• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Oyafestivalen: Морская психотерапия Tame Impala и британская боль Blur

8 Августа 2013 | Автор текста: Александр Кондуков
Oyafestivalen: Морская психотерапия Tame Impala и британская боль Blur
Вокалист Tame Impala Кевин Паркер на сцене Oyafestivalen

© Johaness Gransen/ Oyafestivalen

Европейские фестивали обычно здорово похожи по составу: одна и та же группа артистов кочует из одной страны в другую почти караваном, и ключевая разница состоит только в том, кто из местных принимает участие в лайн-апе и насколько своеобразна сцена конкретной страны. В Норвегии Oyafestivalen, проходящий в живописном прибрежном парке, в целом звучит несколько потяжелее, чем похожие по структуре финский Flow или шведский Way Out West. Среди хэдлайнеров тут Slayer, а комические хардрокеры Kvelertak начинают свое выступление на сцене уже после того, как выходят хэдлайнеры Blur, чтобы закончить одновременно с именитыми британцами. И к лучшему: коллектив Дэймона Албарна сейчас явно не в том моральном и физическом состоянии, чтобы стянуть к себе внимание всей аудитории многотысячного рок-фестиваля.

Борьба со свойственной скандинавским странам скукой и буржуазным уютом — это традиционная задача, которую из года в год решает Oyafestivalen, перманентно сопровождающийся дождем. Даже в сухой и солнечный первый день под крытым тентом, где выступали представительные датчане Efterklang, были лужи и грязь. Паровая атмосфера быстро заставила статного вокалиста Каспера Клаузена избавиться от тесненького блейзера и делать между песнями чуть более длинные, чем обычно паузы. Надо сказать, что Клаузен — это идеальный скандинавский вокалист, в котором угадываются черты и Мортена Харкета, и Нила Хэннона, и Брайана Ферри, и даже Гая Гарви из Elbow.

На фото: Каспар Клаузен, Efterklang

При этом Каспер вдобавок активно действует еще и как дирижер своего маленького оркестра, время от времени отходя на левый фланг сцены, чтобы послушать, насколько ладно и ровно все звучит. После того, как в этом году Клаузен и компания отыграли в лондонском Барбикане с оркестром и погастролировали с Баджи из Siouxsie And The Banshees в роли ударника, электроника в их выступлениях задвинута уже на десятый план. Основное впечатление от шоу дарит перформанс Клауса, который блистает в номерах a la Japan («Black Summer») и лихо взаимодействует с норвежской публикой, «разморозить» которую до конца удавалось далеко не всем. Единственный минус — отсутствие убойных хитов, но фанаты Efterklang вполне могут это и оспорить.

В возникшей паузе до выхода Alabama Shakes можно было оценить финал выступления норвежских хэви-стоунер-пародистов Black Debbath, чьи майки с политическими лозунгами охотнее всего покупали посетители Oyafestivalen, и брутальный сет английского дуэта Mount Kimbie, где были умело смешаны глитч-поп, дабстеп и скулящий вокал в традициях Джимми Соммервиля и Бернарда Самнера. Из живых инструментов на этот раз были только ударные, так что обычной звуковой какофонии железным норвежцам предложено не было: скандинавы морщились, но некоторые все же пытались жестко рубиться.

На фото: Бриттани Ховард, Alabama Shakes

Пляски начались на Alabama Shakes, посмотреть на которых прибыла даже небольшая  делегация гостей с синдромом Дауна, которые расположились в инвалидных креслах справа от вип-трибуны. И исцеление вполне могло случиться, ведь посещать концерты Бриттани Ховард — это все равно, что пройти аудиенцию у проповедника с хиппистскими взглядами на жизнь и любовь. Наверное, именно так можно определить тот сплав удивительного ретро-рока, соула и госпела, который круглая как шар Ховард обрушивает на своих фэнов. С уходом Эми Уайнхаус именно Бриттани — ретро-вокалистка номер один в мире, чей пронзительный голос временами звучит так же призывно, как и у Дженис Джоплин. Если уж мы вспомнили про Дженис, то темы Ховард в лирике похожи: борьба с одиночеством и поиск подходящего мужчины, которому тучная певица обещает устроить веселую жизнь и светопредставление. Плотный бит и хиты уровня «Be Mine» звучали еще при дневном освещении; однако атмосфера уже была настолько пьяной и расслабленной, как будто дело происходит в старом баре.

Австралийцы Tame Impala начинали новый отрезок тура в поддержку альбома «Lonerism» как раз в Осло, о чем с нескрываемым удовольствием сообщил лидер коллектива Кевин Паркер. Ангел с пивными щечками, у которого на голове красуется дэвид-гилморовская гривка, вообще был удивительно разговорчив: нахваливал местные нравы и «освежающее» расположение сцены, которая выходила как раз лицом на залив. Именно там, откуда дул приободряющий ветерок, Кевин зорко обнаружил людей на мосту, которым не досталось билетов на распроданный Oyafestivalen. Им и была посвящена песня из укороченного сета, собравшего, пожалуй, самую привлекательную публику во время первого дня. Здесь в экстазе плясали перед сценой и норвежские краснолицые качки, и эльфийского вида малолетние хиппи, и даже благообразные старцы с дредами.

Причиной танцев была музыка Tame Impala, которая при всей своей психоделической составляющей, частично построена на фанковых битах и побуждает людей двигать задом и остальными стратегически важными органами. Во время сета Паркера реакция основной части публики была предсказуема: хиты «Feels Like We Only Go Backwards» и «Elephant» заставляли всех мотать головами несколько чаще, чем космические джемы в духе музыки из мультфильма «Тайна третьей планеты». Но зрителей явно в большей степени привлекали майки австралийцев с грибами, а не их сложно устроенные треки с оттенками радужного безумия. Самая яркая вспышка активности была на «Mind Mischief», во время которой девочки-эльфы начали организованно швыряться в Паркера записками, явно заготовленными заранее. В ответ тот только ошарашено поулыбался в финале, и запустил в зал барабанную палочку, потерянную Жюльеном Барбагалло (последний джем он героически достучал одной рукой).

На фото: Wu-Tang Clan

Пока австралийцы Tame Impala радовались жизни и людям на мосту, суровые представители Wu-Tang Clan пытались раскачать студеных зрителей, которые и так махали руками, кажется, на пределе своей экспрессии. Для поднятия боевого духа викингов была даже рассказана история, из который было ясно, что русские — хоть и «чокнутые ублюдки» (имелась ввиду аудитория фестиваля Kubana, откуда с опозданием прибыли рэперы), но резвились пободрее, чем замороженные норвежцы и гости Oyafestivalen из других стран. На «Brooklyn Zoo» памяти Ол Дети Бастарда необходимый накал страстей в партере был определенно установлен: руками махали даже миниатюрные девочки, которые шныряли между ног у любителей рэпа, собирая пустые пластиковые стаканы.

На фото: Эрленд Хельвик, Kvelertak

Финал первого дня стал абсолютной победой сборной Норвегии над гостями фестиваля: выступление местного хэдлайнера Kvelertak, несмотря на всю комичность происходящего на сцене (толстые люди, встающие ногами на мониторы, беспощадная атака стробоскопов) увлекало гораздо сильнее, чем проходивший параллельно длинный и безысходный концерт Blur. А Kvelertak выдали шаманский монолитный сет в жанре «Гришка Распутин, безумный монах», где заводилой, конечно же, выступил татуированный косматый вокалист Эрленд Хьельвик. Последний наглядно показывал, чем может заниматься энергичный скандинавский мужчина со склонностью к кутежу, если перед ним не будет маячить перспектива запойной викинговской регаты. Британский же гражданин, склонный к кутежу, выступал на расстоянии нескольких сотен метров и сумел более-менее растопить норвежцев только к «Coffee & TV».

На фото: Дэймон Албарн, Blur

Все остальное время Дэймон Албарн, все никак не желающий покончить с проектом Blur из коммерческих соображений, кривлялся вхолостую. Норвежцы увлеченно впитывали пиво и забулдыжные песни англичан в них внешнего отклика не находили. Судя по воплям между треками, люди желали послушать «Song 2», но ими вожделенное «ю-ху» прозвучало только в самом конце — уже после возвышенных гимнов пьяной печали «This Is A Low» и «The Universal», а также позорной прошлогодней песни «Under The Westway», исполнять которую гению масштаба Дэймона Албарна, расшаркивающемуся как бомж из метро, совершенно не к лицу. Но иначе, видимо, сейчас больших денег не заработать.     

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно