• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Игорь Мухин. «Я видел рок-н-ролл»: открытие выставки

4 Июля 2016 | Автор текста: Ксения Циммерман
Игорь Мухин. «Я видел рок-н-ролл»: открытие выставки
Игорь Мухин. «Я видел рок-н-ролл»: открытие выставки

«Рок-н-ролла уже не существует», — говорит куратор выставки Игорь Лебедев, стоя с RS на просторной лестничной площадке Росфото. В Петербурге жара, а двери в выставочные залы нового проекта Игоря Мухина «Я видел рок-н-ролл» все не открывают, поэтому гости хаотично перемещаются от кофе-автоматов к живительным глоткам воздуха на улицу. Питерский фотограф Лебедев, который сам себя называет себя не куратором, а сопровождающим выставки, стоит рядом с афишей, на которой изображена напоминающая ножницы фигура молодого Гаркуши. Знаменитый снимок нахохлившегося худощавого участника «АукцЫона», стоящего на углу улицы и озирающегося по сторонам одновременно с вызовом и с опаской, — одна из многих знаковых фотографий Мухина, составивших черно-белый иконостас русской рок-музыки в решающий момент на изломе 1980-х — 1990-х. Мухин задокументировал тот заповедный период, когда бурлящая дурная кровь звала непокорную растрепанную молодежь делать звуки волнующей напряженной музыки, которую и называют рок-н-роллом.

Виктор Цой, квартирник, Москва, 1986 год

«На концертах сейчас нет ощущения опасности. Они не собирают людей, — констатирует Лебедев. — Получается, мы снова сделали историческую выставку: о том, как это было. Но на самом деле для Игоря это не так». История Мухина — даже не про музыку, а про время и пространство, из которых сама собой высеклась какая-то необъяснимая и важная до сих пор искра: «Мне было интересно исследовать время. Казалось, что это государство будет жить вечно. Но тут что-то начало происходить». «Эти фотографии — такой способ идентификация самого себя в пространстве. Тот же Цой не интересен Мухину как персонаж. Вернее, он интересен ему как один из персонажей того нового, что начало происходить вокруг», — говорит Лебедев.

На вопрос, слушал ли он музыку к тому моменту, когда начинался этот проект, Мухин отвечает утвердительно, но делает ремарку: «Специально рок-музыкантов я не снимал, я не ставил себе такую задачу. Я фотографировал молодых людей, таких же, как я, и получалось, что в кадр иногда попадал кто-то из них. Во всем этом самым главным для меня было выйти на улицу — и удивиться, что ты не один».

Что значит «я видел рок-н-ролл»? Это можно прочитать как слова свидетеля большого нарратива, который породил вселенную, но теперь подошел к концу.

Паук и «Коррозия металла», 1986 год. Фото: Игорь Мухин

Изогнувшийся Мамонов с перекошенным воплем ртом, выглядывающая из темноты Дуня Смирнова с нарисованным на плече сердцем, Гребенщиков, пересекающий Исаакиевскую площадь, снова Мамонов, моющий кружку у себя на кухне, безымянные отчаянно стильные панки, бороздящие просторы московских и питерских злых улиц. Фотографии подписаны названиями городов — никаких больших имен известных персонажей. Игорь говорит, что это не концептуальное решение — скорее всего, так случилось из-за спешки, в которой монтировалась выставка. Но все равно эти лица сливаются в прекрасный ряд молодых людей, чьи головы занимали примерно одни и те же мысли о побеге, освобождении и выражении себя — и это гораздо важнее полумифических звездных имен.

Сам Мухин говорит, что сейчас подобное бурление и жар огня тревожной молодости он способен ощутить только на концертах своей новой любимой группы — радикальной «Панк-фракции Красных Бригад». Там для него происходит что-то, что всегда стояло за рок-музыкой и в чем-то было даже больше ее самой — то, чем отмечены все эти снимки Игоря Мухина: жгучее желание освобождения, прорыва за пределы своего странного тела и своей непонятной страны.

 

Игорь Мухин
Выставка «Я видел рок-н-ролл» проходит в Государственном центре фотографии (Росфото) в Санкт-Петербурге до 7 августа.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно