• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Вспоминая Алана Вегу — мечтателя и провокатора из Suicide

19 Июля 2016 | Автор текста: Роб Шеффилд
Вспоминая Алана Вегу — мечтателя и провокатора из Suicide

Алан Вега 


© пресс-служба

Детка, детка, детка, он горит, горит так же, как звезды, звезды, звезды вселенной... Вот так, сообразно типичному стихотворному размеру дуэта Suicide, можно прокомментировать то, что случилось в конце прошлой недели. В субботу ночью на 79 году жизни в родном Нью-Йорке скончался Алан Вега — фронтмен новаторского электропанк дуэта Suicide.

Даже в противоречивой среде CBGB 70-х этот коллектив выделялся своей невероятной способностью возмущать людей. Ничего удивительного, если зрители сталкивались с Вегой, поющим «Это — Судный День, Судный День» или «Америка, Америка убивает свою юность» поверх примитивного грохота синтезатора Мартина Рева.

Никогда не было группы, которая захватила бы звучание города так, как сделали это Suicide, хотя многие и пытались. Как сказал Вега в книге Клинтона Хейлина 1994 года «От Velvets до Voidoids»: «Люди уходили с улиц, заходили в клубы в надежде убежать, забыться, и все, что мы делали — это пихали улицу им назад в лицо».

Вега мог петь рокабилли в духе Джина Винсента или Джерри Ли Льюиса. Но самые сильные моменты в записях Suicide — это когда Алан кашляет, задыхается и ругается. Мартин Рев использовал дешевый десятидолларовый японский синтезатор и груду звуковых эффектов для создания эффекта «зеркального зала», где голос Веги мог отзываться эхом до бесконечности. Сочетание этого голоса и постоянно повторяющихся клавишных отрывков Рева и дарило зловещий нойз, пробирающий до мурашек.

Вы можете почувствовать, что это такое, посмотрев удивительное выступлении 1978 года из программы Пола Чинкеля, где Suicide исполняют «Ghost Rider» в Max's Kansas City. В кадре просто лицо Веги крупным планом и звук его голоса — настоящий хоррор. Он объявляет: «Скинхеды Америки, призрачные наездники. Это ваш путь. У него есть, что вам сказать — мы все мертвы, закончены и одурманены. Буууу!» И после этого напряжение никто снижать и не думал. «Америка мертва. Мир мертв. Марс погиб. Все кончено!»

Фото опубликовано Rolling Stone Russia (@rollingstonerussia) Июл 17 2016 в 3:59 PDT

Вега и Рев были намного старше, чем все остальные музыканты круга CBGB — Веге было 39 на момент выхода дебютного альбома коллектива. Мальчик из Бруклина, Алан Бермовиц, родился в 1938 в Бенсонхересте — всего на три года моложе Элвиса. В шестидесятые он стал скульптором, женился на выжившей после Холокоста Мариетт Бермовиц (которая потом напишет в своих мемуарах, как сбежала от нацистов).

Velvet Underground и Stooges вдохновили Алана на эксперименты и перевоплощение в «кожаного крунера» из Suicide. Дуэт начал свой путь задолго до появления панка, сыграв свой первый концерт в 1970 в Нью-Йорке, но с того времени они всегда испытывали проблемы с организацией выступлений — главным образом из-за того, что Вега постоянно провоцировал беспорядки. Легендарная 23-х минутная запись концерта в Бельгии в июне 1978, когда Suicide открывали шоу Элвиса Костелло, показывает, как выступление мгновенно превратилось в масштабную драку.

«Алан Вега выходил на сцену с цепью от мотоцикла в 8 футов длиной, — вспоминал басист New York Dolls Артур Кейн в документальном фильме «Отношение». — Марти начинал играть, Вега пел пару строчек, а потом начинал хлестать цепью пол. Это сильно всех пугало в клубе». Впечатляющий трюк в любом помещении, но особенно когда это помещение — клуб CBGB.

Рев и Вега создали Suicide как рок-группу. Но вскоре было удалено все лишнее. «Марти и я решили, что первой вещью, от которой нужно избавиться, будут барабаны, второй — гитара», — вспоминал Вега. Они использовали самую примитивную электронику, чтобы добиться необходимого им звучания. «Мы нашли десятидолларовый японский синтезатор, пожалуй, один из первых прототипов с компьютеризованной клавиатурой, но не могли получить нужный звук, — продолжает Алан. — Поэтому мы использовали множество эффектов, иногда по десять в ряд! Только чтобы добиться звука от синтезатора и требовались все эти пытки». В результате проделанной работы полученный шум звучал как голос дьявола, выползающий из дешевого транзисторного приемника.

Их дебютная пластинка 1977 года сразу показала, что они неуместны на сцене, даже в эксцентричном контексте панка — никакая другая группа не олицетворяла собой сразу пост-панк и ранний панк одновременно. Они шли к тому, что Вега называл «монотонный звук». «Ghost Rider» стала одной из первых песен-заявлений группы — с мрачным, гнетущим звучанием синтезатора, голосом Веги, подбадривающим героя комиксов. «Rocket USA» — это воплощенный рокабилли-кошмар, в звуковом пространстве которого ксилофон Бадди Холли отзывался эхом, вызывая головную боль. «Cheree» и «Girl» возвращают слушателя в странную танцевальную атмосферу пятидесятых. Многие музыканты назвали именно этот альбом своим источником вдохновения, начиная от героев синти-попа Human League и Antenna, готик-рокеров Bauhaus и Sisters Of Mercy, и заканчивая активистами гитарной психоделии Spacemen 3, чей «Che» остается лучшим кавером на Suicide.

Наиболее приближенная к понятию хита песня Suicide — это «Dream Baby Dream» 1979 года. Ее даже пел Спрингстин. «Я люблю эту группу», — сказал в интервью Rolling Stone Босс в 1984 году. Его трек «State Trooper» точно была вдохновлен творчеством Suicide. «У них был только только синтезатор да голос. И у них одни из самых необыкновенных песен, которые я когда-либо слышал. Про убийцу...» Интервьюер называет песню «Frankie Teardrop». «Да! О, Боже мой! Это одна из лучших вещей, которые я слышал! Обожаю эту песню!»

Как и многие другие подростки того времени, я был достаточно заинтригован этой цитатой Спрингстина, чтобы отыскать упомянутый трек Suicide, но через 10 минут клаустрофобного отчаяния и болезненных воплей я понял, что они меня пугают, я не был готов к такому. И до сих пор не готов, сколько бы раз я не слушал эту песню.

В восьмидесятых Вега начал довольно странную сольную карьеру с синглов «Jukebox Babe» и «Saturn Drive», которые сделали его сравнительно популярным в Европе с его синтезаторным звучанием в духе Билли Айдола или Джино Ванелли.

Но это не отменяло концертов Suicide, на которых Вега делал все, что ему заблогарассудится. На выступлении в рамках «All Tomorrow's Parties» 2009 года он и Рев вообще пели разные песни одновременно. В своем последнем интервью Rolling Stone Кори Гроу в декабре 2015 Вега рассказал интересную историю о туре с Алексом Чилтоном в 2000-х, когда один французский журналист назвал Suicide группой вымерших динозавров. Вега был возмущен. «Я сказал «Пошел вон!» А он почему-то отказывался». Вне зависимости от места и времени, Suicide никогда не превратятся в динозавров. Так же, как и Алан Вега.

Suicide

Дискография группы доступна в Apple Music

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно