• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Ужин»

26 Июня 2017 | Автор текста: Алексей Комаров
ROLLING STONE:
«Ужин»

Кадр из фильма «Ужин»


© outnow.ch

Когда в 2009 году мощная драма «Посланник» завоевала приз Берлинале за лучший сценарий и номинацию на Оскар в аналогичной категории, имя Орена Мувермана, и без того запоминающееся, гремело по миру. Столь бойкий старт заставил многих заговорить о появлении нового яркого таланта в режиссуре с весомыми надеждами на его дальнейшие свершения. Десять лет набивая руку на сценариях к чужим проектам, в том числе к «Меня там нет» Тодда Хейнса, он, казалось, в совершенстве постиг законы кинодраматургии, да и потенциал Бена Фостера с Вуди Харрельсоном раскрыл безупречно. Позднее Муверман воссоединился с последним на съемках «Бастиона», тягучего психологического триллера о продажном копе — излюбленный материал его соавтора Джеймса Эллроя. Горькую пилюлю скудных кассовых сборов подсластили дифирамбы критиков, причем Роджер Эберт расщедрился аж на высший балл. Муверман вновь нашел, чем удивить. Три года спустя он тоже привлек всеобщее внимание, превратив Ричарда Гира в бомжа для новой ленты «Перерыв на бездумье» в надежде открыть людям глаза на проблемы бездомных. Безусловно, благое начинание — за исключением того факта, что смотреть на это было невозможно: два часа хронометража по ощущениям длились добрых пять. Между делом Муверман успел побывать кандидатом на пост режиссера одного байопика, о Курте Кобейне, и спродюсировать другой — о лидере Beach Boys Брайане Уилсоне («Любовь и милосердие»).

В 2017-м Орен возвращается в Берлин. Вместе с тем же Гиром, Лорой Линни, Ребеккой Холл и Стивом Куганом. И четвертой по счету полнометражной картиной под названием «Ужин», своеобразным гибридом «Резни» Романа Полански и «Скромного обаяния буржуазии» Луиса Бунюэля. В кресле постановщика, кстати, Муверман сменил Кейт Бланшетт, большую фанатку литературного первоисточника — бестселлера Германа Коха, уже дважды экранизированного в Европе. По сюжету вспыльчивый учитель (Куган) с женой (Линни) собирается отужинать с братом-конгрессменом (Гир) и его спутницей (Холл), и в угоду кулинарному бэкграунду фильм разделен на главы с названиями «Аперитив», «Закуски», «Основное блюдо» и так далее. Но толком насладиться изысканной кухней роскошного ресторана героям не удается, поскольку сразу же на поверхность всплывают старые семейные счеты вперемежку с новыми, а в центре конфликта оказывается скандал с участием сыновей обоих братьев и забавы ради сожженной им нищенки. Замять преступление или выдать виновников? С учетом контекста, предвыборной гонки, — драматичная альтернатива, ведь в случае разоблачения конгрессмену придется забыть о посте губернатора. Как смириться с тем, что твой горячо любимый сын и наследник — законченная мразь? И чего будет стоить сделка с совестью при попытке спасти честь семьи? Важные, острые, болезненные вопросы. Но досадным образом ни один из ответов на них не возбуждает аппетит.

Собственно ужин занимает мизерную часть времени. В основном персонажи безнадежно торчат во флэшбэках, где нам доходчиво разжевывают, почему эти взрослые и вполне вроде бы состоявшиеся в жизни люди вдруг оказались несчастливы и теперь не в силах ни минуты провести на соседних стульях без взаимных упреков и обвинений. И все то, что электризовало и интриговало в романе Коха, в данной интерпретации навевает смертельную тоску. В отличие от упомянутой «Резни», где предельная замкнутость пространства и почти маниакальная концентрация Полански на происходящем сгущали напряжение до физически ощутимой плотности, «Ужин» напоминает непослушного подростка без царя в голове, который так и норовит сбежать к приставке или баскетбольному кольцу от тарелки с недоеденным супом. Муверман без конца мечется между разрозненными воспоминаниями, периодически возвращается в настоящее для подачи к столу очередного кушанья, а потом отправляется в экскурсы по американской истории под монотонный комментарий Стива Кугана. И тогда даже зритель с ангельским терпением начинает нервно озираться в раздумьях, не сочтут ли его невежей, если он сейчас встанет и уйдет. Ни на чем не удается сосредоточиться настолько, чтобы почувствовать симпатию к персонажам; самый приятный из них — официант, расхваливающий богатый ассортимент сыров, пока клиенты прямым текстом посылают беднягу к лешему. Скучные дядьки и тетки мечутся, скандалят, наигранно закатывают глаза и пытаются философствовать, но делают это скрепя сердце, машинально; буржуазия окончательно лишилась остатков обаяния, и верхушка сегодняшнего среднего класса в качестве объекта анализа выглядит жалко.

Перекочевавшее из «Перерыва на бездумье» занудное морализаторство Муверман по мере сил разбавляет мрачноватым юморком, и робкие старания развлечь аудиторию заслуживают благодарности. Хотя из уст глубокомысленно нахмуренного Кугана или Гира, с ленцой отрабатывающего очередной образ богача с высокими моральными принципами, вымученные шутки звучат удручающе. Представьте, будто вы нашли в салате здоровенного таракана, а вам в качестве компенсации предлагают вишневый пирожок. Вообще Муверману не свойственны компромиссы — он не питает иллюзий насчет возможного исправления человека к лучшему и гораздо охотнее окружает своих героев непроглядной тьмой. Именно в такой мрак ускользает Харрельсон в финале «Бастиона». В концовке «Ужина» — да, пиршество доводится-таки до логичного завершения — достигается подобие компромисса. Никому из присутствующих, впрочем, не принося удовлетворения. Каждая супружеская чета остается наедине со скользким осадком не решенной, а по-собачьи присыпанной песочком проблемы. Хорошо, когда после показа получается сходить на пресс-конференцию с создателями и свести обсуждение всех недомолвок к причудам Трампа. При отсутствии этой возможности итоги придется подводить самостоятельно. И осознать, что существует масса способов потратить свободное время с куда большей пользой. Сходить поесть, например.

«Ужин»

Фильм выходит в русский прокат 2-го ноября. 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно