• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Сделано в Америке»

29 Сентября 2017 | Автор текста: Алексей Комаров
ROLLING STONE:
«Сделано в Америке»

Том Круз в фильме «Сделано в Америке»


© outnow.ch

Честь открытия Фестиваля американского кино-2017 символически выпала произведению под названием «Сделано в Америке». После камерной и, прямо скажем, неудачной военной драмы «Стена» режиссер Даг Лайман возвращается к тому, что умеет делать лучше всего, — снимать фильмы с Томом Крузом. На сей раз, в жанре авантюрной трагикомедии и по мотивам невероятной биографии Барри Сила, одного из величайших трикстеров в истории. Талантливый пилот, он втихаря занимается контрабандой сигар, пока его не вербует ЦРУ для секретных полетов с целью сбора фото-компромата на «врагов демократии» в Латинской Америке. Во время одной из подобных командировок на заре 1980-х он знакомится с Пабло Эскобаром, братьями Очоа и прочими одиозными личностями из Медельинского наркокартеля, решает перевозить для них горы кокаина и скоро начинает заколачивать столько денег, что ими впору обклеивать стены вместо обоев.

Стремительное и не вполне законное обогащение как одна из форм Американской Мечты — тема зверски популярная. «Поймай меня, если сможешь», «Кокаин», «Волк с Уолл-Стрит», прошлогодние «Парни со стволами» и «Золото» — везде речь идет о хитроумных, пробивных плутах, которые закручивают грандиозные махинации с наркотиками, оружием и Бог знает чем еще, но в погоне за материальной выгодой беднеют духом и в итоге оказываются у разбитого корыта. Нередко их аферы совершаются с молчаливого согласия американских властей, а то и при их непосредственном участии. Служба Родине, как показывает практика, ничуть не мешает параллельным поискам личной выгоды. Вот и Сил становится неприлично богатым исключительно благодаря собственной смекалке и капельке везения, с одобрительным подмигиванием ЦРУ и в полной гармонии с исконно американской концепцией self-made person.

Том Круз исполняет лучшую роль со времен как минимум «Соучастника» и «Последнего самурая». В кои-то веки он не пускает в ход кулаки и не хватается за пистолет при каждом удобном случае. Зато вычерчивает в небе лихие пируэты на самолете, без остановки сорит деньгами, занимается любовью с красоткой женой, в том числе в вышеупомянутом самолете, и ухитряется сверкать ослепительной улыбкой даже балансируя на лезвии бритвы. У него нет ни врагов, ни друзей в общепринятом смысле слова. ЦРУ и колумбийские наркобароны вроде бы подкидывают ему работенку, но первые всегда могут его засадить, а вторые — бросить где-нибудь в джунглях с пулей в затылке. А поскольку Сил, как и прочие трикстеры, абсолютно лишен тормозов, расплата не заставляет себя долго ждать.

Дружески настроенная система — могущественный союзник. Пока ты приносишь пользу, на мелкие шалости ценой в сотни тысяч долларов охотно закроют глаза. Но стоит попытаться обвести систему вокруг пальца, она непременно даст сдачи. Или, что еще хуже, просто вычеркнет тебя из памяти. Когда твой шкаф ломится от скелетов, такой расклад, конечно, идеален. Хуже, если крыша дает протечку в грозу — ты нервно барахтаешься по горло в воде, пытаешься выплыть, но все совершенное тобой дерьмо тяжелым пушечным ядром утягивает на глубину, в пучину ада слишком дурацких или чересчур самонадеянных поступков с трагичными последствиями. В конечном счете, всему миру на тебя плевать, считают даг Лайман и сценарист Гэри Спинелли и убедительно доказывают это на примере Сила. Двойная игра информатора-наркокурьера накрылась, когда Рональд Рейган обнародовал сделанный скрытой камерой совместный снимок Сила с Эскобаром и компанией в процессе загрузки на борт самолета тонны кокаина. Короткая счастливая жизнь. Короткая печальная смерть.

Рецензия на фильм с Томом Крузом «Рок на века»

«Сделано в Америке» обобщает лучшее, что есть в Лаймане-режиссере: зрелищную, а за счет трясущейся ручной камеры и рваного монтажа еще и необыкновенно энергичную постановку, умение внятно рассказать и эффектно подать неординарную историю, а также рассуждать о серьезных вещах с ехидной ухмылкой. Из фильма Лаймана могла бы выйти первосортная комедия, если бы от нее не веяло такой циничной безысходностью. Барри Сил — действительно чистейшее воплощение американского менталитета, воплощение слегка утрированное и карикатурное, как и откровенно дурашливый портрет ЦРУ в лице героя Донала Глисона. Но зафиксированные еще в Декларации независимости неотчуждаемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью, поначалу, казалось бы, реализованные Силом по максимуму, обрываются одной автоматной очередью. Человек перестает существовать. Великая американская держава продолжает процветать. Стоило ли гладить ее против шерсти? В реальности, может, и нет. Но мифотворческая сила искусства кинематографа все-таки позволяет нам утверждать: этот парень имел право на шанс.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно