• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Рецензия на «Искушение святого простолюдина», или несколько слов о гонителях «бытового сатанизма»

4 Октября 2013 | Автор текста: РустUfa13
Рецензия на «Искушение святого простолюдина», или несколько слов о гонителях «бытового сатанизма»
ЛЁД 9

После сумасшедших синглов «Пожар» и «999», уже успевших собрать приличное количество как сторонников нового, более плотного и интересного звучания проекта, так и противников, желающих назад сырого, русско-рокового жужжания на основе летовско-неумоевских сэмплов, я, признаться, и не подозревал чего ожидать от второго студийного альбома сайд-проекта участников «25/17», под названием «ЛЕД 9».

Пластинка попала в мой плеер сразу после выхода. Пластинка «ЛЕД 9», да еще и со столь интригующим названием, никак не могла бы пройти мимо меня. Но должен сказать, что вечер был крайне плодовит на различного рода форс-мажоры и фэйлы, отчего и настроение было в упадке крайнем. Однако, по приезде домой, в третьем часу ночи, я вдруг узнал что альбом готов и вот вам, пожалуйста — лежит в свободном скачивании.

Ждать до покупки оригинального CD, согласитесь, неразумно. Да и дойдет «ЛЕД» до нас только через пару месяцев. Посему скачал, загрузил в мр3 и начал засорять свои уши психоделом свежака от Анта и Бледного.

А теперь, собственно, об альбоме

Второй релиз проекта «ЛЕД 9» превзошел все мои ожидания, хотя твердые 10 из 10 зарабатывает с трудом. Почему, спросят те, кто вкусил этого мяса с лихвой. Продукт такого уровня, друзья мои, стоит оценивать только по самым высоким критериям — либо превосходно, либо никак. И о «никак» здесь речи не идет ни в коем случае.

Все дальше от рэпа и его «тяжелой стороны», все ближе к металу, в лучших его проявлениях, как авторы проекта и предупредили нас несколько месяцев назад, объявив что на этот раз сэмплируют death и grind банды начала 90-х годов. Все дальше от той формы стихотворного рэп-текста, которая полюбилась нам на «Холодной войне» и темы, громко объявившей нам — «Будет еще хуже...»

Нет. Хуже уже не будет. Хуже некуда. Потому что все, что можно было высказать на эту тему с той всепроникающей холодностью, разрушившей мир розового, мнимого счастья и патриотизма, заданный треками «25/17», высказано, выписано и запечатано на умах армии услышавших «Холодную войну». Пора кричать о мире, летящем в тартарары, прошла. Теперь настала пора искушать.

Релиз, под громким названием «Искушение святого простолюдина» показал нам новый «ЛЕД 9» — плотный, злой и по-настоящему агрессивный, яростно сминающий львиную долю адекватности и жесткой, бескомпромиссной трезвости, пробужденную «Холодной войной». Начиная с первой же композиции — интро под названием «Молекула» — Бледный и Ант задают настроение мира, в котором Воннегутовский «ЛЕД 9» уже стер нас с лица планеты. Это не злая мизантропия, кричащая о дерьме внутри каждого из нас. Это — искушение. Из трека в трек, из минуса в минус, из куплета в куплет мы заражаемся той странной и непонятной атмосферой, которая есть, по сути своей, дело «ЛЬДА» созидающего. Но через перелом, через преломление реальности в том виде, в котором ее нарисовали в «Холодной войне». Все иначе.

Иной звук, загруженный под завязку электроникой танцевального типа, непохожей на брякающий, железный дабстеп в духе «Еще хуже» или «Революции». Саунд, напоминающий Prodigy и Pendulum в их лучшие годы, сильно отдающий break-core, в сочетании с действительно тяжелым звуком дэт-металических бригад 90-х. Плюс тексты, на несколько голов выше, чем в предыдущем релизе господ Анта и Бледного. Все это — и есть коктейль, являющийся вторым альбомом «ЛЕД 9» с эпически-издевательским, философским названием «Искушение святого простолюдина».

Отдельно о текстах

Синглы, предваряющие выход альбома, стали мощным, громким заявлением, в котором опытный слушатель разглядел рост и новый, злой колорит проекта. И «Пожар» и «999», по сути, сильно отдают «хармсовщиной» и «кинчевщиной», в самом хорошем смысле этого слова. Обэриутная оболочка лирики Андрея Позднухова, в сочетании с рублеными, прямолинейными, как русская бард-сцена, припевами Антона Завьялова, рисует новую картину. И если музыка первого альбома, в сочетании с отличными текстами, предлагала слушателю эскизы, в которых можно было разглядеть вероятность борьбы без смысла и экзистенциальные парадоксы, высказанные авторами в «Холодной войне», в большей мере представлялись не данностью, а реальностью, которую хочется изменить, пусть даже дальше и будет «еще хуже», то вторая пластинка «ЛЕД 9» — злая, циничная насмешка, в которой поэтическая, философская ирония смешивается с обычным человеческим «Вот така фигня, малята!».

Тут вам и «Тотальный лед девять», который, как кажется поначалу, можно было бы смело окрестить новым «Шестым лесничим», с поправкой на то, что лесничий теперь становится уровнем выше — персонажем духовным, глобальным. И только потом понимаешь, что все совсем иначе. Лес — это мы, звери — это события в объективной реальности. Лесничий — это нечто совершенно необъяснимое. Впору вспомнить трек «Огонь», который мог бы хорошо вписаться в концепцию второго релиза «ЛЕД 9». Огня уже мало, на очереди «Тотальный лед 9»!

И замечательная «Печь», в которой горим, горели и будем гореть. Некто Ульяна Варламова провела аналогию с Башлачевым — думается, что справедливо. Но теперь-то и мы танцуем, веселимся, улыбаемся и поем — "Всех в печь! Потом печь в печь..." и сверху голос подпевающего «повара» — «И до готовности печь, печь». Теперь все страшнее, чем было тогда. Отдельным номером — «Бытовой сатанизм». Трек, к которому и прикапываться-то не хочется, хотя бы потому, что сам по себе продукт просто отличный — чудесный электронный звучок, в духе Kraftwerk или наших 2h company, в сочетании с жестким, Ministry-образным припевом, дают эффект такой разорвавшейся бомбы, что даже будь трек на ин-язе — слушалось бы ничуть не хуже. И здесь «ЛЕД 9» вышли на совершенно новую для них прямую — европейский уровень звучания и сведения, что само по себе плюс огромный. Но ведь есть еще и текст, настолько колоритно звучащий вкупе с музыкальным сопровождением что диву даешься. И откровенная «хромота» лирики «ЛЬДА», которая бесила в первом релизе, теперь проходит мимо — грамматические рифмы, от которых давно отказались все сочинители высокого уровня — от «Касты» до Оксимирона и Луперкаля, и даже, прости господи, ГРОТа, почти не бьют по ушам, как было с «Холодной войной» — самым, вероятно, ярким, в плане лирики, релизом на ру-сцене последних лет. «Бытовой сатанизм» — так бы мог называться этот альбом, если убрать из него одну композицию и сменить концепцию порядковости треков — от усиления к легкости и обратно. Без сомнения, один из центральных номеров альбома. Нельзя опускать и тему трека — жесткую констатацию того, что происходит в современном обществе — от различной продукции, призванной удовлетворить вкус даже самого извращенного клиента, до форумов и мастер-классов, посвященных трансерфингу и личностному росту. «Бытовой сатанизм — это, черт бы вас побрал, норма» — говорит бит и подача парней, но текст говорит одно, как и всегда — «Задумайся, коли имеешь ум».

«Спарта» и «Пыль» — одинаково страшные песни, отлично дополняющие настроение композиций «999» и «Бытовой сатанизм». В «Спарте» угадывается идея и настроение «Холодной войны», и я думаю, что если бы мы услышали ее на первом релизе «ЛЕД 9» — в восприятии этого отдельного трека для нас ничего бы не поменялось. Хороший социальный рэп, возвращающий нас к временам «Многоточие» и периоду творчества «25/17», когда те творили еще с приставкой «Изекииль». Ничего выдающегося, ничего необычного, при этом и здесь Бледный не уступает в идейности всему альбому, говоря — «Посмотрите вокруг». На улицы, на людей. На страну. Это Спарта, ребят! Трек вдохновляет. Думаю, что под него недурно бегать и качаться.

Да простит меня «ЛЕД 9», ежели когда прочтут это, но последние два трека «ИСП» сильно отдают братьями Самойловыми. И само по себе это неплохо — настроение «Агаты» в песнях такого проекта, безусловно, прием выигрышный. Но разрыв шаблона происходит потому что «ЛЕД 9», мягко говоря, умнее и дальше «Агаты», в плане целей и уж точно — вектора. Странно это слышать, право слово, господа. Притом в следующей композиции, закрывающей альбом, с чудным названием «Хлеб», к «настроению «Агаты Кристи» прибавляется еще и Мэрилин Мэнсон на пару с Clawfinger.

Вообще, немецкие (автрийские, шведские — все одно — «немецкая волна») корни русского «ЛЬДА» пронизывают весь альбом — это и Clawfinger, и Kraftwerk и KMFDM и даже эффект раннего RAMMSTEIN ощущается в саунде «ЛЕД 9» нового уровня, хотя тут уж скорее эффект перехода саунда одной группы, растиражированный последователями. Группа эта, как вы сами понимаете, Laibach 80-х и начала 90-х. Но колоритность саунда и органично вплетенные в гитары электронные эффекты, все-таки, отсылают нас к американцам, вроде Ministry периода, конечно же, Psalm 69 и ранних NIN. Плюс Кит Флинт и компания.

Второй продукт от «ЛЕД 9» — это настоящий, тяжелый industrial, в лучших его проявлениях. С глубокими корнями русского рока советского периода — и Летов, который, как многие подозревают, стал катализатором проекта, и Кинчев, без которого теперь уж творчество Бледного представить сложно, и Башлачев. Ну и Цой, конечно. И продукт этот, скажу я вам, великолепен.

И совершенно отдельным номером стала для меня «Русская идея». Да знаю я, что еще не раз получу по шапке от многих несогласных, согласных, коллег и дилетантов, но — первое впечатление, которое я испытал от трека, не отпустило меня до сих пор, потому говорю как думаю — это гениально. Потому что вот так высказаться на эту тему может только поэт. Настоящий. А посему убедимся в том, что Бледный не просто вырос, а возрос над своим творчеством. И убедительные строки Есенина, порезанные ближе к финалу трека на настаивающее — «Пей, сука!», пропустив произносимое вначале «паршивая», раскрывает то, что мы, как и всю прошедшуюю сотню лет, заблуждаемся, пытаясь отыскать «русскую идею» на дне бутылки с пойлом. Бледный, голосом этой идеи, дает нам понять — от подобных поисков и сама идея окончательно «потерялась» в российких реалиях.

Гениально, говорю еще раз. Хотя, может быть, это не в Бледном дело. А в его корнях — все-таки, тоже из Омска, и тоже — голос поколения...

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно