• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

О ПИРАТСТВЕ – часть 4

6 Ноября 2007 | Автор текста: Кирилл Сорокин
О ПИРАТСТВЕ – часть 4

Продолжение. Начало здесь.

Кому вредят пираты

Что интересно: в большинстве же своём, музыканты - особенно не «стадионного» формата и не приписанные контрактами к мейджорам, а с вполне умеренными финансовыми аппетитами – выступают в защиту бесплатного обмена мр3. И за пиратство это даже не считается, а скорее за промоушн – все прекрасно понимают, что если магическим образом удастся истребить всех злодеев, расшаривающих музыку, то продажи альбомов от этого не вырастут, а только упадут (уже вместе с уровнем посещаемости концертов и интересу к артисту). Ну и уж тем более, никто не поддерживает вынесение миллионных штрафов, тюремных заключений студентов и других репрессий – вся эта показуха только ещё больше всех злит и настраивает на борьбу с поборниками законов.

Так кто же выступает против пиратства, если музыкантов и слушателей всё устраивает. А тут вот самое интересное – наиболее жесткими и бескомпромиссными борцами с бесплатным обменом «эрзац-музыкой» являются защитники авторских прав. Не авторы, – а защитники, фонды, ассоциации и т.д. Так вот, тут (на четвертой странице, **** наступает время самого спорного тезиса – по моему глубокому убеждению, в свободном информационном обществе (которое уже вот без спросу наступило), авторские отчисления должны просто исчезнуть . Рано или поздно. В том числе и из-за того, что контроль за их соблюдением в Интернете требует таких затрат, что проще будет наплевать, чем по судам детей таскать.

Кстати, не только судами же борются с пиратами. Есть же ещё такая сомнительная придумка как DRM-защита от копирования мр3-файлов – она, впрочем, уже признана неэффективной, но некоторыми лейблами ещё применяется). Однако век ее недолог: на любую защиту моментально сочиняется отмычка, и эта борьба умов может продолжаться очень долго, при этом победа здесь всегда будет за пиратами, ведь они никаких убытков на программистов и тестирование технологий не несут и сочиняют анлоки бесплатно. Мне, кстати, кажется странным, что до сих пор лейблы, страдающие от утечки дисков до релиза не придумали сами сливать в блоги альбомы в виде зараженных вирусами архивов – вот такая атака могла привести к должно эффекту. Впрочем, может быть, такая практика уже применяется, а я просто не в курсе.

Так вот, вернёмся к авторскому праву.

Но тут на самом деле, гораздо важнее парадигмальный подход и отношение самих артистов к своей профессии (или хобби, кому как). Авторское право возникает в момент создания произведения. Потом музыкант продает песню лейблу, чтобы тот издал его на пластинке, фотограф продает кадры в журнал, чтобы тот напечатал; писатель относит рукопись в издательский дом и заключает контракт.

Соответственно, издатель платит артисту за определенный продукт и получает право им распорядится – НО сборы издателя не заканчиваются на реализации тиража, а он также хочет иметь доход от того, что песни Артиста крутятся по радио, что видеоклипы показываются на ютубе, что фотографии перепечатываются в блогах, что фразы из книжек где-то цитируются. И за всё нелегальное использование произведения грозит анафемой – при том, что мог бы в это время ударными темпами продавать тираж произведения, за которое и платил артисту.

Так вот, я не понимаю (вернее, отказываюсь понимать), почему за пользование тем, что не является конечным произведением артиста - а в Интернете мы имеем дело не физическим альбомом, а с копией (причем, в случае неоправданно дорогого магазина itunes, ещё и с недостаточно хорошо сжатой копией) – следует в обязательном порядке платить какие-то серьезные деньги. Всё это «пользование» можно и должно расценивать как промоушн – то есть рекламу как конкретного полнометражного релиза, или самого артиста и его концертной деятельности.

Вообще, пиратство и борьба с ним обнажили один большой недостаток функционеров музыкальной индустрии – их жадность. Ибо заработки на авторских отчислениях, по большому счету, есть ни что иное как наливание воды под лежачий камень. Помните эпизодического персонажа Коупленда, который изобрел кнопки «решеточку» и «звездочку» для телефонных аппаратов, и стал миллионером? А тунеядца из романа Хорнби, который безбедно жил за счёт того, что его родственник написал популярную рождественскую песню? Это, конечно, гротескные примеры, но образ создают весьма правильный – при разговоре о защите авторских прав мы ведем речь именно о таком способе заработка.

Тут надо понимать – я совсем не считаю, что написание песен это легкий труд; этот труд безусловно должен быть достойно оплачен. Но, как и вся другая работа, он должен быть оплачен в момент заключения сделки (покупки песни исполнителем) и цена, заявленную на песню, должна учитывать все последующие возможные дивиденды. И если бы индустрия отказалась от процентной оплаты авторских прав, и перешла бы на покупку песен целиком, то это бы сняло сразу очень много проблем. Эти вот разборки уже совсем далеки от искусства и творчества, это такая тупая брокерская служба – снимать сливки с хита, не прилагая никаких усилий. Это не подло, нет, но это просто нечестно – хотя бы по отношению к тем же исполнителям, которые получают вечером гонорар, честно отрабатывая концерт.

Надо, конечно, понимать, что если эта (не такая уж утопическая) парадигма будет когда-нибудь принята, то недовольных останется масса – например, музыканты, не выступающие живьём (в силу специфики жанра, или по каким-то ещё причинам). И я даже подозреваю, что со временем такое искусство может оказаться на грани исчезновения (или остаться в формате априори некоммерческого хобби, живущего в формате бесплатных нет-релизов). Другой весьма серьезный аргумент против заключается в том, что в настоящее время популярная музыка покупается не альбомами, а потреково – то есть по отдельным мр3-файлам (в случае Интернета), или сборниками (в случае CD). А ещё огромная часть рынка завязана с мобильными всякими устройствами – и там бюджеты очень соблазительные, и отчисления тоже неслабые. И этот кусок пирога такой жирный, что в качестве промоушна его никак не рассмотришь. Но в этой сфере мобильного контента и вопрос пиратства не стоит ( вернее, в России пиратского контента как раз большинство, и этих лиходеев тоже камнями закидывать следует, но ещё ни одного громкого судебного процесса на эту тему я не припомню – вероятно, там с точки зрения закона тылы прикрыты покрепче чем у allofmp3.com).

Продолжение завтра

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно