Rolling Stone. Абсолютно, надо сказать, заслуженно.

Независимый режиссер Анна Биллер выросла в семье дизайнера и художника, с ранних лет наблюдая, как мать фантазирует над изысканными платьями, а отец — над живописными полотнами. Позднее на эти артистические веяния наслоилось увлечение классикой мирового кинематографа вкупе с идеологией феминизма, соединившись в ленте из серии «Практической магии», «Иствикских ведьм» и «Зачарованных». Ленте дерзкой, сексуальной, снятой за мизерный миллион долларов, но эффектной и остроумно, подобно героиням лучших эротических триллеров, использующих свое тело в качестве инструмента для манипуляции бестолковыми мужиками. Будучи лишь вторым полнометражным проектом для Биллер, «Колдунья» отличается почерком не зрелого и уставшего от трудов праведных мастера, а любознательного и на редкость талантливого подмастерья, которому есть, что показать, рассказать и доказать. Пусть немалую долю этого удалось узнать, подглядев через плечо старших товарищей.

Магнетическая брюнетка Элейн (Саманта Робинсон) отправляется в Калифорнию с целью начать все с нуля после гибели супруга Джерри. Там она варит волшебные зелья, посещает языческие сборища, ходит на свидания и по мере сил пытается строить нормальные человеческие отношения. И зритель вслед за ее бойфрендами на сразу понимает, как верно реагировать на выходки Элейн — пугаться, восхищаться или возбуждаться. Но даже ведьмам, бывает, не везет, и какой бы обольстительной чертовкой она ни выглядела, неудачи преследуют ее по пятам. Вероятно, потому, что при работе над фильмом сама Биллер переживала не лучшие времена в личной жизни и то ли сознательно, то ли невольно придала центральному персонажу автобиографические черты. А может, потому, что весь мир наш — выжженная пустошь, и люди обречены скитаться по нему, словно тени в раю, заключенные в хрустальные купола своего одиночества.

Чисто внешне «Колдунья» — фантастически стильная штучка. Напомаженные девицы с фарфоровыми личиками кукол Барби с удовольствием позируют на фоне интерьеров в духе джалло, да и в целом общая атмосфера картины неприкрыто навеяна творчеством Дарио Ардженто и Марио Бавы, наряду с Хичкоком и Рассом Мейером и отчасти Дэвидом Линчем. А театрализованное представление в средневековом антураже, куда попадают Элейн с очередным ухажером, — прелестный оммаж Франко Дзеффирелли с «Ромео и Джульеттой». Но «Колдунью» нельзя назвать только стилистическим и в чем-то, безусловно, пародийным трибьютом 60-70-м. Благодаря камерам 35-мм и гипертрофированному, явно китчевому ретро Биллер одновременно подчеркивает фантасмагоричность окружения Элейн и обнажает универсальность ее переживаний вне зависимости от эпохи и исторического контекста. Женщина есть женщина, как говорил Жан-Люк Годар. Она может строить карьеру, заниматься искусством, воспитывать детей или, допустим, колесить с гуманитарной миссией по странам третьего мира, но в глубине души ей всегда хочется одного. Любви. Чистой, нежной, вечной. Желательно взаимной. В противном случае демоническая сущность, опять же таящаяся в каждой женщине, пробудится ото сна, и помоги вам Бог, если вас угораздило стать виновником этого пробуждения.

В цветовой гамме работы Биллер преобладают оттенки красного, общепризнанного символа страсти. Таковы наряды Элейн, маникюр, чемоданы, помада, кабриолет, постельное белье, декор ресторанов и вино в старинных бокалах. Но страсть в ее жизни неразрывно связана со смертью, Танатос и Эрос сплетаются воедино, а феминистический анекдот, где мужчины выставляются чем-то средним между грудными младенцами и комнатными зверьками, к финалу превращается в довольно мрачную общечеловеческую драму об иллюзорности счастья и утопичности надежд на его достижение. По крайней мере, в рамках повседневной реальности. Эскапизм, конечно, тоже не выход, но вдруг ничего иного просто не остается? Куда бы ни привели мечты, порой лететь на их крыльях в неизвестность гораздо заманчивее, чем плестись из пункта A в пункт B по набившему оскомину маршруту. Большинство людей выбирают второй вариант. И, погрязнув в обывательщине, даже находят в ней подобие уюта и душевного равновесия. Остальным, неисправимым фантазерам и безумцам, спокойствия не видать. Но именно о них снимают кино.

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно