• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Взлеты и падения «нации Вудстока»

27 Августа 2014 | Автор текста: Алексей Нагибин
Взлеты и падения «нации Вудстока»

Взлеты и падения "нации Вудстока"

В этом году исполнилось 45 лет со дня проведения знаменитого Вудстокского фестиваля — общепризнанного символа поколения 60-х и культуры хиппи. На три дня он объединил под эгидой рока более 500 тысяч «детей цветов». После этого грандиозного события хиппи получили еще одно название своей субкультуры — «Нация Вудстока». В истории этой нации было множество как светлых, так и темных моментов. Вудсток, без сомнения, относится к первой категории. Но что бы по достоинству оценить его значение для поколения 60-х, необходимо изучить все стороны движения хиппи — его историю, цели и дальнейшую судьбу.

«Дети цветов»

Америка вступила в 60-е с огромным багажом неразрешенных вопросов — угроза ядерной войны, ущемление гражданских прав, война во Вьетнаме и т. д. Сюда же можно добавить изжившие себя консервативные взгляды старшего поколения в отношении семьи, секса и роли женщины в обществе. В скором времени недовольство этими проблемами назрело в кругах самой активной части общества — студенчестве. Именно там, на основе взглядов поколения битников возникла субкультура, которую СМИ окрестили «хиппи».

Мировоззрение хиппи основывалось на принципах ненасилия и абсолютной свободы. Они выступали против идеологии общества потребителей и любого подавления личности со стороны властных структур. Стремясь к свободе от любых социальных запретов во всех аспектах своей жизни, переоценки подверглись такие понятия как брак, семья и секс. Пуританскую мораль американского общества тех дней по всем этим вопросам хиппи заменили концепцией Свободной любви. Все эти положения, в конечном счете, привили «детей цветов» к жесткой конфронтации с истеблишментом и самим обществом.

На субкультуру хиппи сильно повлияло широкое распространение психоделических наркотиков (в особенности ЛСД). Их популярность среди хиппи объясняется необычным эффектом — расширением сознания и изменением восприятия. Многие хиппи считали, что ЛСД является ключом к раскрытию подсознания, и делает человека лучше, добрее, восприимчивее к красоте, способнее к творчеству. Настоящими гуру и активными популяризаторами психоделических наркотиков являлись такие писатели и ученые, как Тимоти Лири («Психоделический опыт»), Кен Кизи («Пролетая над гнездом кукушки»), Олдос Хаксли («Двери восприятия»). Кен Кизи даже основал одну из первых хипповских коммун под названием «Веселые проказники», где устраивал частые концерты-хэппенинги (с участием молодой группы Grateful Dead) с раздачей ЛСД всем желающим.

Вскоре, однако, стало очевидно, что воздействие ЛСД на мозг далеко не безвредно. По Америке прокатилась волна случаев суицида под воздействием ЛСД. Кончилось тем, что в 1966 году наркотик признали опасным и запретили в США и Европе, что только усилило его популярность среди хиппи. Тем более что многие кумиры молодежи, особенно музыканты, открыто заявляли, что употребляют ЛСД. В США и Англии в адрес рок-музыкантов посыпались обвинений в пропаганде наркотиков. Чего только стоил скандал вокруг альбома группы Beatles — «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». В песне «A Little Help From My Friends» усмотрели намек на коллективный «кислотный трип». Утверждали что название песни «Lucy in the Sky with Diamonds» является ни чем иным как зашифрованным наименованием LSD. Ну, а финальный трек «A Day In The Life», содержащий слова «Забрался наверх, закурил. Кто-то что-то сказал, и я погрузился в грезы», и вовсе запретили на ВВС. И таких примеров сотни.

Бесспорно, что огромный пласт американской и европейской культуры 60-х годов несет на себе отпечаток ЛСД. И движение хиппи не было исключением. Однако еще одной немаловажной особенностью в процессе консолидации хиппи является тот факт, что рок-музыка, бывшая ранее главным образом средством развлечения, стала теперь важной частью социального и политического процесса, одновременно отражая все происходящее. В первой половине 60-х тема политического протеста была распространена в среде фолк-музыкантов, базировавших в районе Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке. Однако в то время — эпоху царствования в Штатах музыки Британского вторжения — фолк-сцена оставалась замкнутой и даже элитарной. К середине же 60-х годов тема протеста, несогласия и недовольства все заметнее утверждается в песнях рок-групп. Новые формы нонконформистской музыки — фолк-рок и блюз-рок на психоделической основе — полностью отвечали устремлениям хиппи, являясь мощным объединяющим фактором всего этого движения.

Немаловажную роль в этом сыграла деятельность в городе Сан-Франциско творческого объединения The Family Dog и импресарио Билла Грэма. The Family Dog стали первыми организовывать крупные концерты-хэппенинги. В отличие от концертов прежних лет, где танцы в проходе приравнивались к хулиганству, на мероприятиях проводимых The Family Dog грань между исполнителями и аудиторией максимально размывалась, а сочетание световых эффектов и новой «кислотной» музыки только усиливало эффект от ЛСД. После того как импресарио Билл Грэм приобрел зал Fillmore Auditorium, получили постоянную сцену столь любимые хиппи психоделических группы, среди которых — Jefferson Airplane, Big Brother and the Holding Company, Doors, Buffalo Springfield, Grateful Dead и т. д. Рок-группы со всех Штатов массово переезжали в Сан-Франциско, привлекая за собой тысячи фанатов-хиппи. А сам Сан-Франциско и район Хайт-Эшбери стали настоящим местом паломничества для молодежи.

Протест

Вопреки расхожему стереотипу, выдуманному средствами массовой информации, хиппи не были ленивыми, неактивными и даже безразличными к происходящему вокруг. Большинство из них обладали высоким уровнем общественного самосознания. Такие люди были активными участниками всевозможных митингов, шествий и забастовок. Примерно с середины 60-х годов хиппи начали активно участвовать во многочисленных акциях протеста, проводимых совместно с другими недовольными молодежными движениями. Большинство акций носили ненасильственный характер и выражались в маршах и сидячих забастовках, сопровождаемых выступлениями активистов и музыкантов. Первоначально акцент делался на проблему ядерного оружия и ущемление гражданских прав. Однако с началом крупномасштабных военных действий Соединенных Штатов во Вьетнаме центральной темой протестного движения стала война.

В апреле 1965 года состоялся «Первый антивоенный марш протеста на Вашингтон», собравший около 25 тысяч человек. Молодежь выражала свое недовольство войной, чьи тяготы легли в первую очередь на них. Лишение многих льгот на студенческую отсрочку похоронило мечту десятков тысяч молодых людей получить образование. Вместо этого им пришлось участвовать в кровавой войне на другом конце света. Следствием этого стал рост числа уклонистов, которые сжигали свои призывные карточки или переезжали в Канаду. После этого антивоенное движение в США стало шириться с каждым днем. Через два года, в апреле 1967-го, прошел антивоенный марш в Нью-Йорке, собравший уже около 400 тысяч человек, что составляло примерно равное количество с тогдашним контингентом американских войск во Вьетнаме.

Лето любви

Кульминацией движения хиппи стал 1967 год, когда в районе Хайт-Эшбери и окрестностях Сан-Франциско собралось около 100 тысяч «детей цветов». Это событие вошло в историю под названием «Лето любви». Некоторые считают его своеобразным социальным экспериментом, т. к. хиппи продемонстрировали тогда всему миру альтернативный образ жизни — они проживали в коммунах, на условиях равного распределения благ, гендерного и расового равенства и свободной любви. Самым ярким событием «Лета любви» стал Монтерейский фестиваль популярной музыки, который впервые крупномасштабно показал движение хиппи и его органическую связь с новой рок-культурой. Фестиваль проходил в течение трех дней с 16 по 18 июня; количество посетителей варьировалось от 25 до 90 тысяч человек. Фестивалю предшествовал выпуск песни «San Francisco (Be Sure to Wear Flowers in Your Hair)» ставшей гимном «Лета любви», да и всего движения хиппи. Достижения Монтерея обычно приуменьшают по сравнению с более крупным Вудстокским фестивалем, однако именно он представил широкой аудитории The Jimi Hendrix Experience, Рави Шанкара и Дженис Джоплин, после чего они сразу получили статус суперзвезд. Для британской группы The Who это и вовсе был первый концерт в Америке.

Монтерейский фестиваль и «Лето любви» приковали к хиппи пристальное внимание СМИ. Такая реклама привлекла еще большее количество молодых людей в ряды «детей цветов». Однако, со временем масс-медиа стали концентрироваться лишь на отрицательных сторонах жизни хиппи. Район Хайт-Эшбери был не в состоянии вместить в себя всех желающих. Многим приходилось ночевать на улице и заниматься попрошайничеством. Возникли проблемы с недоеданием, болезнями и наркоманией. А если добавить к этому пропагандируемый СМИ образ хиппи как бездельников, развратников и наркоманов, то становится понятным столь негативное к ним отношение со стороны общества.

Падение иллюзий

Пока хиппи праздновали «Лето любви» веря в идеалы «цветочной революции» и мирную форму протеста, чернокожее население повсеместно выходило на улицы, борясь за свои гражданские права. Обратной стороной «Лета любви» стало «Длинное жаркое лето» американского гетто, когда во многих городах США начались массовые беспорядки, каких страна еще не видела. Кульминацией «Длинного жаркого лета» стали кровавые столкновения в Ньюарке и Детройте, в результате которых погибло 43 человека.

Власти начали все больше остерегаться акций протеста хиппи против войны во Вьетнаме. В октябре 1967 года состоялся антивоенный поход на Пентагон, в котором приняли участие более 35 тысяч человек. Представители власти встретили демонстрантов слезоточивым газом. Было арестовано более 600 человек. В августе 1968 года леворадикальная партия Йиппи (своего рода более политически-активное отпочкование от движения хиппи), решили устроить массовую акцию протеста во время съезда Демократической партии США в Чикаго. Лидеры Йиппи — Эбби Хоффман и Джерри Рубин — даже выдвинули своего кандидата на пост президента США — свинью Пигасуса. Во время этой акции предусматривалось выступление многих рок-звезд, большинство из которых, в конечном счете, отказались от своего участия. Демонстрация превратилась в кровавое противостояние между властями и протестующими, в результате чего сотни человек с обеих сторон серьезно пострадали.

1968 год окончательно похоронил мечту хиппи о мирной революции, а Грэм Нэш объявил «цветочную власть» мертвой. Утопические идеи «Лета любви» обернулись в 1968 году насилием и злобой. После августовских событий в Чикаго массовые столкновения протестующих с полицией превратились в норму. Студенты по всей стране захватывали университетские городки и предъявляли свои требования, на что власти отвечали насилием. Леворадикальные организации, такие как Йиппи, Черные пантеры и Метеорологи, своими действиями бросали мрачную тень на движение «детей цветов». Еще больше дискредитировала хиппи серия жестоких убийств, совершенных коммуной «Семья» и ее лидером Чарльзом Мэнсоном.

Вудсток

Но, несмотря на всю эту череду насилия и клеветы, более 500 тысяч хиппи все же решили собраться в августе 1969 года на «три дня мира, любви и музыки» на Вудстокском фестивале. Он стал настоящим глотком свежего воздуха для поколения, которое уже начало разочаровываться в своих идеалах. Америка еще не знала более грандиозного события, на котором в атмосфере всеобщей эйфории люди могли собраться, вместе послушать музыку и получить удовольствия от чувства повсеместного единения. И пускай все это действо сопровождалось организационными просчетами, дождем, сорвавшим несколько выступлений, и дрязгами с менеджерами по поводу увеличения гонораров — все это в конечном счете было не важно. Вудсток не оставил после себя скандальной репутации. Наоборот — он стал символом единения людей одной идеологии и культуры.

Конец эпохи

В свете последующих трагических событий значение Вудстока только возросло. Стало ясно, что он был последним светлым моментом в истории поколения хиппи. Попытка повторить Вудсток на западном побережье обернулась кровавым фиаско. Прошедший в декабре 1969 года Альтамонтский фестиваль, как многие считают, подвел условную черту под эпохой 60-х и ознаменовал конец поколения хиппи. Выбранное в последний момент место оказалось абсолютно неподходящим для проведения фестиваля. Толпа в наркотическом и пьяном угаре пыталась лезть на сцену, создавала давку, сопровождавшуюся драками. Мик Джаггер откладывал выход The Rolling Stones для пущего театрального эффекта, чем только подливал масла в огонь. Нанятые для охраны байкеры «Ангелы Ада» сами же провоцировали и избивали людей. Досталось даже Марти Балину из Jefferson Airplane, а одного человека зарезали насмерть. События Альтамонтского фестиваля получили широкую огласку и подействовали несколько отрезвляюще на молодое поколение, в чьих умах идеалистическое представление о хиппи начало сменяться разочарованием.

Если ранее рок служил объединяющим фактором и отражением движения хиппи, то на рубеже десятилетий эта связь была почти разорвана. Вчерашние простые парни с гитарами превратились в миллионеров. Лишь единицы остались убежденными борцами с системой. Остальные же жили в роскоши и излишествах, что противоречило антиматериальным взглядам хиппи. Плюс к этому, стремительная и изнуряющая «рок-н-ролльная жизнь» сыграла злую шутку со многими артистами. Один за другим этот мир покинули Джими Хендрикс, Дженис Джоплин и Джим Моррисон. Молодежь потеряла многих героев своей эпохи, а движение хиппи — еще одну опору в лице рок-музыки.

К началу 70-х протестные настроения начинали спадать, но акции все же проходили повсеместно. При этом некоторые из них заканчивались кровопролитием. В мае 1970 г во время антивоенного митинга студентов Кентского университета по неизвестным причинам солдаты национальной гвардии открыли огонь по толпе, в результате чего погибло четыре студента, а многие другие были ранены. В ответ на это происшествие Нил Янг написал песню «Ohio», ставшую одной из последних крупных хитов протестного рока. В том же месяце от огня полиции погибли два человека во время студенческой демонстрации в университете Джексона. Тогда же по Америке прокатилась волна митингов, в том числе очередной поход на Белый дом, собравший около 100 тысяч участников. Пиком антивоенного движения можно считать череду акций протеста в мае 1971 года в Вашингтоне, которые закончились арестом примерно 12 тысяч демонстрантов.

Само движение хиппи в первой половине 70-х стало растворяться в американском обществе, и этому способствовали многие факторы — война во Вьетнаме постепенно подходила к концу, а в месте с ней угасало и само антивоенное движение. Психоделический рок, так долго объединявший хиппи, уступил место хард-року, прог-року, хэви-металу, панк-року и диско. С появлением новых видов молодежных субкультур, таких как панки и скинхэды, средства массовой информации полностью потеряли интерес к хиппи.

Некоторые представители «детей цветов» с возрастом сменили свои взгляды, а вместе с тем и образ жизни. Они подстриглись, устроились на работу и завели семьи. Какая-то часть хиппи, сохранив лишь внешние свои признаки, превратилась в собственных антиподов, выдавая эпатаж за протест. Многие считают, что в 80-е остатки хиппи продались и стали частью потребительской культуры; однако, в мире до сих пор можно встретить миллионы людей, исповедующих идеи мира, любви, добра и свободы, и придерживающихся взглядов «Нации Вудстока».

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно