• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Мы тоже роботы: восемь соперников и наследников Kraftwerk

12 Января 2015 | Автор текста: Дмитрий Вебер
Мы тоже роботы: восемь соперников и наследников Kraftwerk
Kraftwerk

© с facebook-страницы

Kraftwerk предвидели будущее поп-музыки, приблизили и сформировали его. То самое будущее, в котором не приходиться потеть и покрываться грязью в студии, мастерить инструменты самостоятельно, будущее, свободное от унизительного ручного труда и ловкости рук. Это Kraftwerk придумали мир, в котором преобладает музыка с закольцованным битом, где бал правят ультрасовременные технологии, роботы и компьютеры, и на глазах у всех именно этот мир стал нашим настоящим. В Германии 70-х Kraftwerk начинали наравне с целой плеядой талантливых музыкальных визионеров, также искавших новые пути и способы создания музыки. Но именно Kraftwerk стал лучшими — прежде всего потому, что уже к третьему альбому полностью отказались от всего, что хоть немного напоминало о рок-музыке.

Они вышли победителями в этой гонке. В 2012-м триумф Kraftwerk был закреплен серией из восьми концертов в нью-йоркском Музее современного искусства, и едва ли организаторы рассматривали другие кандидатуры: все поп-футуристы 70-х давно уже сошли с дистанции. И все-таки попробуем назвать тех восьмерых, у кого были ненулевые шансы (оставив в стороне евро-диско Джорджио Мородера и электронный фанк Африка Бамбааты).

Ultravox
Ultravox! (Island, 1977)

На поздних альбомах они еще глубже ушли в синтезаторы, но ничего свежее и драйвовей первого диска уже не записали. Здесь же творилось нечто экстраординарное: пятеро юных лондонских панков отправились в студию с Брайаном Ино и вернулись с пластинкой, на обложке которой красовались музыканты, неотличимые от киборгов, а последняя песня на первой стороне длилась семь минут и называлась «Я хочу быть машиной» («I Want To Be A Machine»). Большая часть песен несет явные следы влияния Kraftwerk, а также записей Боуи и Ино берлинского периода. Парни определенно стояли на правильном пути, но их тянуло во все стороны одновременно. На альбоме есть и такие вещи, как оглушительная «Sat'day Night In The City Of The Dead», которая в чем-то предшествует печально известной музыке в стиле «ой!». Неплохо удалось и обращение к модному тогда регги («Wide Boys»), а закрывается альбом песней «My Sex», предвосхищавшей появление прото-индустриального хита Normal «Warm Leatherette» и Гэри Ньюмана одновременно.

Gary Numan And Tubeway Army
Replicas (Atco, 1979)

Другими музыкантами, крепко попавшими под обаяние тех же самых записей Боуи, Ино и Kraftwerk, стали Гэри Ньюман и группа Tubeway Army. Это сегодня Гэри Ньюман считается андеграундным артистом, которого слушают лишь знатоки странной музыки, а в 1979-м его сингл «Are 'Friends' Electric?» возглавил британский чарт. Машины и механизмы действуют и в других песнях этой бойкой и мелодичной пластинки, в том числе в «Me! I Disconnect From You» и «The Machman». Впрочем, непременная тема роботов здесь заметно разбавлена мотивом инопланетян. Эстетику альбома также прекрасно отражает обложка, на которой бледный как смерть Ньюман неотличим от манекена. Он уже никогда больше не записывался с Tubeway Army, и, хотя создал еще немало отличной музыки и продолжает создавать ее до нынешних дней, превзойти «Replicas» ему все же не удалось.

Yellow Magic Orchestra
Yellow Magic Orchestra (Horizon, 1979)

Совсем как Kraftwerk, японские электронные пионеры Yellow Magic Orchestra выросли и сформировались в стремительно развивающемся индустриальном обществе, на котором лежала тень поражения во Второй Мировой. Этим сходство не ограничивалось: как и Kraftwerk, они вдохновлялись экспериментальным арт-роком 70-х. Клавишник группы Ричи Сакамото (ставший затем одним из самых успешных кинокомпозиторов в мире) проводил дни в студии, выдавливая все более и более причудливые звуки из существовавших в то время синтезаторов. В отдельные моменты Yellow Magic Orchestra даже вырывались вперед в этой гонке — так, когда в 1981-м Kraftwerk выпустили альбом «Computer World» и сингл «Numbers», в хит-парадах уже успела отметиться инструментальная композиция Yellow Magic Orchestra «Computer Game». Как и «Numbers», этот трек без устали гоняли в своем радио-шоу Electrifying Mojo's Midnight Funk Association будущие революционеры электронной музыки Деррик Мэй и Хаун Аткинс из Детройта. «Computer Game» вошел в дебютный альбом Yellow Magic Orchestra наряду с такими шедеврами, как «Firecracker» и «Tong Poo».

M
New York London Paris Munich (Sire, 1979)

Вы можете не вспомнить названия, но мелодия хита M «Pop Muzik» скорее всего покажется вам хорошо знакомой. В 1979-м песня не меньше недели была главным хитом по всей Америке, а сегодня можно с полным основанием утверждать, что этот трек предвосхитил многие из находок диско и новой волны, не говоря уже о рэпе и синти-попе. За проектом стоял лондонец по имени Робин Скотт, бывший менеджер паб-рокеров Roogalator, основатель лейбла, подписавшего Adam and the Ants и закадычный друг Малькома Макларена. Глобальный успех «Pop Muzik» навсегда изменил его жизнь, и эхо песни разносится до сих пор — даже U2 и Трики записали свои кавер-версии. Между тем на пластинке еще полным-полно прекрасных песен, предвосхитивших высоколобый поп Pet Shop Boys и Human League, взять хотя бы «Made In Munich», «That's The Way The Money Goes» и «Moonlight And Muzak». M выпустили еще два альбома, а Скотт в 1982-м записал неплохой диск с Ричи Сакамото, но «New York London Paris Munich», бесспорно, так и осталась главным козырем его каталога.

Buggles
The Age of Plastic (Island, 1980)

В Штатах их сингл «Video Killed The Radio Star» еле зацепился за Топ-40, но в Европе он возглавил хит-парады шестнадцати стран, а в 1981-м стал тем самым клипом, которым начал свое вещание первый музыкальный канал MTV. Мало кто знает, что строго говоря «Video Killed The Radio Star» в исполнении Buggles был кавер-версией: автор песни Брюс Волли записал свой вариант еще раньше, в 1979-м. Он вышел на лейбле Columbia, на пластинке группы Волли «Camera Club», где на клавшных играл не кто иной, как Томас Долби, электронный музыкант и создатель системы шумоподавления. В состав Buggles входил Тревор Хорн, который в скором будущем оснует ABC и станет одним из самых титулованных поп-продюсеров — среди его клиентов будут Frankie Goes To Hollywood, Pet Shop Boys и наши t.A.T.u. Помимо нашумевшего хита, в «The Age of Plastic» вошло еще несколько недурных песен футуристской тематики, с названиями вполне в русле основанной Kraftwerk традиции, в том числе «I Love You (Miss Robot)» и «Living In The Plastic Age».

Mi-Sex
Computer Games (Epic, 1980)

Музыканты из Новой Зеландии, основавшие Mi-Sex, крутились в бизнесе с начала 70-х, играя кто прогрессив-рок, кто метал, а кто и поп-музыку. Но когда синтезаторы вошли в моду, парни сориентировались быстро, взяли себе название в честь песни Ultravox и записали альбом, стоящий на грани хард-рока и нью-вейва. На следующем диске «Space Race» они двинулись в сторону еще более электронного звука, а к 1984-му, когда появился их альбом «Where Do They Go?», группа окончательно выродилась. Но в 1979-м Mi-Sex крепко держали руку на пульсе музыкальной моды, выдавая такие отточенные боевики, как «Not Such A Bad Boy», «Camera Kazi» и особенно «Graffiti Crimes», в чем-то предвосхитивший хип-хоп. Ну и, конечно, заглавный трек, ставший хитом на некоммерческих радиостанциях, где его часто путали с одноименным синглом Yellow Magic Orchestra, изданным в те же годы.

Telex
Neurovision (Sire, 1980)

Бельгийское трио Telex начинало как юмористический вариант Kraftwerk — так, на альбоме «Neurovision» едва ли не в каждой песне раздается пропущенный через вокодер голос, говорящий по-английски со страшным немецким акцентом. Но прошло тридцать лет, и выяснилось, что слишком уж многие песни Telex выдержали проверку временем, чтобы и сегодня воспринимать проект несерьезно. Такие треки, как «We Are All Getting Old» и «My Time» напоминают крафтверковский «Neon Lights», в то время как панъевропейский хит «Moskow Diskow», в котором действуют «молодые модники», путешествующие из Москвы в Токио, определенно пародирует «Trans-Europe Express». Название альбома неспроста перекликается с «Евровидением»: в порядке клоунады Telex в самом деле представляли Бельгию на этом конкурсе в 1980-м, заняв предпоследнее место с представленным на альбоме треком «Euro-vision». Выделяются также кавер фанк-классики Слая Стоуна «Dance To The Music» и трек «Tour De France», записанный за три года до того, как в 1983-м одноименный сингл выпустили Kraftwerk.

Yello
Essential (Smash, 1992)

Сборник лучших песен, записанных Yello в восьмидесятые, прекрасно иллюстрирует, сколь широко и всеобъемлюще было влияние Kraftwerk на это поколение электронных музыкантов. Двое усатых зажиточных швейцарцев, обожающих колдовать в студии и изобретать новые звуки, довели большую часть идей Kraftwerk до заразительно жизнерадостного абсурда. Так, не менее чем в четырех песнях на сборнике речь идет о поездках на автомобиле, в «Tied Up» звучит африканская перкуссия, а «Pinball Cha Cha» — это почти клезмер (хотя в тексте речь идет о некоем мексиканском волшебнике). Самая громкая вещь тут одновременно и самая старая — это сингл 1980 года «Bostich». Недаром же первые два альбома Yello на своем лейбле Ralph Records выпустили великие эксцентрики The Residents. Присутствует тут и «Oh Yeah», с тех пор бесконечное число раз прозвучавший в рекламных роликах.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно