• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Москва не догоняет

26 Марта 2008 | Автор текста: Евгений Левкович и Павел Гриншпун
Москва не догоняет

Может быть, таким образом Петербург пытается перещеголять Москву? От противного? Навряд ли. То есть природа этого различия, возможно, и кроется в комплексах по поводу утери столичного статуса, но, на мой взгляд, очень симпатично эти болезненные, как кажется со стороны, ощущения преобразовали музыкальную культуру города. Я вот о чем.

Минувшие выходные я провела в Петербурге по научным своим делам и случайно, просмотрев афишу филармонии, наткнулась на концерт пианиста Григория Соколова. Если собрать газетные вырезки по всему свету, там будет о нем "русский пианист", "невероятный", "гениальный мистик", "Гленн Гульд нашего времени". Он петербуржец, но уже довольно давно живет в Италии, приезжая на родину постоянно, но только раз в году. Только в Петербург и никогда в Москву. В Питере его обожают. По-питерски сдержанно и беспристрастно. Без лишних слов и хвалебных эскапад. Просто ждут его целый год, раскупают билеты за пару дней, а те, кому не досталось, выстраиваются в длинную очередь за 4 часа до начала концерта и спокойно себе ожидают, когда откроются массивные филармонические двери. Все это, конечно, происходит при неизбывной питерской погоде - снег сменяет дождь, небо накрепко заволокло тучами. В очереди очень много молодежи - студенты консерватории и просто молодые петербуржцы. Много стариков. Стояние в этой очереди мне казалось бесполезным занятием, но я не уходила.

Если представить себе, что Соколов приехал бы в Москву, где его конечно тоже знают, билеты разлетелись бы также быстро, а очередь... ну вряд ли бы образовалась перед концертом. Потому что каждому любителю музыки в Москве известно - гиблое дело ждать проходки на ажиотажный вечер. В Петербурге таких стереотипов не существует. Тяжелые филармонические двери распахнулись и публика неторопливо выстроилась в новую очередь, теперь уже перед окошечком администратора. В итоге все мы попали в зал. Многие стояли, но это тоже было счастье. А в Москве стоять на концерте нельзя, во-первых, лишних просто не пропустят, а если удасться просочиться, усадят на пол. Мы стояли, прислонившись к белым колоннам, и слушали нежнейшее pianissimo в исполнении Соколова, сменяющееся истошным форте, острым как адмиралтейский шпиль.

Петербург таков, что филармонический охранник перед концертом обсуждал со мной преимущества Стейнвея над Блютнером, а потом жаловался на звук отремонтированного местного органа. Он таков, что филармонические билетерши там не визгливые и скандальные, а почтительные и возвышенные какие-то и пугать их Нетребкой-ГАЛА за 18 тысяч я не стала (такого порядка цен там не существует, есть действующая культурная политика формирования цен на билеты, они не стоят тысячи-тысячи). Ну и публика там такая, что, хотя и Соколов, понимаешь, на которого пришли ползала нуворишей, все же не хлопала между частями, кстати, двух сонат Моцарта фа мажор в первом отделении и 24 прелюдий Шопена во втором.

Соколов, по-моему, похож на свой город и на свою публику.

 

 

А Москва... Копите 18 тысяч. Но Соколов все равно не приедет.

Current music: Beethoven - Sonata op.28

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно