• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Путеводитель по саундтреку «Рок-волны»

2 Октября 2014 | Автор текста: Алексей Нагибин
Путеводитель по саундтреку «Рок-волны»
Путеводитель по саундтреку «Рок-волны»

Вышедший на большие экраны в 2009 году фильм «Рок-волна», приятно удивил многих меломанов своим мощным саундтреком, сплошь состоящим из поп- и рок-классики. Основанный на реальных событиях сюжет ленты повествует о борьбе за популяризацию рок-музыки горсткой ди-джеев британского пиратского радио 60-х годов. Что немаловажно, «Рок-волна» — фильм именно «о музыке», а не, как это часто бывает, «про музыкантов», поэтому и саундтреку здесь уделено ключевое место. В фильме очень мало проходных фоновых песен; большинство из них определенным образом подчеркивает и дополняет ту сцену, в которой они звучат. Идеально дополняет саундтрек и большое количество отсылок, упоминаний и намеков, относящихся к миру музыки.

Как все было

Действие фильма разворачивается в Великобритании середины 60-х годов. Радио BBC на тот момент обладало полной монополией на вещание по всей территории Соединенного Королевства. Несмотря на повсеместное увлечение молодежи рок-музыкой, BBC практически полностью игнорировало ее в своем эфире. Интересен тот факт, что ВВС — это общественное некоммерческое радио, а значит, оно никоим образом не зависело от рекламодателей, которые могли бы влиять на спектр его вещания, отдавая предпочтение популярной музыке.

Альтернативой ВВС служило коммерческое радио Люксембург, которое способно было вещать на территории Великобритании, и при этом находилось за пределами юрисдикции местных властей. С начала 60-х радио стало четко ориентироваться на расширяющийся подростковый рынок, поэтому предпочтение в ротациях отдавалось, в первую очередь, поп- и рок-музыке. Однако и здесь было не все так безоблачно, как кажется. В ближайшее же будущее все эфирное время радио Люксембург было захвачено 4 крупнейшими лейблами EMI, Decca, Pye и Philips, оставив не у дел все остальные.

Выходом из сложившейся ситуации, когда рок-музыка оказалась в тисках между консервативным ВВС и подчиненным крупным лейблам радио Люксембург, стало создание независимого пиратского радио. С одной стороны, пиратское радио в обход монополии ВВС вещало на территории Великобритании поп- и рок-музыку; с другой, оно не ограничивалось репертуаром только крупных лейблов. Пиратское радио помогло пробиться на вершину мировой славы многим группам «британского вторжения», ставя в эфир их музыку. Пионером британского пиратского радио является «Radio Caroline», которое и послужило прообразом для «Рок-волны».

О чем пели

Создатели фильма весьма усердно подошли к подборке саундтрека к отдельным сценам фильма, стараясь придать им более яркий эмоциональный окрас. Музыкальное сопровождение первой встречи и сопутствующего свидания юного Карла с Мэриэнн было представлено в виде чувственных баллад классиков соул-музыки Отиса Рэддинга и Смоки Робинсона. Их песни «These Arms Of Mine» и «Ooo Baby Baby» весьма точно передали чувство эйфории любви с первого взгляда. Горечь разбитого сердца и безответной любви, испытанные Саймоном в результате его неудачного 17-ти часового брака, как нельзя лучше передала насквозь пропитанная драматизмом песня «Stay With Me (Baby)» в исполнении Лоррейн Эллисон. Во время сцены спасения Карлом своего вновь обретенного отца Боба звучит композиция Кэта Стивенса (а ныне Юсуфа Ислама) «Father and Son», таким образом, подводя итог этой темы.

Но в полной мере саундтрек «Рок-волны» раскрывается именно во время сцен, описывающих повседневную жизнь обитателей пиратского судна, а также их неустанной борьбы с правительством Великобритании. Список культовых имен исполнителей и групп настолько велик, что полное их перечисление заняло бы здесь слишком много места.

Большую часть саундтрека составляют композиции музыкальных коллективов родом с «туманного Альбиона», среди которых особо выделяются группы «британского вторжения» — The Rolling Stones, The Who, The Kinks, The Hollies и т. д. «Битлов», к сожалению, создатели картины почти полностью проигнорировали, ограничившись лишь несколькими упоминаниями. Также в фильме можно услышать композиции представителей британского блюз-рока — The Yardbirds, Джеффа Бэка, Cream, и пионеров прогрессивного рока — Procol Harum, Moody Blues.

А вот песен в исполнении американских рок-н-ролльщиков в саундтреке «Рок-волны» очень мало. Однако, среди них все же попадаются такие шедевры психоделики как «The Wind Cries Mary» Джими Хендрикса или «Wouldn't It Be Nice» калифорнийцев The Beach Boys. Компенсирует этот недостаток огромное количество американских соул-исполнителей, среди которых уже упомянутые Отис Рэддинг, Смоки Робинсон, а так же Аарон Невилл, The Supremes и многие другие. Не обошлось в саундтреке и без так называемого британского «голубоглазого соула» (т. е. соула в исполнении белых музыкантов) и королевы этого жанра — Дасти Спрингфилд.

Помимо популярных песен в саундтрек «Рок-волны» были включены и ряд классических произведений, среди которых работы Эдуарда Элгара, Эрика Коутса и других. Их использование в фильме было призвано подчеркнуть глубину противоречий между правительством Великобритании и радио-пиратами, выраженную различными музыкальными предпочтениями.

Стоит также упомянуть работы двух великих современных композиторов — Эннио Морриконе и Ханса Циммера. Композиции Морриконе, взятые из культового спагетти-вестерна «На несколько долларов больше», идеально подошли к сцене «дуэли» между двумя ди-джеями пиратского радио — Графом и Гэвином. Инструментальная композиция Ханса Циммера «Sink or Swim», написанная в стиле классического рока в соавторстве с Лорном Балфом, является финальной музыкальной темой всей ленты.

О чем не было спето

Помимо непосредственно самого саундтрека фильм «Рок-волна» переполнен огромным количеством отсылок к миру популярной музыки. Одним из самых интересных подобных моментов является сцена в каюте «Полуночного» Марка, где собрались в обнаженном виде дамы, приехавшие на экскурсию. Данная сцена является пародией на скандальную обложку альбома «Electric Ladyland» Джими Хендрикса.

Интересная игра слов присутствует в сцене, где Граф попытался войти в историю как первый ди-джей, сматерившийся в прямом эфире. После того, как сделать ему этого не дали, опечаленный ди-джей произносит фразу «даже если наши мечты о свободе умерли трагической смертью, «Hollies» все еще живы» («Hollies are still alive»), что является отсылкой к названию их песни «I'm Alive».

Во время церемонии бракосочетания Саймона и Эленор, удивленный странным выбором невестой своей второй половины, Квентин, цитируя Братьев Эверли, говорит что «любовь — штука странная», намекая на их песню с аналогичным названием — «Love Is Strange». Оригинальную версию «Love Is Strange» в исполнении R&B-дуэта Mickey & Sylvia можно услышать в популярной американской мелодраме «Грязные танцы». Стоит также отметить, что на протяжении всей свадебной церемонии звучит композиция группы The Turtles «Elenore» — а ведь именно так и зовут невесту.

Неудачный брак Саймона, как уже говорилось, закончился своеобразной дуэлью между Графом и Гэвином. Поднявшись на вершину мачты, оба ди-джея, что бы не прослыть трусами, прыгнули с огромной высоты в открытое море, при этом Граф для воодушевления процитировал слова из песни великого рок-музыканта Литл Ричарда «Tutti Frutti»: «вам-бама-лума-а-вам-бэм-бум! Тутти-Фрутти!».

Добрая половина всех отсылок к миру популярной музыки принадлежит самому «бородатому» персонажу фильма — «Предрассветному» Бобу. Во время случайной встречи в коридоре корабля с юным Карлом Боб упоминает имя легенды чикагского блюза Мадди Уотерса, при этом даже напевает его бессмертный хит — «Mannish boy». Далее, во время своего радио эфира Боб включает композицию «юноши, который действительно хорошо играет на гитаре». Ей оказывается песня «The Wind Cries Mary» ни кого иного, как Джими Хендрикса. В той же сцене звучит композиция «You Don't Have To Say You Love Me» соул-дивы Дасти Спрингфилд (в русском дубляже почему-то превратившейся в мужчину). Ну и, наконец, во время кульминационной сцены гибели корабля, когда Боб пытается спасти свою коллекцию винила, среди тонущих пластинок можно увидеть альбомы «The Times They Are a-Changin’» и «Highway 61 Revisited» Боба Дилана, «The 5000 Spirits or the Layers of the Onion» фолк-группы The Incredible String Band (которую в конце концов выкидывает Дэйв) и многие другие.

Помимо этого, на протяжении всей ленты героями неоднократно упоминаются такие музыкальные группы и исполнители как Мик Джагер, The Beatles, Бадди Холли, The Seekers, Small Faces, а также Grateful Dead и Spirit (все тем же «Предрассветным» Бобом). Это не говоря уже о многочисленных обложках и фотографиях, регулярно присутствующих в кадре. На них можно разглядеть Элвиса Пресли, Джона Леннона, Саймона и Гарфанкела и других.

The End

Что касается продемонстрированных в конце фильма обложек музыкальных альбомов, вышедших за последние 40 лет, то здесь легко можно обнаружить отношение самого режиссера к рок-музыке. Дело в том, что в данной подборке, наряду с заслуженной рок-классикой, встречаются альбомы, которые имеют не самое очевидное отношение к року — «The Eminem Show» рэпера Эминема, «Blue Lines» электронного коллектива Massive Attack, одноименный альбом шведской группы ABBA и так далее. Нетрудно догадаться, что таким образом создатели фильма признают то огромное влияние, которое рок-н-ролл оказал на историю развития всей популярной музыки.

То же самое касается и ряда композиций, использованных в саундтреке, дата выхода которых не совпадает со временем действия фильма «Рок волна» — 1966/1967 годами. В ленте можно услышать композиции 1968 («Jumpin' Jack Flash» группы The Rolling Stones), 1971 («Won't Get Fooled Again» группы The Who) и даже 1982 года («Let's Dance» Дэвида Боуи). Было бы несправедливо обвинять создателей фильма в допущении ошибки. Ведь, так или иначе, большинство песен, входящих в саундтрек, относятся к «золотой эре» рок-музыки, олицетворением которой и является в какой-то мере пиратское радио. И несмотря на то, что большинство нелегальных британских радиостанций к 1968 году уже прекратили свое существование (с одной стороны — под давлением правительства, с другой — не выдержав конкуренции со стороны наконец-то преобразовавшейся BBC), их деятельность является славной страницей в истории рок- и поп-музыки.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно