• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Ирмин Шмидт: «Мы боролись с поколением родителей»

3 Мая 2012
Ирмин Шмидт: «Мы боролись с поколением родителей»
Ирмин Шмидт, середина 1970-х
Насколько с точки зрения музыки важно, что Can - немецкая группа?

Мы никогда не говорили, что «мы - немецкая группа», потому, что в раннем составе пел американец (Малкольм Муни), затем - японец (Дамо Сузуки), у нас был перкуссионист из Ганы («Рибоп» Кваку Баа) и ямайканский басист (Роско  Джи). В то же время трое из нас помнили Вторую Мировую. Мы жили в руинах, боясь говорить о том, откуда они взялись. Мы боролись с поколением родителей, с анти-семитизмом и нацизмом.  Думаю, в нашей музыке есть немецкое зерно, но она совершенно открыта для влияний со стороны.

В отличие от многих групп, Can не были построены вокруг солиста или вокалиста. Если среди вас и была звезда, так это барабанщик Яки Либецайт. Подобное равноправие - странная ситуация для рок-группы  того времени.

Отсутствие иерархии внутри проекта - необычная вещь. Я был дирижером, виртуозно играл на фортепиано, но мы начали Can с нуля, причем виртуозное владение инструментом не было определяющим фактором. Никто из нас не горел желанием показать, насколько ловки его пальцы, а Джаки вовсе сдерживался, когда садился за барабаны.

Что такое «мгновенная композиция»? Этот термин использовал басист Холгер Шукай.

Если во время совместного музицирования кому-то в голову приходила хорошая идея, будь то рифф, синкопа или мелодия, все объединялись вокруг нее. Все происходило спонтанно, но мы были очень дисциплинированны в работе. Я бы не стал называть наши репетиции «джемом» - скорее просто музицирование. Мы активно обсуждали все, что делали в студии, причем иногда происходили настоящие баталии. Особенно агрессивным был Джаки, когда я играл гармонии, которые не вписывались в композиции. Зато мы никогда не спорили о политике, как это было принято в 1960-е и 1970-е. Мы относились к музыке как к чистому искусству.

Вы репетировали композиции перед тем, как идти в студию?

Мы повторяли некоторые композиции, но каждая репетиция группы рождала новые их версии. Песни никогда не были закончены окончательно, но лишь зафиксированы в определенный момент времени. Когда мы выходили на сцену, то не всегда знали, что будем играть, поэтому часто изобретали прямо по ходу дела. Наиболее полезные вещи мы сохраняли в головах и с ними шли в студию.

Почему Малкольм ушел из группы?

В то время во Вьетнаме шла война и Малкольм боялся попасть в армию. Так же он опасался тюрьмы, за то, что сбежал в Европу. Малкольму жилось в Германии непросто без знания немецкого, поэтому в итоге он решил уехать домой.

Существует версия, согласно которой он начал медленно сходить с ума.

Нет, была ситуация, когда Малкольм испытывал приступы паники, но он исцелился после нескольких визитов к психологу.

Насколько соответствует действительности история о том, что Холгер и Михаэль Кароли познакомились с Дамо Сузуки на улице? Правда ли, что в день знакомства он уже вышел на сцену вместе с группой.

Абсолютная правда! Холгер и Михаэль сидели в кафе и увидели как Дамо играет напротив на улице. Холгер пригласил Дамо на точку и спросил у нас: «Как насчет этого парня?» Джако ответил: «Почему бы и нет?» Нашим менеджером тогда был британский актер Дэвид Нивен. Он обманул нас в тот вечер и притащил в какой то странный клуб. Мы играли нарочито агрессивно, чтобы отомстить ему. Дамо вступил, словно играл с нами долгие годы. Публика в зале не понимала, что происходит на сцене.

Почему группа Can распалась?

Мы творили с определенной энергией и со временем эта энергия начала иссякать. Джаки сравнивал наш проект с растянутой резиновой лентой, натяжение которой непрерывно ослабевает. Впоследствии, Михаэль и Яки играли на моих сольных пластинках. Возможно, мы с Кароли снова бы вышли на сцену, если бы он не умер в 2001.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно