• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

ПроявленияКИНО

Джефф Бриджес. Мистер Big

13 Ноября 2008 | Автор текста: Энди Грин
Джефф Бриджес. Мистер Big
The Big Lebowski

RS встретился с актером Джеффом Бриджесом, чтобы выяснить, как «Большой Лебовски», история о приключениях бездельника по прозвищу Чувак, за десять лет превратилась из коммерчески провального проекта в главную комедию конца 90‑х.  

«Здесь я храню разные, подчас странные вещи», - говорит пятидесятивосьмилетний Джефф Бриджес, в гости к которому мы приехали жарким летним днем. Джефф с удовольствием копается в захламленном гараже в поисках предметов, как-либо связанных с «Большим Лебовски». На самом деле артефакты со съемок разбросаны по всему дому актера - вилле в колониальном стиле на берегу океана в Санта-Монике. В домашней студии (там Бриджес записывал альбом с певцом Майклом Макдональдом) валяется шляпа, появлявшаяся в сцене, где одурманенный Джефф спал с Джулианной Мур. Ну а в рабочем кабинете актера хранятся стоптанные шлепанцы, в которых главный герой, разгильдяй по прозвищу Чувак, прошагал почти весь фильм. Час назад мы вышли из дома, чтобы подняться на скалу, с которой открывается вид на океан. На большом камне стоял грязный бокал с остатками коктейля. «Я выбираю «Черный русский», - кивает в сторону стакана Джефф, - и в этом - самая существенная разница между мной и Чуваком, глушившим «White Russian». Бриджес, четырехкратный номинант на премию «Оскар», перерывает одну за другой картонные коробки в гараже. «Вот и он», - с довольным видом заявляет актер, вытаскивая из груды вещей грязнокоричневый вязаный свитер, который носил Чувак. «А ну-ка примерь», - говорит он мне. Я всячески отнекиваюсь, но Джефф настаивает, и я с трудом натягиваю на себя тяжелый, не по размеру, мешковатый свитер. Бриджес берет в руки мой мобильный телефон с камерой и командует: «Правое плечо - чуть в сторону. Голову - выше. Отлично, снимаю!» В далеком 1998 году «Большой Лебовски» провалился в прокате. Прошло время - и черная комедия братьев Коэнов стала предметом натурального культа. Чувака боготворят молодые комики Сет Роген и Джона Хилл («SuperПерцы»). О фильме было написано немало научных работ с названиями типа «Грязные шары: маскулинность в «Большом Лебовски». Несколько раз в год в Калифорнии проходят фестивали Лебовски-фест (Джефф Бриджес побывал на одном из них, «чтобы почувствовать себя «немного Ленноном»). На сегодняшний день картина заработала более сорока миллионов долларов после выхода на DVD - вдвое больше, чем в свое время в прокате. Осенью концерн Universal выпускает юбилейное издание «Лебовски» - разумеется, упакованное в шар для боулинга. 

«В «Большом Лебовски» я до сих пор чувствую необычайную свободу, - рассуждает Филипп Сеймур Хоффман, сыгравший в фильме роль Брандта, ассистента богача Джеффри Лебовски. - А все потому, что Чувак, несмотря ни на что, остается верен себе. Мне кажется, что многие люди мечтают прожить свою жизнь так, как он». Джулианна Мур, отметившаяся в роли Мод, дочери Лебовски, признается: «Удивительно, но меня постоянно вспоминают в связи с этим фильмом, хотя моя роль в нем совсем не велика. Так что в один прекрасный день я приеду на Лебовски-фест». Что касается Бриджеса, то его-то уж точно запомнят как Чувака, и сам актер, похоже, рад этому обстоятельству: «Не вижу никаких проблем - Чувак так Чувак. К тому же я, наверное, могу рассчитывать на скидку во всех боулингах на территории США». 

После провала ретро-футуристической комедии «Подручный Хадсакера» у братьев Коэнов, сделавших себе имя на авторском кино, были серьезные проблемы с финансированием будущих проектов. «Лебовски» был запущен в производство параллельно с криминальной комедией «Фарго», неожиданно выстрелившей в прокате и получившей две премии «Оскар». После успеха малобюджетной ленты Коэны были озадачены. «Если фильм вроде «Фарго» оказывается прибыльным, то все теряет смысл, - заявил тогда Этан. - В таком случае можно снимать все, что заблагорассудится, и тупо ждать результатов». Окрыленные успехом «Фарго», Коэны серьезно переделали сценарий «Большого Лебовски», идеи которого были почерпнуты в романах Рэймонда Чандлера и рассказах приятелей Коэнов, калифорнийских тунеядцев с большим стажем. «Пару персонажей мы действительно срисовали с реальных людей,- рассказывал Этан в 1998 году. - Мы знали одного хипповатого укурка и еще одного - ветерана Вьетнама, одержимого войной. Было прикольно показать, как эти шестидесятники ведут себя в 90‑х».

Вспоминает Питер Икслайн, сценарист-консультант, с которым Коэны познакомились, работая над нуаром «Просто кровь». Братья прозвали Питера Голливудским Королем Философии: «Вопервых, я не мог прожить и десяти минут, не упомянув Вьетнам. Во-вторых, в середине 1980‑х я входил в голливудскую лигу софтбола. Очевидно, благодаря моим рассказам Коэны и придумали этот шизофренический боулинг-турнир. История про загаженный ковер тоже появилась благодаря мне. В самом конце 80‑х у меня дома была вечеринка, на которую были приглашены Этан и Джоэл. Я только-только постелил в гостиной персидский ковер, подарок переехавших соседей. Жарю я, значит, барбекю и каждые пятнадцать минут приговариваю: «А ведь этот ковер задает стиль всему интерьеру». Примерно тогда же Питер рассказал Коэнам историю о том, как угнали его старенькую «мазду», - через несколько дней сценарист обнаружил машину на штраф-площадке; в салоне валялся листок из школьной тетради с домашним заданием по математике. Прихватив своего приятеля Лью Эбернати, Питер приехал в дом 14‑летнего Джейка Фримена. «Лью достал домашнее задание, - вспоминает Икслайн, - и ткнул эту бумажку парню в лицо со словами: «Мы знаем, что это ты угнал машину, Джейк». 

Съемки «Лебовски» начались 27 января 1997 года и длились три месяца. Как и во всех фильмах Коэнов до 2004 года, Джоэл в титрах значился как режиссер, а Этан - как продюсер. Джон Гудмен, снимавшийся еще в «Бартоне Финке» и «Воспитывая Аризону», и Джефф Бриджес не перестают восхищаться тем, как братья относятся друг к другу. «За все время работы над фильмом они поспорили лишь однажды, - вспоминает Джефф. - Мы снимали сцену, где я во сне должен был врезаться головой в кегли. Джоэл заявил, что в момент удара на моем лице должна появиться гримаса боли, на что Этан ответил: «Думаешь? А мне кажется, что в этот момент ему нужно улыбаться». Я подумал: «Ну вот, начинается!» Однако все закончилось тихо-мирно победой Этана». Занятно, что после съемок этой сцены Бриджес зарекся курить траву до окончания работы: «Я очень хотел сохранить трезвость рассудка. Да и сейчас я курю очень редко, чаще всего в Рождество, когда приходят гости и кто-нибудь говорит: «Эй, гляди-ка, что у меня есть!» В первом варианте контракта, который получил Джефф Бриджес, значилась общая сумма в пятнадцать миллионов долларов. «Деньги делились поровну между Джоном Гудменом, мной и братьями Коэнами, - вспоминает актер.- Я просмотрел контракт до конца и был в полном недоумении: «Бог мой, пятнадцать миллионов - это все, на что вы, парни, способны? Мы можем заработать гораздо больше!» Коэны ответили: «Мы не сможем заключить более крупную сделку, поскольку хотим, чтобы инвесторы были обязаны нам, а не мы им». Так вот эти самые инвесторы вставали к ним в очередь! Обстановка на площадке была очень расслабленной. Откровенно говоря, мы просто балдели».  

«Большой Лебовски» вышел в прокат 6 марта 1998 года, и реакция прессы была, прямо скажем, неоднозначной. Большинство критиков сочли фильм неловким прохиппистским анекдотом, и лишь считанные единицы нашли картину смешной. В прокате «Лебовски» стартовал на шестом месте с довольно скромным результатом - пять с половиной миллионов, выиграв всего 300 000 «зеленых» у «Умницы Уилла Хантинга». После такой катастрофы об успехе «Фарго» уже никто не вспоминал, так что братья Коэны с успехом восстановили свою репутацию не в меру расточительных умников.

 
«На первых порах я был полностью равнодушен к фильму, - говорит один из основателей Лебовски-феста, 32‑летний владелец магазина футболок Уилл Рассел. - Меня «накрыло» лишь через несколько лет». По словам Расселла, фильм он смотрел не меньше сотни раз: «Это два часа блаженства». В 2001 году «Лебовски» начали показывать в ночных кинотеатрах, наряду с культовой классикой вроде «Шоу ужасов Рокки Хоррора», а цитаты из него стали новой формой общения в университетских кампусах. «Лет пять назад я начал замечать, что мои поклонники становятся все моложе, - рассказывает Джон Гудмен. - Услышать от какого-нибудь молокососа фразочку из «Лебовски» стало сейчас обычным делом». Живущий в Нью-Йорке Стив Бушеми говорит, что на улицах к нему постоянно обращаются строчками из фильма. Джон Туртурро признается, что охотники за автографами регулярно просят его расписаться знаменитой репликой: «С Хесусом шутки плохи». «Трагедия «Большого Лебовски» состоит в том, что мой очаровательный сиреневый комбинезон сдали в секонд-хенд, - смеется Туртурро. - Сейчас на нем можно было бы заработать целое состояние. Не так давно я обсуждал с Коэнами возможность сиквела «Лебовски». Даже если они не захотят снимать, пусть просто напишут сценарий, а уж я сам срежиссирую. История проста: Хесус выходит из тюрьмы и получает работу водителя школьного автобуса, в котором ездят девочки из волейбольной команды. Фильм будет о том, как он справляется со своими демонами, - что-то вроде «Рокки» пополам с «Джиперс Криперс». Может, и для Джеффа Бриджеса роль найдется». Джон Гудмен, набравший с 1998 года добрых двадцать пять килограммов веса, тоже рассчитывает когда-нибудь вновь поработать с Коэнами. Но актер сомневается, что этот день близок: «Мы так друг другу надоели, что на время решили расстаться, хотя я до сих пор немного скучаю по тем временам. Многое сейчас я сделал бы совсем иначе - впрочем, ничего уже не изменишь. Это против законов природы». 

Сидя за ланчем в ресторанчике в Санта-Барбаре, Бриджес признается, что часто думает о Чуваке: «На базовом уровне думаем мы примерно одинаково. Он источает спокойствие и не поддается панике, когда в его жизни происходят какие-то неприятности». Я спрашиваю Джеффа, чем еще, кроме пристрастия к коктейлю «Черный русский», он отличается от своего героя, и он, подумав, говорит: «Возможно, разница в том, что я более... Подходит ли здесь слово «амбициозный»? Или «целеустремленный»? Не думаю, что отличий так уж много. Очень часто в минуты сомнений мой мозг говорит: «Нет, Чувак поступил бы точно так же». Сегодня утром я думал о сцене в самом конце фильма «Железный человек», где Роберт Дауни-младший, сначала отрицая перед камерой тот факт, что он Железный Человек, секунду спустя поворачивается и говорит: «Я - Железный Человек». Возможно, и я мог бы посмотреть в камеру и сказать: «Я - Чувак».

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно