• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Руками размахивать – есть такая профессия

30 Апреля 2008 | Автор текста: Евгений Левкович и Павел Гриншпун
Руками размахивать – есть такая профессия

Вы меня прямо не спрашивали, но будем считать, что я угадываю мысли. Почему так происходит? Почему музыканты пашут в поте лица на сцене, а до этого еще репетируют, стирая пальцы в кровь, а еще до этого учатся играть на инструменте дни и ночи напролет, в то время как жизнь с ее привычными детскими развлечениями проходит мимо, так вот почему после всего этого цветы и шквал аплодисментов в результате публика обрушивает на него, на дирижера? Он ни на чем не играет, не издает ни звука, он всего лишь, признаем, довольно артистично, но просто выделывает руками фантастические фигуры? А про него книжки пишут. Отчего так?

Самое удивительное, что сходным вопросом задаются сами дирижеры. Например, прославленный современный маэстро Даниель Баренбоим говорит: “Оркестровое дирижирование как фулл-тайм работа всего лишь изобретение - причем не музыкальное, а социальное – XX века”. Скрипач Карл Флеш заявлял: “Нет более легкой добычи для шарлатана, чем профессия дирижера”.

Впрочем, есть и обратное мнение. Философ Элиас Канетти писал: “Его взгляд охватывает весь оркестр. Каждый музыкант чувствует, что дирижер видит его персонально, более того, слышит его.. Он в сознании каждого оркестранта. Он знает не только то, что каждый должен делать, но и что он делает. Он живое воплощение власти – и позитивной, и негативной ее стороны…”

Профессия дирижера возникла довольно поздно. Полноценно в XIX веке. Правда, фигура человека, который исполнял похожий набор обязанностей, существовала уже со времен Средневековья. В те времена музыка в основном сочинялась духовная и исполнялась в церквях. Дирижерской палочки не существовало, использовали все, что попадается под руку, в частности сложенные в трубочку бумаги. Бумажной трубочкой хормейстер отбивал ритм и это была его главная, чуть ли не единственная задача. Инструментальные ансамбли вовсе обходились без специального человека, роль дирижера выполняла первая скрипка, остальные музыканты следовали за ним. Часто роль ведущего брал на себя клавесинист.

Важной вехой на пути становления профессии стала деятельность Клаудио Монтеверди, основателя оперного жанра. Именно он стал одним из первых капельмейстеров, maestro di capella на итальянском, в обязанности которого входило также нанимать лучших музыкантов и организовывать их работу.

Некоторые специалисты считают, что современные дирижеры обязаны своей занятостью Бетховену. Его музыка для современников казалась настолько масштабной и монументальной и являлась таковой, что оркестранты уже не могли играть ее слаженно и полнокровно без посторонней помощи. Оркестр нуждался в совершенно отдельном специалисте, могущим превратить хаос в музыку.

Имена пионеров этой профессии утеряны. Первым навсегда считается не тот, кто начал, а тот, кого запомнили. В нашем случае им оказался немец Ханс Фон Бюлов. Именно с его работой эксперты связывают становление профессии дирижера. Тогда же, кстати, появилась и дирижерская палочка, сделанная из дерева или эбонита.

Впрочем, самая подробная история мало объясняет тайну и смысл этой профессии. Мы знаем, что дирижер отвечает за ритм, также он показывает оркестру динамические эффекты – усиление, ослабление звука, четкость звучания, кроме того, знаками он дает знать, когда нужно сменить легато, например, на пициккато и т.д. Но если попробовать объяснить его работу абстрактно, придется прибегнуть к абсурдному сравнению. Скажем, если группа людей захочет синхронно связать свитер, причем сделать это красиво, без руководителя этим безумцам не обойтись. Именно он будет держать общий темп, показывать, когда начинать новый ряд, где сделать петли поменьше, где побольше, ведь если вы хотите вязать синхронно времени заглядывать в учебник не будет.

Но это всего лишь технические моменты. Им учат в музыкальных училищах, в консерватории. Но известно, что всякий гениальный режиссер, помимо безукоризненной техники, умеет делать волшебство, преображая сам звук, который извлекает оркестр. Про самого великого дирижера всех времен Герберт фон Караяна говорили, что достаточно ему войти в зал, как оркестр начинал играть по-другому, без взмаха, без жеста. Кстати Караян стал не только самым знаменитым дирижером за всю историю профессии, но и богатейшим человеком Европы. Жил в шикарных дворцах, управлял самолетом, превратился в культовую фигуру.

Для того, чтобы стать признанным, не нужно мариноваться 20-30 лет, для того, чтобы стать любимцем публики и критиков, не нужно руководить столичным великим оркестром. Например, венесуэльский дирижер Густаво Дудамель считается гением, ему всего 27. А маэстро Саймон Рэттл был пожалован пожаловал рыцарским достоинством, несмотря на то, что он руководил всего лишь провинциальным Бирмингемским симфоническим оркестром.

Со времен средневековья ремесло дирижера окрепло и обросло множеством деталей. Дирижер стал лицом оркестра и его душой. Дирижер выбирает репертуар, дирижер задает настроение и тон, дирижер не переписывает, но заново интерпретирует то или иное произведение. Словом, это столп, без которого уже невозможно представить себе ни один мало мальски профессиональный оркестр. И несмотря на все это, дирижера вполне можно заменить. Например роботом. Это доказано.

Но и такого волшебства тоже никто не отменял. Оно, в отличие от робота, не запрограммировано.

 

 

Венесуэльский юношеский оркестр имени Симона Боливара под палочку Густаво "Дуди" Дудамеля исполняет Mambo! из Вестсайдской истории Леонарда Бернстайна, великого американского дирижера и композитора. С наслаждением исполняют.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно