• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Оно»

7 Сентября 2017 | Автор текста: Алексей Комаров
ROLLING STONE:
«Оно»

Кадр из фильма «Оно»


© outnow.ch

Похоже, блокировка Дональдом Трампом в твиттере беспокоит Стивена Кинга куда больше, чем качество новой экранизации «Оно». В отместку писатель запретил президенту смотреть этот фильм, а вдобавок еще и сериал «Мистер Мерседес», с ремаркой «Никаких тебе клоунов, Дональд». Трудно сказать, сильно ли расстроится Трамп, воздержавшись от просмотра. Не менее сложно предугадать, много ли он приобретет, если вопреки вето решит ознакомиться с картиной Андреса Мускетти. Ситуация с рядовыми зрителями аналогичная. Со времени предыдущей экранизации прошло 27 лет — именно с таким промежутком, кстати, в городке Дерри, штат Мэн, пропадают дети — и свежее прочтение объективно назрело. Другое дело, что достоинства и недостатки у этого прочтения одинаково весомы, а итоговый вердикт определяется не только степенью вашего преклонения перед книжным оригиналом, но и умением от него абстрагироваться.

Конечно, разбивка «Оно» на две части, о противостоянии с воплощенным в облике Клоуна Пеннивайза вселенским злом отдельно детей и взрослых, хоронит оригинальную идею о тесном переплетении временных пластов, когда демоны прошлого воскресали в настоящем, а воспоминания об одержанной однажды победе придавали сил для грядущих сражений. Но и в таком виде лента выглядит эффектно, во многом благодаря перенесению действия из 1950-х в более близкие и понятые создателям 80-е.  Отсюда — отсылки к вышедшим в то десятилетие классическим киноадаптациям Кинга вроде «Кэрри» с «Останься со мной» и соответствующий саундтрек с акцентом на творчестве New Kids On The Block. А также меланхолично уютная атмосфера американского захолустья глазами тинейджеров, вновь вошедшая в моду с проектом «Stranger Things», — блеснувший в нем Финн Вулфард в «Оно» исполнил роль Ричи Тозиера, Человека с тысячью голосами. Теперь он говорит лишь одним голосом, зато неустанно похабничает и подтрунивает над мамашей субтильного Эдди Каспбрака. «Дурачество всегда помогает, когда попадаешь в странные ситуации», — считал книжный Ричи, и к фильму это тоже относится. Его смешливое обаяние подкупает задолго до начала главных зверств.

Кадр из фильма «Оно». Фото: outnow.ch

Конкурировать с Вулфардом по уровню известности среди артистов-подростков может разве что исполнитель центральной роли Билла Денбро Джейден Либерер — за его плечами участие в «Святом Винсенте» и «Midnight Special». Уайатт Олефф (Стэнли Урис) играл юного Питера Квилла в «Стражах Галактики», а Николас Хэмилтон (хулиган Генри Бауэрс) — сына Вигго Мортенсена в «Капитане Фантастик»; остальным похвастаться в принципе нечем. Но отсутствие звездного статуса не помешало им создать вполне кинговские образы отважных аутсайдеров с высокими идеалами и монстрами под кроватью. Касту второй части, какими бы опытными и титулованными ни оказались новые актеры, предстоит потрудиться, чтобы воссоздать хоть подобие поистине химического контакта между предшественниками. Пожертвовав частью сюжетных линий и персонажных характеристик, Мускетти, между тем, сумел передать важнейшую составляющую романа — ощущение настоящей дружбы, обостренной рискованной пляской со смертью, и чисто ребяческое упоение молодостью, когда под колесами велосипеда, кажется, вращается целая планета. 

Стивен Кинг о Трампе, работе писателя и о том, почему селфи — это зло

И пусть останется дискуссионным вопрос, чего Денбро и толстяк Билл Хэнском боятся больше — встретить зловещего Клоуна или поцеловать свою подружку Беверли Марш (после сыгравшей ее Софии Лиллис в продолжении отчаянно хочется увидеть Джессику Честейн). В 13 лет одно другого стоит. Воплощенный Биллом Скарсгардом образ Пеннивайза смело назовем каноническим — лучшей визитной карточки в пиар-кампании нельзя и пожелать. На экране он мелькает часто и внезапно, лишая застывший в знойной полудреме Дерри хрупкого равновесия, а оператор Чон Джон-хун («Служанка», «Олдбой») и композитор Бенджамин Уоллфиш мастерски превращают его появления в эффектное и жутковатое шоу. Визуально-звуковое роскошество работы Мускетти даже мешает реально испугаться. Увлекшись блестящей постановкой, нередко забываешь, что вообще-то этот стиляга Клоун с идеальным гримом убивает людей и сеет вокруг хаос. В целом «Оно» твердо стоит обеими ногами на земле. Здесь нет галлюциногенных блужданий по дебрям подсознания в ходе индейских ритуалов, возвышающих книжку от рядового ужастика до метафизического эпоса о природе Добра и Зла как высших морально-этических категорий. Не возникает и трепетания перед ледяным потусторонним ужасом, ибо Зло скорее материально, и ему можно настучать по физиономии бейсбольной битой. Пеннивайз охотно треплет неокрепшие нервишки и стращает врагов мрачными иллюзиями, но в конечном счете все сводится к рукопашной схватке на Нейболт-стрит, где Клоун пускает в ход зубы с когтями, а ребята — выдернутые из забора железные пруты.

Самому Кингу новая версия «Оно» неожиданно приглянулась. То ли он с годами стал дружелюбнее, растратив всю ненависть на «Сияние» Кубрика, то ли Мускетти и правда смог выбить из старой истории пыль и заставить ее засверкать яркими красками. С пылью испарилась масса деталей и философских подтекстов, зато в избытке сохранились юмор, кровь, беготня с фонариками по канализации и ностальгический флер утекающей сквозь пальцы юности в последнее безмятежное лето на закате детства. И, если подумать, это не так уж и мало. Добро пожаловать в клуб неудачников.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно