• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Приключения медведя Бригсби»

10 Октября 2017 | Автор текста: Алексей Комаров
ROLLING STONE:
«Приключения медведя Бригсби»

Кадр из фильма «Приключения медведя Бригсби»


© outnow.ch

Первая волна Фестиваля американского кино завершилась, оставив приятное послевкусие и сладостное ожидание волны второй с хитовыми «Stronger» и «Call Me By Your Name». Это уже принципиально иное кино, нашумевшее, звездное, потенциально «оскаровского» калибра. И с приближением наградного сезона особенно ценными становятся маленькие, тихие ленты, практически обойденные вниманием широкой публики, но достойные всевозможных почестей ничуть не меньше титулованных грандов. Одна из таких — «Приключения медведя Бригсби», летом показанная в рамках программы «Спектр» Московского международного кинофестиваля, а сейчас на короткое время вернувшаяся на большой экран благодаря Амфесту. За ее плечами — Сандэнс и Канны, но столичные зрители конечно, охотнее шли на Тома Круза или Ричарда Гира, чем на скромную трагикомедию с причудливым до чертиков сюжетом. И лишали себя массы удовольствия, бедолаги.

Спустя 25 лет после похищения Джеймса (Кайл Муни) парочкой не вполне психически здоровых людей ФБР освобождает парня и возвращает в настоящую семью. Запуганный рассказами о глобальной катастрофе и отравившем атмосферу ядовитом газе, он с младенчества не покидал пределов бункера, и теперь ему предстоит впервые познакомиться с прелестями и горестями реальной жизни. Но есть проблема: лже-отец (Марк Хэмилл) воспитал в нем почти наркотическую зависимость от сериала про медведя Бригсби, героя из космоса, который он из года в год создавал в своем сарае специально для Джеймса (и успел поставить несколько сотен эпизодов). Узнав, что на самом деле сериала не существует, Джеймс ищет утешение в обычных человеческих радостях. Например — в посещении вечеринки, где и выпивкой угостят, и косячок подсунут, и с симпатичной девчонкой познакомят. Но постепенно Джеймс понимает: единственный способ залечить нарывающий в груди из-за расставания с Бригсби шрам — завершить шоу своими силами.

Фильм Дэйва МакКери, выросший из серии совместных с Кайлом Муни короткометражек (оба, кстати, работают на «Saturday Night Live»), абсолютно лишен амбиций в привычном смысле. Эта сравнительно неторопливая, уютная картина не замахивается на проблемы планетарного масштаба. Ну, или хотя бы не заявляет о них во всеуслышание.

«Бригсби» говорит о вещах сугубо личных, нередко — автобиографических для исполнителя главной роли, и говорит вкрадчиво, шепотом, но его тихое бормотание проникает в душу куда вернее любых громогласных сентенций. Он бормочет о таинственной природе вдохновения, об эфемерной грани между лихорадочным творческим порывом и рождением подлинного искусства, о фанатичной одержимости как важнейшем условии создания чего-то стоящего и о живущем внутри каждого художника ребенке. «Никто не любит гениальных детей», писал поэт Лэнгстон Хьюз, и Джеймс тоже не сильно счастлив, по крайней мере сначала. Ведь чем необыкновеннее твоя задумка, тем ожесточеннее будет ее осуждение. Но кино — штука коллективная, и без поддержки единомышленников далеко не уедешь. А если они окажутся психами типа тебя — считай себя везунчиком.

«Бригсби», смешной до боли в скулах и трогательно-ранимый, как выпавший из гнезда птенец, напоминает коктейль из «Шоу Трумана», «Фрэнка» и «Комнаты»; в Джеймсе же соединяются Эд Вуд, Томми Вайсо и Ригган из «Бердмэна». Его хождение по мукам — типичная история «неожиданного достоинства невежества». Персонаж не слишком адекватный, откровенный гик, иными словами, на коленке кропает несусветную чушь, по мнению людей разумных и серьезных, но кропает с бесконечной любовью к процессу, и ответное, не менее горячее чувство пожаром вспыхивает в сердцах зрителей даже с эмоциональным диапазоном цветочного горшка. Наивность Джеймса обезоруживает, а преданность вымышленному миру Бригсби напоминает о ныне великих фантазерах вроде Бертона, Линча и Гиллиама, каждый из которых на заре карьеры отталкивался в целом от того же. От нелепых, туманных, дурацких идей. Исписанных листков, пришпиленных к стенке в спальне. И готовности к немалым жертвам ради осуществления мечты. 

Помните свою реакцию, когда вам сообщили или случайно проболтались, что Деда Мороза и Зубной Феи не существует? Обиду, злость, разочарование, в итоге упершихся в такую несправедливую, но неизбежную вещь, как взросление? Можно согласиться с правилами игры и действительно повзрослеть, принять реальность с ее скучной заурядностью. А можно придумать ее суррогат. Если под руку подвернется камера — тем лучше: с ее помощью поколение с воспитанным телевидением менталитетом стремительно перевернет Землю. «May our minds be stronger tomorrow», — говорит герой Хэмилла вместо молитвы перед едой, и пусть это напутствие исходит от похитителя детей, его актуальность неоспорима. То, что нас не убивает, делает нас страннее.

Новые показы в рамках Фестиваля американского кино пройдут с 16 по 31 октября.

Фильм будет также показан в 20 городах Амфеста. Подробнее о расписании здесь

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно