• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Двуличный любовник»

20 Октября 2017 | Автор текста: Алексей Комаров
ROLLING STONE:
«Двуличный любовник»

Кадр из фильма «Двуличный любовник»


© outnow.ch

Хлоя (Марина Вакт), 25-летняя бывшая модель, живет с котом, не состоит в постоянных отношениях и считает, что не способна любить. Напуганная постоянной болью в животе, она решает обратиться к психологу Полю (Жереми Ренье), считая корнем бед проблему духовную — нехватку любви со стороны родителей и мужчин. Психолог оказывается человеком мягким и чутким, вскоре между ними вспыхивает романтическая искра, и вот уже бывшая пациентка пакует вещи и перебирается к нему на квартиру. Но смутная тревога Хлои продолжать омрачать идиллию их совместной жизни, даже когда она устраивается на работу смотрительницей в музей современного искусства, чтобы решить проблему переизбытка свободного времени. Однажды из окна автобуса она замечает субъекта, поразительно похожего на своего возлюбленного, и клубок противоречий окончательно запутывается.

Перевод названия новой картины Франсуа Озона «L'Amant Double» как «Двуличный любовник» неточен. В буквальном значении «double» значит «двойной», «двойственный», «удвоенный» или, выражаясь более литературным языком, «двуликий». Содержащийся в понятии двуличия оттенок лицемерия может ввести в заблуждение, поскольку на самом деле все гораздо проще: любовников здесь физически двое. Хотя, безусловно, каждый из них не лишен коварства, а их козни нередко выбивают у девушки почву под ногами. Определенную тревогу испытывает и зритель, как, впрочем, и на других фильмах Озона, где фантазии, грезы и фобии порой становятся для героев суррогатом мира реального. Но если в «Бассейне», «Под песком» или «В доме» подобное размытие границ между измерениями с неизменным открытым финалом интриговало и распаляло воображение, то «Любовник» неприятно удивляет явно наигранными попытками эпатировать публику за счет внешних эффектов, без особого внимания к сюжету и драматургии. Недаром картину открывает крупный план влагалища, после изящной монтажной склейки плавно перетекающий в изображение глаза.

Озона всегда воодушевляли классики. Хичкок, Годар, Фассбиндер, Шаброль, Альмодовар. В данном случае указать источники вдохновения тоже не составляет труда. «Любовник» балансирует на двух китах — Кроненберге со «Связанными насмерть» и Де Пальмой с «Сестрами» и «Бритвой» (обожающий тему гендерной идентификации Озон регулярно включает последний фильм в список своих главных фаворитов всех времен). Франсуа с привычной въедливостью анализирует особенности женской психологии, страх перед беременностью и одновременно горячее желание иметь детей, а также вероятность смертельного одиночества даже наедине с любимым мужчиной, и в подобных интеллектуальных упражнениях ему по-прежнему нет равных. Но уклон в физиологию с интригой вокруг феномена паразитизма среди близнецов кажется ходом чересчур надуманным, грубым и примитивным для воздушной режиссерской манеры и сложной системы ценностей Озона.

Проблема манипулирования одной личности другой занимала Озона уже на старте карьеры, когда в конце 90-х он выпустил «Криминальных любовников» и «Капли дождя на раскаленных скалах». Периодически он возвращался к вопросам доминирования и подчинения в большинстве следующих работ; не остался от них в стороне и теперь. Жереми Ренье, как и Джереми Айронс в «Связанных насмерть», играет близнецов с противоположными характерами — робкого и развязного, добродушного и жестокого. Один вроде бы сопереживает Хлое, другой пытается подавить ее волю, и Озон не был бы Озоном, если бы не наполнил их любовный треугольник всяческими сексуальными девиациями. В принципе, фанатов его творчества нелегко смутить демонстрацией извращений: просмотр «Новой подружки» (2014) засчитывается в качестве прохождения теста на стрессоустойчивость. Но даже грустный трансвестит в исполнении Ромена Дюриса вызывал куда большую эмпатию, чем персонажи «Двуличного», отлично сыгранные, но схематичные, безжизненные, морально неполноценные. Страдающая неврастеничка меж двух огней. Мезальянс врача и пациентки. Зловещий двойник. Смахивает на набор примитивных клише из второсортных триллеров для простонародья.

Озоновый слой: 10 композиций к фильмам Франсуа Озона

Озон обычно делает центральным объектом внимания и главным действующим лицом женщину. Женщину, которая нуждается в мужчинах, но часто оказывается их жертвой и поэтому неосознанно или сознательно мстит за унижения. В первом случае она может, например, в буквальном смысле затрахать кавалера до смерти, как сделала героиня той же Вакт в ленте «Молода и прекрасна». Во втором — покрепче сжать маленькими хрупкими ручками пистолет. В контексте скандала с Харви Вайнштейном в отмщении через постель есть своя горькая ирония, но здесь Озону изменяет даже чувство юмора, если не считать забавного образа сумасшедшей кошатницы — соседки Хлои. «Двуличный» — это стильная, эстетская штучка, приятная слуху и глазу, особенно в многочисленных сценах с обнаженной Вакт, однако в нем нет той легкости, теплоты и чисто французской кокетливой иронии, позволявших не только зауважать Озона-режиссера, но еще и полюбить Озона-человека. За вылизанным до блеска визуальным рядом и красивыми лицами зияет пустота, стерильно белые стены, как в музее, где Вакт создает видимость работы, безучастно сидя на стуле и пялясь в стену. Что ж, в зрительном зале чувствуешь себя примерно так же.

«Двуличный»

Фильм уже в русском прокате. 

 

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно