Eminem — «The Marshall Mathers LP 2» ****

27 Ноября 2013 | Автор текста: Murphy
Eminem — «The Marshall Mathers LP 2» ****
Eminem — «The Marshall Mathers LP 2»

Когда Эминем выпускает очередной альбом, возникает примерно одно и то же смешанное чувство: с одной стороны вроде бы хорошо, что человек не слился, не запел фальцетом или не стал вдруг заядлым, — aka Джастин Тимберлейк, — плясуном, с другой же — так и подмывает на безадресные вопросы вроде: а не засиделся ли на троне «rap god»?

После выхода в начале ноября «The Marshall Mathers LP2», смешанных чувств, конечно, меньше не стало. Однако стоит признать, что при всех хронических — и потому ожидаемых — общих местах, альбом получился отличным. И здесь несколько причин. Главная из них — ожесточенная вера Эминема в собственные силы, которую он бесхитростно распыляет на миллионы внемлющих. Ну и скромность, как известно, рэпера не украшает, поэтому возведенные в энную степень апломб и категоричность — верные спутники его лучших работ.

Строго говоря, «The Marshall Mathers LP2» — это классическая двойная доза гомофобии, женоненавистничества, лжи, сарказма и местами невыносимой лиричности — всего того, за что Маршалла Мэтерса презирают и обожают со времен первого «LP». В данном же случае, все это — точнее и последовательнее, отчасти поэтому сиквел являет собой еще и замечательный образец творческого взросления, а правильнее, наверное, — возмужания. Да, пусть несколько запоздалого (Эминему уже 41), но для хип-хопа это простительно.

Лучший, наверное, номер «LP2», «Berzerk», — источник той легкой и бронебойной одновременно энергии, без которой альбом можно было бы считать просто добротным. «Berzerk» станет классикой хип-хопа, и во многом — благодаря бородатой голове всеядного Рика Рубина.

В техническом смысле Эминем демонстрирует определенный рост: биты и аранжировки на «LP2», конечно, на порядок выше всего того, что было раньше — от первого «TMM LP» до того же переоцененного «Recovery». Возможно, причиной тому — обновленный состав продюсеров во главе с упомянутым Рубином, сместившим с привычно доминантной позиции Dr. Dre. Стоит отметить и в меру смелые эксперименты с гостевым вокалом (инди-сонграйтерша Сара Джаффи в «Bad Guy», блюз с Джейми Коммонсом в «Desperation») и сэмплами (цитата из «Life's Been Good» Джо Уолша в «So Far…»).

Осталась, правда, и главная проблема — диктат количества над качеством, а конкретно — количества слов над качеством смысла. Зачастую, как поэт, Эминем — мастер аллюзий, не простирающихся дальше самоцитирования, воспоминаний о перипетиях своего нелегкого «пути» и бесконечной возни с «врагами». В итоге, ловкую артикуляцию, удачные интонации и грамотно продуманные хуки регулярно компрометирует совершенно беспомощный, истертый месседж. И все это, конечно, льется в уши с торжественностью Ниагарского водопада вот уже почти 20 лет подряд.

Впрочем, в сияющих пределах нынешней поп-культуры Эминем, безусловно, — великий персонаж. Несмотря на однозначную коммерческую дальновидность, коей уязвленные критики тычут в разные непотребные места, он по-прежнему честен с самим собой. Эминему уже пятый десяток, а он, в общем-то, — все тот же подросток, сидящий на крыльце родительского дома, застенчивый, измученный комплексами задира, который так и не определился, кто он в сущности — Marshall Mathers или Slim Shady.

Ну а ирония по поводу собственной «божественности» вполне оправдана, и потому трон, пожалуй, еще какое-то время будет закреплен за мистером Мэтерсом (ну, окей, хотя бы его часть, так как остальную уже оттяпал Канье Уэст), — по крайней мере, до тех пор, пока кто-нибудь следующий не использует сакральное «God» в заглавии. Главное, чтобы не в заглавии альбома — будет уже не смешно.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ