• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

О ПИРАТСТВЕ – часть 6

8 Ноября 2007 | Автор текста: Кирилл Сорокин
О ПИРАТСТВЕ – часть 6

Продолжение. Предыдущая часть здесь.

Как новые альбомы утекают в сеть

Тут никаких секретов нет: лейблы (или сами музыканты) перед выпуском альбома печатают промо-тираж (иногда даже не печатают, а дают ссылку на мр3) для журналистов, промоутеров, менеджеров музыкальных магазинов, программных директоров радиостанций и т.д. Среди них непременно оказывается какой-нибудь благородный юнец, который выкладывает это дело в сеть, и дальше запись уже перекладывается с одного файлообменника на другой и распространяется совершенно бесконтрольно. После чего музыканты нередко хватаются за голову и сетуют, мол, что ж вы **** делаете, сюрприз другим портите – так, помнится, делали Radiohead с Hail To The Thief и RHCP со Stadium Arcadium.

На самом деле, лейблы вполне могут защитить свои записи от такой утечки – некоторые лейблы и музыканты (в этом году так поступил «Мумий Тролль») поверх записи накладывают несколько секунд явно лишних звуков (например в середине трека звучит фраза «вы слушаете промо, срочно выключите иначе ваш компьютер взорвется»), или заметно обрезают концовку трека. Но большинство (особенно независимые лейблы) этого не делают. Почему? Потому что им пофиг, потому что сливая альбом в сеть они получают не только мнение условных специалистов, но и совершенно бесплатную фокус-группу. А leakage альбома накаляет информационное поле вокруг релиза гораздо сильнее, чем восторженная рецензия в глянцевом журнале и ротация сингла на радио.

Тут ещё надо заметить, что в блогах ликнутые диски появляются не в 320 kbps, а с битрейтом 192, а то и 160 (это не общее правило, но действительно такое встречается очень часто). Это пусть и косвенный, но всё же признак того, что высоколобый oink совсем не является мировым центром зла (иначе бы вся сеть был завалена 320kbps-ными архивами всяких музык для танцев южноафриканских слонов), а во-вторых, что блоггеры вполне понимают свою функцию бесплатной рабочей силы в качестве промоутеров артиста. Другое дело, что многие переусердствуют.

Избыточная настойчивость

При этом, конечно, нельзя допускать перегибов. Например, таких, которые случились при утечки в сеть последнего альбома Земфиры и в день релиза In Rainbows.

Зачем Земфира допустила «утечку» на презентации CD – это, конечно, вопрос риторический (кстати, была информация и о том, что альбом продавался в палатках «Евросети» из под полы за несколько дней до релиза). Но то, с какой нагластью и гордостью пираты стали распространять ссылки по фэн-коммьюнити Земфиры, при том, что артист специально просил поклонников не выкладывать концертные бутлеги и подождать даты релиза – вот это, конечно вызывает тотальный дисреспект. Такая же фигня случилась и с книгой Лукьяненко – и что самое поганое в этой истории, что всё это обильное развешивание ссылок сопровождалось размахиванием флагом веселого Роджера, оскорблением авторов произведений и чуть ли не манифестами типа «да они такие все, ****** богатые, так им и надо, и вообще искусство должно быть свободным и принадлежать народу». Вот это уже за гранью и тупое нарывательство на репрессии – при всех аргументах за некоммерческий шэринг, надо делать скидку на то, что всё это происходит в контексте бизнеса, и (так уж получается) нацелено именно на развитие этого бизнеса, а никак не на крах его и обнищание тех, кто действительно работает. Вот наследников авторских прав на рождественские песни поставить на деньги можно и должно. Равно как и автора, например, песни про гладковыбритую змею – когда автор договаривался об исполнении и записи этой песни он должен просчитать свой максимальный профит и не обижаться потом, что этот комичный ролик сто тысяч раз посмотрели по ютюбу,а ему за это ни копейки не перепало. То же самое касается, например, и Пита Таушенда, который требует пролонгирования действия фонограммных прав – скоро выйдет срок и он перестанет получат отчисления за свою партию, сыгранную 50 лет назад.

Но при всём этом ни о каком робингудстве речь идти не может в принципе – нелегальное распространение мр3 не должно быть повальным и создавать серьезную конкуренцию легальным Интернет-магазинам.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно