• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Наука хлопка

24 Апреля 2008 | Автор текста: Евгений Левкович и Павел Гриншпун
Наука хлопка

В одном из прошлых постов я с умным видом писала: Ну и публика там такая, что, хотя и Соколов, понимаешь, на которого пришли ползала нуворишей, все же не хлопала между частями, кстати, двух сонат Моцарта фа мажор в первом отделении и 24 прелюдий Шопена во втором. Теперь все с тем же умным видом я расскажу, что это за мода такая - не хлопать между частями. Потому что, знаете ли, это не таблица умножения в конце концов. Правило это вы знать не обязаны. Но не помешает.

Аналогов этой традиции не существует в других, скажем, музыкальных направлениях. На поп-концерте можно аплодировать хоть после каждого аккорда - никто косо не посмотрит, наоборот, значит ацкий отжыг и все такое. На классическом концерте, зависит конечно от места, даже от страны, за хлопки между частями соседи могут одарить в лучшем случае презрительным взглядом, в худшем раздраженно закудахчут на низких частотах. И то, и другое неприятно. Чувствуешь себя чужаком.

Итак, аксиома (логику, пожалуй, искать не будем, не в этот раз): произведения классической музыки состоят из нескольких частей, количество частей разнится. Например, классическая симфония имеет 4 части, концерт состоит из 3 частей. Бывает хуже, например, кантата/оратория (это вокальные произведения) могут состоять из стольких частей, что пальцев на руках не хватит. И вот сиди, сосредоточенно считай до посинения или, полагаясь на соседей, нервно сжимай ладошки, мучительно стараясь угадать - сейчас уже хлопать наконец или еще потерпеть?! И все потому, что существует такая традиция - между частями произведений не хлопать. Сморкаться, чесаться, шумно разминать затекшие члены - это пожалуйста, но не хлопать, черт возьми, только не хлопать.

Но так было не всегда! Хотя это неубедительное утешение. Тем не менее еще сто лет назад все было иначе, аплодисменты между частями звучали в порядке вещей. Дирижер Юрий Темирканов рассказывает: И даже повторяли некоторые части, например финалы симфоний, на бис. В те времена даже играли отдельные части, фрагменты больших сочинений. А сами концерты были значительно длиннее: они длились по пять часов. Публика вставала, приходила и уходила, раскланивалась со знакомыми, и это было в порядке вещей.

Когда, а главное почему явление сошло на нет? Вопрос дискуссионный и ждет своего исследователя. Музыковеды сходятся в одном - традиция молчания между частями зародилась в конце XIX - начале XX века и достаточно распространилась в 50-60 годах XX века для превращения в норму поведения. В энциклопедии Бриттаника (издание начала XX века) по этому поводу сказано: "благоговейное настроение, которое отрицало аплодисменты в церкви, стало распространяться и на театр, и на концертные залы, причем в основном под влиянием квази-религиозной атмосферы Вагнеровских представлений в театре Байрейт". Байрейт - западногерманский городок, в котором композитор Вагнер выстроил свой собственный оперный дом. Впрочем, как показали мои разыскания, Вагнер причастен к этой новой традиции по недоразумению, но молчать между частями опер действительно начали именно на его представлениях. На премьере оперы "Парсифаль" в 1882 году немецкий композитор сказал, что хотя он и его артисты горячо приветствуют аплодисменты, на этот раз они не выйдут на поклон, чтобы не разрушать особенную атмосферу спектакля. Публика поняла Вагнера по-своему и встретила окончание оперы гробовым молчанием. Тогда Вагнер снова поднялся на галерею и подробнее разъяснил свой замысел, раздался шквал восторженных аплодисментов, но прецедент был создан.

Настоящим и сознательным вдохновителем этой идеи стал дирижер Леопольд Стоковский, карьера которого пришлась на первую половину XX века. Он говорил, что шум и аплодисменты во время и после представлений являются средневековым реликтом, эхом церемониальных танцев примитивных времен. Причем он последовательно пропогандировал идею молчания публики. На встрече с преданными слушателями на вопрос дамы: "а как же мы будем выражать восторг и признательность?" Стоковский ответил, - "Это не имеет значения", он продолжил: "когда вы видите прекрасную картину, вы не хлопайте. Когда вы стоите перед скульптурой, нравится она вам или нет, вы не аплодируйте и не шипите." И все же почему публика по обе стороны Атлантики покорилась не совсем ясно.

Кстати, некоторые дирижеры вполне терпимо относятся к аплодисментам между частями. Альтист и дирижер Юрий Башмет говорит так "приятно, что у нас появился новый слушатель". Да и некоторые музыканты не любят благоговейную тишину в зале, например, сприпачка Виктория Муллова высказывалась в таком духе. А скрипач Сергей Стадлер более категоричен: "Я не вижу никаких причин, по которым нельзя вдруг, когда закончилась часть, захлопать, выразить свои чувства, если они вдруг у людей появились. Думаю, что эта традиция скоро уйдет." Но большинство современных музыкантов не приемлет хлопков между частями, некоторые из них заранее просят аудиторию.

На оперных спектаклях эта традиция молчания вообще не прижилась. Хлопают, если поет хорошо, после арий, кричат громко "браво", цветочки кидают, но с таким же энтузиазмом могут освистать, а певец может уйти. Даже красиво получается. Драматично.

А на этом форуме специалисты обсуждают как раз тему хлопков между частями. Наблюдается плюрализм мнений. Обнадеживает. Так что идите на классику расслабленно и без страха. Повторюсь, вы не обязаны следовать правилу. В конце концов те, кто хочет слушать классическую музыку в полной тишине, могут делать это дома. А тема в целом интересная и я, пожалуй, продолжу ее исследование.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно