• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Окча»

25 Июля 2017 | Автор текста: Елизавета Калугина
ROLLING STONE:
«Окча»

Джейк Джилленхол в фильме «Окча»


© outnow.ch

В полумраке скотобойни скользит хрупкая темноволосая девочка, за ней — гигантское животное, помесь свиньи и гиппопатама. Впереди них — двое охранников, по обе стороны от процессии, за ограждениями — сотни таких же обреченных на скорую смерть диковинных огромных животных. Ребенок на мгновение замедляет шаг и бросает через плечо быстрый взгляд, полный боли и бессилия. Окажись в Освенциме вынужденный посетитель, должно быть, он смотрел бы примерно так.

«Окча» корейского режиссера Пон Джун-хо — явление уникальное. Уколы миру корпораций переплетаются здесь с историей о дружбе, доброте, наивности и отчаянной отваге. Это абсолютно фантастическая и в то же время злободневная драма. Несмотря на серьезную проблематику картины и поднимаемые вопросы, авторам удается избежать и пафоса, и менторской интоннации, и чрезмерной сентиментальности. 

Сюжет построен по тому же принципу, что и «Поиски Немо»: в роли Немо — гигантская свинка по кличке Окча, которую нужно вырвать из лап бездушной корпорации. Протагонисты здесь девочка Ми-джа, выросшая в горах бок о бок с Окчей, и устрашающая банда защитников природы, которые вместо оружия используют зонтики и извиняются каждый раз, когда отправляют противника в отключку.

Тильде Сунтон, сыгравшей сразу две роли (близнецов Мирандо), как нельзя лучше идут образы нервных, стервозных и жестоких дам, попеременно управляющих мясным концерном. А признать в придурковатом ветеринаре-телезвезде с пронзительным писклявым голосом самого Джейка Джилленхола практически невозможно. Кроме того, в картине появляется популярная среди молодого поколения актриса Лили Коллинз, которой отведена тут второстепенная и почти немая роль. Однако переживать за Коллинз не стоит: вскоре на экраны выйдет ее практически сольный бенефис в другом многообещающем проекте Netflix — медицинской драме «До костей».

Джун-хо в своей ленте затрагивает множество проблем, главные из которых — алчность и жестокость мясной промышленности, которая мучает животных и беззастенчиво обманывает потребителей. «За низкую цену они сожрут, что угодно», — бросает героиня Суинтон, и эта реплика емко дополняет лейтмотив картины. Другой немаловажный аспект «Окчи» — единение человека и природы, первозданное состояние, которое рассматривается здесь как главный источник гармонии и счастья. Активисты-зоозащитники, напоминающие то супергероев, то злодеев из мюзикла, изображены здесь как некая радикальная сила, которая поддерживает в современном равнодушном и циничном мире необходимый баланс.

Животные у Джун-хо умом и силой эмоций мало отличаются от людей, разве что говорить не могут. На этот счет существуют разные точки зрения, но «Окча» заставляет поразмыслить и над этим. Здесь нет призывов стать веганом и набивших оскомину рассуждений о том, что и как нужно употреблять в пищу. Никто не продает мейнстримные лозунги вроде «живи осознанно, спаси планету» и не читает лекций об экологии и мясной промышленности. Здесь противопоставлены две простые вещи: наслаждение от невероятно вкусного мяса свинопотамов, которое испытывает пестрая кричащая толпа, и реальные страдания живых существ. Излюбленная защитниками животных тема «почему корова — бифштекс, а собака — друг» здесь раскрыта с неожиданной стороны. Нам показаны идиллическая дружба Ми-джи и Окчи, способность животного любить и сопереживать, его своеобразный характер и жажда жизни.

В глазах зрителя Окча — полноценный персонаж фильма. Но вдруг действие переносится на скотобойню, где с потолка свисают десятки развороченных туш таких же Окч, и вот уже аккуратно нарезанные куски мяса скользят по конвейеру, чтобы оказаться в типовых упаковках и вскоре перекочевать на бессчисленные кухни, а после — в бездонные тарелки и ненасытные желудки. Финал ленты, поражающий своей глубиной, cкорее всего обманет ожидания зрителей. Сложно сказать, счастливый он или нет, но четко просматриваемое противоречие подталкивает к более глобальному мышлению.  

«Окча» получила в Каннах номинацию на Золотую пальмовую ветвь, но путь ее на фестиваль был тернист. Стриминговый гигант Netflix отказался показывать фильм на экранах французских кинотеатров, что идет вразрез с фестивальными требованиями. Однако после долгих споров для ленты Джун-хо все же было сделано исключение. Французские журналисты, недовольные этим решением, освистали на премьере логотип кампании, но сам фильм приняли благосклонно. Авторитетный журнал «Screen», во время фестивалей ежедневно публикующий таблицы с оценками критики, в итоге поставил «Окчу» на 6-ое место с 2,4 баллами из 4. Результат более чем достойный, возможно, он мог бы оказаться выше, будь производителем ленты другая кампания. Как и положено настоящему произведению искусства, «Окчу» сложно отнести к конкретной жанровой категории. Она уморительна, красива и пропитана едкой иронией и неизживаемой печалью, а между строк — размышления об обществе потребления и его гибельных тенденциях. Впрочем, картине не чужда и оптимистичная нота: пока Фронт освобождения животных противостоит корпорации Мирандо, у каждый Ми-джи будет своя Окча.     

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно