• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Выбор RS: Двадцать лучших дисков 2000-х

11 Апреля 2012 | Автор текста: Глеб Тарабутин
Выбор RS: Двадцать лучших дисков 2000-х
20 главных альбомов 2000-х

В последние два десятилетия только и можно услышать, что цифровые технологии убили музыку и что альбом, как единица ее измерения - мертв. Поверьте - это не так, и пластинка в том или ином формате всегда будет с нами. Ниже мы приводим список из 20 альбомов разных жанров и стилей, от арт-рока до хип-хопа, определивших музыкальный бэкграунд самого начала второго тысячелетия.

1. Radiohead, «Kid A»

«Kid A» стал словно огромным ластиком - мы уничтожили прошлое и начали все сначала, - сказал Том Йорк в октябре 2000 года. - Думаю, сложно назвать выбранный нами путь «рок-музыкой». При участии продюсера Найджела Годрича, Йорк, гитаристы Эд О'Брайен и Джонни Гринвуд, басист Колин Гринвуд и ударник Фил Селвей сплели мистическое кружево из электронных и гитарных звуков, инфернальных припевов и нетривиальных ритмических сеток. Самым близким к рок-музыке гитарным риффом стала партия баса на «The National Anthem», а электрогитара на «Morning Bell» походила скорее на птичий щебет. В результате Radiohead записали самый странный альбом года, который уже в октябре 2000 года можно было смело назвать лучшей пластинкой наступающего десятилетия.

2. The Strokes, «Is This It»

Еще до того, как «Is This It» появился в продаже, нью-йоркские нео-моды The Strokes прыгнули выше собственных патлатых голов: за год парни выкарабкались из крошечных клубов Бруклина и Гринвич Виллидж и доросли до приличных залов, удостоившись при этом изрядной порции истерии со стороны бульварной прессы. Вокалист Джулиан Касабланкас, гитаристы Ник Валенси и Альберт Хэммонд-младший, басист Николай Фретюр и ударник Фабрицио Моретти пользовались в «Готэм-сити» славой ничуть не меньшей, чем в свое время Лу Рид и The Velvet Underground. В «Is This It» все происходит очень быстро - влечение, секс и разочарование. The Strokes выпустили всего четыре альбома, но успели утроить миниатюрную панк-революцию в Англии, где по их стопам пошли The Libertines и Arctic Monkeys.

3. Wilco, «Yankee Hotel Foxtrot»

Выпустив «Yankee Hotel Foxtrot», Джефф Твиди сотоварищи стали главными меланхоликами Америки, играющими хрупкий, изысканный поп-рок с элементами психоделии. Что интересно, после этой пластинки группу «отчислили» из звукозаписывающей компании. Тогда же альтруисты Wilco начали использовать передовые методы музыкального маркетинга — Джефф Твиди позволял поклонникам скачивать свои альбомы из Сети до официального выхода на диске. Его немного странные песни о войне, любви, больших городах и маленьких людях даже спустя десятилетие звучат все так же свежо.

4. Jay-Z, «Blueprint»

Среди всех пластинок Джей-Зи, «последних в карьере» и камбэков, саундтреков к фильмам и рок-дисков, «The Blueprint» стоит особняком. Рэппер записал не просто свой лучший альбом, но и один из лучших альбомов в жанре. Во многом, это произошло благодаря работе продюсеров - Джаста Блейза, Тимбалэнда и Канье Уэста, чьи старания особо заметны в песне «Izzo (H.O.V.A.)». Олдскульные сэмплы, заимствованные из соул-музыки 60-и 70-х годов, формируют уникальное звучание «Blueprint». В одной из композиций Джей-Зи назвал себя «Синатрой наших дней», и некоторым образом оказался прав - недаром сейчас его называют королем Нью-Йорка.

5. The White Stripes «Elephant»

Казалось бы, после того как Джек и Мег Уайты покорили мир с «White Blood Cells», чтобы держаться на плаву, The White Stripes не нужно было прикладывать особенных усилий. Однако Джеку было все мало. Песни с «Elephant» звучали в сто крат мощнее любых других композиций любой другой современной им группы. В альбоме есть совершенно разные песни - изысканный акустический соул «You've Got Her In Your Pocket», отвязный электро-блюз «Ball And Biscuit» и рок-гимн «Seven Nation Army», который полюбили футбольные фэны.

6. Arcade Fire, «Funeral»

Любовь, потеря, прощание с юностью и хрупкие надежды на перемены - с таким набором тем дебютировали декадентствующие мыслители Arcade Fire - группа, определившая пути развития инди-рока на все десятилетие. Музыканты, тесно связанные между собой семейными узами (в составе Вин Батлер, его жена Режин Кассань и брат Вина Уилл) вернули считавшемуся доселе занудным симфо-року утраченную в середине восьмидесятых привлекательность. Песни «Wake Up», «Neighborhood #1 (Tunnels)» и «Rebellion (Lies)» получились одновременно глубокими по звучанию и очень личными по содержанию. Пластинка в стиле «грустный реализм» вернула целому поколению юных рокеров веру в то, что надоедавшие в детстве уроки игры на скрипке не прошли даром.

7. Eminem, «The Marshall Mathers LP»

«Мне сказали, что читать рэп на тему того, что ты беден, больше нельзя, - примерно такими словами начинается вторая пластинка Маршалла Мэттерса. К счастью, осталась масса других тем, о которых читать рэп можно: эдипов комплекс, уличная преступность, наркотики, нищета, Бритни Спирс. Эминем записал психологическую драму в стиле рэп - 18 песен, которые укрепили его позиции главного белого рэпера планеты. Пусть моралисты обвиняли Мэттерса во всех тяжких, включая гомофобию - его ответом стала песня «The Way I Am».

8. Боб Дилан, «Modern Times»

За исключением песни «Thunder On The Mountain», остальные композиции с этой пластинки звучат, словно Дилан записал их 50 лет тому назад под аккомпанемент группы Мадди Уотерса, а сочинил их и вовсе за 20 лет до этого. Апокалипсис, по мнению Боба, неизбежен: тому доказательство «Rollin' And Tumblin'» Мадди, переполненная мрачными привидениями прошлого. «Heart burnin', still yearnin'», - поет Дилан в последней песне «Ain't Talkin'», подражая Вуди Гатри, вышедшему на прогулку по гибнущей планете.

9. M.I.A., «Kala»

Проездом в Лондон из Шри Ланки через Кингстон арт-панк-фанк красавица Майя выпустила пластинку, которой заставила считаться с собой самых сильных конкурентов по музыкальной нише. В «Kala» в один большой водоворот попали ритм-сетки бит-боксеров, евро-поп, хип-хоп и звуки уличной стрельбы. Майа Арулпрагасам заимствует сэмплы отовсюду понемногу - в ее музыке слышны фрагменты из Pixies, Modern Lovers, шри-ланкийские народные песнопения, ржавое диско, утянутое из саундтреков к болливудским сагам. Создается впечатление, что в «Paper Planes» Майя. сэмплировала The Clash. Это не так, но Джо Страммер наверняка был бы рад услышать звуки своей гитары в песне, взломавшей американский Top 10.

10. Канье Уэст, « The College Dropout»

Даже если эта дебютная пластинка осталась единственной в дискографии Канье Уэста, он уже оставила бы след в истории современной музыки. «College Dropout» разрушил стереотип в статусе Канье как не слишком искусного рэпера, но хорошего продюсера, которые он заработал на хип-хоп сцене в начале нулевых. Канье лишь начинал предъявлять себя миру шоу-бизнеса, однако уже тогда звучал весьма убедительно и профессионально. Может быть, Уэст лишь хотел стать поп-знаменитостью международного масштаба, однако ему удалось расширить границы и возвести эмоциональный язык хип-хопа до невообразимых высот.

11. LCD Soundsystem, «Sound Of Silver»

Джеймс Мерфи доказал всему миру, что ему по праву принадлежит титул самого главного продюсера в стиле электро-панк. Все о чем он мечтал, было реализовано в пластинке «Sound Of Silver», где каждая песня звучит словно ауттейк из сборника лучших композиций кого-то из «великих».

12. U2, «All That You Can't Leave Behind"

«Мы подаем резюме на вакансию лучшей группы планеты», - сказал Боно в 2001 году. После десятилетия увлекательного постмодернистского самокопания и не всегда уместных электронных экспериментов U2 вернули в бой продюсерское трио, отвечавшее за шедевр ирландцев «Joshua Tree» - Даниэля Лануа и Брайана Ино. В результате получилась элегантная пластинка с суперхитами в начале и с пасторальными номерами ближе к финишу. 

13. OutKast, «Stankonia»

В 2000 году Андре 3000 и Биг Бой были настоящими божествами футуристического хип-хопа: смешав олдскул с электроникой и джанглом, парочка выработала уникальный стиль, который чуть позже станет основополагающим для хип-хоп-музыкантов нового поколения. 

14. Бек, «Sea Change»

«Sea Change» для Бека стал тем же, что для Боба Дилана был «Blood On The Tracks» - один из самых известных саентологов Америки на всю катушку почувствовал себя «не мальчиком, но мужем». Произошло это на волне расставания с актрисой Вайноной Райдер, что добавило пластинке кинематогграфичности. Соответственно изменились темы песен: Бек, наслаждаясь одиночеством, вошел в свой созерцательный период, параллельно подражая Скотту Уокеру и его помпезным поп-гимнам. 

15. The White Stripes, «White Blood Cells»

Как только не называли третий студийный порыв Джека и Мег Уайт! The White Stripes величали электрической пародией на «корневые блюзы», «Led Zeppelin для бедных», и порицали за маниакальную приверженность гаражному року и его стилистике. Ценность «White Blood Cells» состоит в том, что именно на этой пластинке группа осознала, в чем кроются ее корни и традиции.

16. Эми Уайнхаус, «Back to Black»

Во-первых: о покойных либо хорошо, либо ничего. Во-вторых: записав для Эми этот альбом, Марк Ронсон сделал великое дело - доказал всем, что белые умеют играть R&B ничуть не хуже чернокожих. 

17. Coldplay, «A Rush Of Blood To The Head»

В самом начале нулевых разве что самый ленивый музыкант не подражал Radiohead. На второй пластинке Coldplay перестали копировать Тома Йорка и сделали элегантный крен в сторону The Smiths и U2. Впрочем, трек «God Put A Smile Upon Your Face» вполне уместно звучала бы и в сет-листе «OK Computer».

18. Radiohead, «Amnesiac»

Этим альбомом Radiohead вошли в эпоху сиквелов: подобно второй части «Крестного отца», «Amnesiac» прозвучал логичным , а главное - достойным продолжением главного диска десятилетия «Kid A». Песня «Knives Out» получилась аутентичнее чем взятые за идею композиции The Smiths, а гитарный рифф из «I Might Be Wrong» достоин медиатора Грега Оллмана.

19. The Flaming Lips, «Yoshimi Battles The Pink Robots»

К этой пластинке Уэйн Койн шел сквозь дебри сдобренного наркотиками металла, альт-попа и народной психоделии в духе «Pet Sounds». На самом деле, лидеру The Flaming Lips было в то время совсем не до розовых роботов - на десятой пластинке Койн сражается с накопившимися за годы вращения в шоу-бизнесе комплексами и страхами посредством великолепных запоминающихся песен.

20. Yeah Yeah Yeahs, «Fever To Tell»

Когда слушаешь дебютный альбом Yeah Yeah Yeahs, начинает казаться, что Карен О проглотила вечномолодую американку Пэт Бенатар на завтрак и закусила потертой лондонской панкеткой Сьюкси Сью. Баллада «Maps» неожиданно попала в хиты, а в целом пластинка записана под девизом «Мы все будем гореть в аду».

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно