• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

«Тайна Коко»

23 Ноября 2017 | Автор текста: Алексей Комаров
ROLLING STONE:
«Тайна Коко»

«Тайна Коко»

Спустя почти два месяца после Хэллоуина в отечественный прокат с песнями и плясками врывается главное анимационное приключение года — очередной шедевр студии Pixar «Тайна Коко», вошедший в лонг-лист анимационных фильмов «Оскара»-2018. Парадоксальным образом московская премьера совпала с отставкой обвиненного в домогательствах сооснователя Pixar Джона Лассетера, который вслед за Харви Вайнштейном, Кевином Спейси и целой когортой иных ранее респектабельных деятелей киноиндустрии стал жертвой голливудской «охоты на ведьмаков». Лассетер выступил с публичными извинениями в адрес тех, кому могли нанести вред его приставания, и решил взять полугодовой отпуск для раздумий над неподобающим поведением. Конечно, всегда найдутся обиженные и оскорбленные, готовые выступить с пламенным манифестом о «треклятых извращенцах», проникших на священную территорию детских мультяшек. Но людям здравомыслящим никакие скандалы не помешают получить наслаждение от увлекательного путешествия в солнечную Мексику, поистине целительного в конце ноября и способного воскресить в зрителе разумное-доброе-вечное вопреки любому хаосу.

По сюжету над родом 12-летнего Мигеля тяготеет проклятие: после того, как его прапрадед с гитарой наперевес вышел за порог и бросил жену с ребенком, на музыку в их семье наложено окончательное и бесповоротное табу. Мальчишка вяло чистит башмаки на площади и с тоской поглядывает на памятник своему кумиру, элвисоподобному мачо Эрнесто Де Ла Крузу, красавцу-певцу с усиками Кэри Гранта. Вот бы хоть разок тоже оказаться на сцене, ощутить энергетику восторженно ревущей многотысячной толпы, приходящей в экстаз от твоих слов, жестов, взглядов! Жаль, родственники уверены, что ремесло сапожника куда больше подходит для юного босяка. Поэтому, когда во время национального праздника Дня мертвых (Dia de los Muertos) Мигель магическим образом переносится в потусторонний мир усопших, он бросается на поиски Де Ла Круза, дабы тот благословил его на занятие музыкой. Но получить благословение нужно до рассвета, иначе Мигель навеки останется среди призраков.

«Лови свой миг удачи», — гласит надпись на памятнике Де Ла Крузу, отражая основную, пожалуй, концепцию Pixar. Пиксаровские мультфильмы традиционно вращались вокруг отверженных, будь то субтильный динозавр, брошенные хозяином игрушки, одержимый кулинарией крысенок или одинокий старик с гигантской связкой воздушных шаров. Каждый из них бросает вызов судьбе, наперекор мнению окружающих или собственным комплексам достигает заветной цели, дает вдохновляющий пример мужества, стойкости и веры в себя. «Коко» — так зовут бабушку Мигеля — в этом плане не исключение. Тернистый путь парнишки в погоне за всесильным демиургом в лице Де Ла Круза — метафора трудностей, через которые неминуемо приходится проходить всем без исключения представителям искусства. Если, конечно, их творчество по-настоящему выстрадано, а не лицемерно сгенерировано ради престижа или материальных благ.

Режиссер Ли Анкрич, обладатель «Оскара» за грандиозный триквел «Истории игрушек», иллюстрирует эту идею множеством музыкальных и вокальных номеров (к сожалению, дублированных) и десятками потешных гэгов с участием веселых скелетов и непослушной собаченцией Мигеля по кличке Данте. «Коко» вышел ярким, пестрым, колоритным, в нем с избытком хватает чисто простонародной, бесшабашной мексиканской удали, но в сухом остатке — печальное и слегка разрывающее душу томление. Даже на самого задиристого мачо и завзятого кутилу порой нападает неясный сплин, и в разгар карнавала, после опрокинутой залпом стопки текилы он роняет кудрявую голову на грудь. С тоской вспоминает тех, с кем больше не встретится в реальном мире. Осознает неотвратимость и своего перехода в царство теней в отведенный ему срок. Все создано духом, на всем его власть, и создано лишь для того, чтобы пасть, как писал Джек Керуак в «Бродягах Дхармы». Но неизбежность конца еще не означает необходимость бояться его наступления.

Притягательность «Коко» не только в том, что популярная формула «будь собой, остальные роли заняты» здесь искрится разноцветными красками, а чудаковатые персонажи достойны места в пантеоне лучших героев в истории Pixar. Развлекательные элементы вплетены в целую философскую систему, выстроенную вокруг понятия памяти предков. Согласно поверьям, в Dia de los Muertos духи навещают живых потомков, а после возвращаются в загробный мир. Но если не остается никого, кто бы помянул их добрым словом и выставил их фотографию на алтарь, и мертвые могут умереть, уйти в небытие, где уже нет ни огромных летающих ягуаров, ни добродушных озорных привидений. Лишь пустота, безвременье и непроглядная тьма. Проживи жизнь так, чтобы тебя запомнили, и сам не забывай других, наставляет Анкрич. Нет наказания страшнее забвения. Испустив последний вздох, мы продолжаем существовать в памяти близких. Не удивительно, что выйдя с сеанса и выжав мокрый от слез носовой платок, отчаянно жаждешь прижать их к сердцу. Редкая в наше время птица, этот «Коко» — картина, вселяющая страстное, непреодолимое желание любить. И даже соляной столб ответит ей взаимностью.

Фильм «Тайна Коко» уже в прокате.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно