• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Дмитрий Хворостовский: «Рок всегда был мне близок»

16 Октября 2012 | Автор текста: Дмитрий Быков
Дмитрий Хворостовский: «Рок всегда был мне близок»
Дмитрий Хворостовский

© Александр Мурашкин

После длительных согласований и утомительной переписки с администрацией Дмитрия Хворостовского, ставшего одним из лиц фестивальной оккупации от Bosco, редакция уже не обольщалась возможностью встречи с артистом. Однако самый известный отечественный баритон неожиданно материализовался в одной из престижных гостиниц столицы. Повернув ко мне по-телевизионному гладкое лицо с белозубой улыбкой и положив руки на фабрично рваные джинсы, Дмитрий приготовился внимательно меня слушать и отвечать.

Хочу вас сразу спросить - почему вы согласились на интервью Rolling Stone? Это было ваше решение или еще чье-то?

А, это Rolling Stone? А я думал, Maxim (смеется).

Понимаете, такое ощущение, что вокруг вас образовалась абсолютно непроницаемая оболочка, сквозь которую могут проникнуть лишь Борис Ноткин и Святослав Бэлза.

Да вы что!

Вы, кстати, что-то знаете про RS? Вот взять самые распространенные архетипы: Хантер Томпсон, Джим Моррисон, Курт Кобейн. Вам они близки?

Это интересные персонажи. Я вообще никогда ничего не отрицал и ни от чего не отказывался. Просто мой стиль жизни очень приватный. Он не предполагает общения со слишком большим количеством людей. С другой стороны, это общение - часть моей профессии. И поэтому я постоянно встречаюсь с журналистами самого разного ранга, плана и ориентации.

А ведь нелишним будет вспомнить, что у вас за плечами есть хардкоровое прошлое.

?!

Пардон, хардроковое.

(взрыв хохота) Эк вы меня приложили!

Где хардрок, там и хардкор.

Ну, это было настолько давно и неправда...

Это прошлое никак сегодня не откликается в вашей жизни?

Рок - это протест, свобода, символ неповиновения и индивидуальности. А я человек свободный, и поэтому рок всегда был мне близок.

При этом про вас говорят, что вы всегда вели себя примерно, не пропускали даже уроков в музыкальной школе.

Нет, я учился очень плохо и никогда не отличался хорошим поведением. И даже больше - я был, пожалуй, одним из самых плохих учеников.

Позавчера на открытии Международного экономического форума вы выступали с прославленной 12-летней певицей Джеки Иванко.

Прославленной?!

Так пишут в газетах.

А какой же тогда я? (смеется, всхлипывает)

Вас там тоже назвали прославленным, не в этом дело. Вы выразились в том смысле, что вряд ли из нее что-то получится в будущем, и она скоро погаснет, как и происходит с вундеркиндами.

Я не говорил о том, что вообще ничего не получится. Просто из всего, что делают сейчас из этой девочки, вероятно, ничего не выйдет. Девочке 12 лет, голос начал меняться, ей уже трудно петь, а она продолжает выступать с такой же интенсивностью. К тому же пение на холоде - а было довольно морозно - не облегчает положения. Современный продюсерский подход менее всего заботится о сохранении и развитии таланта ребенка, он только эксплуатирует.

А нет ли какого-то всемирного сумасшествия во всем этом? Девочка же взялась не откуда-нибудь, а из шоу American Idol. И оттуда же до нас докатились раскаты прошлого взрыва - Сьюзан Бойл. Полная противоположность, какая-то пожилая женщина - но тенденция-то одна.

Люди хотят почувствовать себя в одном шаге от успеха. Если соседка моя, домохозяйка с лицом дауна, смогла, то и я смогу тем более. Вот это нравится людям. По этому принципу выбираются не только звезды, но и президенты. Джон Керри (произносит с английским прононсом) вынужден был скрывать в президентской гонке, что он и его жена владеют четырьмя или пятью языками. В Америке это непопулярно. Там нужен «свой парень»: недалекий, необразованный.

Несмотря на интровертность, вам все же частенько приходится общаться с представителями местной власти. У вас о них какое впечатление сложилось в целом?

Я не могу сказать в целом за всю Одессу!

Можно в частности. Давайте пару примеров возьмем.

Я люблю интересных людей. И, как правило, от общения с ними обогащаешься сам. Жизнь людей, как вода камни, обтачивает. И те, кто уже много лет занимают руководящие должности - они там уже не просто так. Они заслужили быть наверху и властвовать. Большинство из них - как у Салтыкова-Щедрина - не без недостатков: есть и держиморды, и самодуры. Тут же и чинопочитание, которое у нас не умрет никогда - это исконная восточная черта. Но все это наносное. Чем дольше человек у власти, тем он опытнее становится. И тем мне с ним интереснее общаться.

Не могу не спросить, встречались ли вы с нашим нынешним президентом.

Да, несколько лет назад, году в 2005-м.

И все, что вы сейчас сказали, можно приложить и к нему?

Думаю, он изменился с момента нашей встречи, но что меня тогда поразило - это необычайная харизма. Эту силу, ауру обаяния я могу сравнить с тем, как, будучи маленьким мальчиком, выходил в незнакомый двор и встречал там местного «авторитета». Такой залихватский заправила-хулиган, атаман. Это хорошая характеристика, потому что это лидер, причем не скучный, а молодой, задорный, понимаете?

Возможно, это в какой-то мере и обаяние, но в такой ситуации первое, что ощущаешь, - опасность.

Конечно, это сила! Она исходит от всех нас, формируя некое поле. Важно, чем это поле эмоционально окрашено.

Вспоминается, как вы однажды сказали, что от нашей страны обязательно должна исходить опасность, потому что никто ее не будет по-настоящему любить. Вы империалист?

Да, очень многие хотели бы любить нашу страну, имея ее на коленях. Меня такая поза страны не устраивает. Такой мою страну я видел все девяностые годы, и такой я ее не люблю. Поэтому альтернатива - это большая, сильная, не агрессивная, но уверенная в себе Россия.

А других альтернатив нет?

Безусловно, есть. Но очередной революции эта страна не перенесет.

Вы видите только революцию в качестве альтернативы?

Другого пути нет!

Вас по поводу недавнего концерта в белгородской филармонии назвали «самым дорогим артистом современности». Это правда?

Только что мне журналист из Forbes пытался намекнуть на то же, а вы решили вот так, прямо! (хохочет) Не знаю, самый ли, но наверняка дорогой (продолжает хохотать). Вообще, об этом не принято говорить, есть профессиональная этика.

Вы часто говорите, что не устаете самосовершенствоваться, устремляясь в космос. С какими своими недостатками вы уже расправились?

Не секрет, что я расправился со своим пьянством много лет назад, в 2002 году. Хотя тянет выпить все равно. Бывают стрессовые ситуации, когда очень хочется не просто выпить, а напиться. Помню, это было очень дорогое удовольствие, потому что я потреблял много дорогого вина. Помимо крепких напитков (смеется). Чтобы меня уложить под стол, нужно было целое ведро.

Вы после выступления на фестивале «Черешневый лес» обмолвились, что публика вела себя не вполне подобающе.

Там откровенно, цинично скучали. Когда такое происходит, ты делаешь два вывода: или ты говно, или они говно. И чаще я делаю первый вывод. Я всегда себя казню по поводу и без. Но та публика, что сидела сзади, была в восторге. Я ценю ее по-настоящему, эту московскую галерку. Ради нее я и пою здесь. Это студенты, наше будущее, лучшее, что у нас есть. А эти пресыщенные лица, которые в лучшем случае делают вид, что все понимают, - многие из них не имеют даже элементарного представления о классической музыке.

Что вы думаете про нового министра культуры Мединского?

Я про него ничего не знаю.

Давайте тогда поговорим про ваших коллег - артистов. Вы часто бываете в Юрмале.

(смеется)

Нередко принимаете участие в концертах с так называемыми звездами отечественной эстрады. То закулисье, в котором вы видите этих людей, не отторгает вас от участия с ними в чем бы то ни было?

Нет, вы знаете, большинство этих людей - интереснейшие личности. И я бы 99% из них определил не как певцов или музыкантов, а как артистов оригинального жанра. С ними просто интересно находиться, потому что это необычные люди. Иначе народ бы их так не любил.

Они вас, видно, развлекают. Вообще, артист оригинального жанра - это советское изобретение, мне кажется, лучше называть их скоморохами.

Конечно, шуты всегда ценились при дворе.

Кто вам в этом отношении больше других приятен в общении? С кем вам никогда не скучно?

Взять хотя бы Баскова - это бездна находчивости, юмора, острословия. Этот человек никогда не лезет за словом в карман. С другой стороны, я уважаю людей увлеченных - будь они увлечены своей профессией или даже своей персоной. Для меня на особом месте стоит Игорь Крутой. Все же причислить его к этой тусовке невозможно, он неизмеримо выше остальных. Это человек с совершенно удивительным обаянием, умом и потрясающим чувством юмора. Именно благодаря Игорю я и был введен в этот круг.

А вы сами любите пошутить?

Люблю, но не могу отнести себя к шутникам, которые этим живут.

Расскажите ваш любимый анекдот.

Я из тех, кто слушает анекдоты. Как правило, мне их рассказывает Игорь Крутой, а я смеюсь.

Вы очень хорошо всегда отзываетесь о нем, но действительно ли его творчество для вас настолько же ценно, как и его личность?

А как может быть иначе? Помню, однажды он пришел в гости к нам с женой, сел за рояль и сыграл несколько своих вещей - мы все были в слезах! Этот вечер стал отправной точкой нашего решения о совместной работе.

А клип «Toi et Moi», в котором так много голых женщин, кинжалов, летучих мышей, ваш обнаженный торс - это чья была идея?

Это идея режиссера Алана Бадоева. Но вы не знаете, что он в начале предложил. Просто когда он показал первые три варианта сюжета, у нас с Игорем волосы встали дыбом! В основном, у меня, конечно.

А что там такое было?

Этого нельзя рассказывать! Вы меня не поймете! Вот это-то и был хардкор! (заходится в смехе, кашляет)

Вы как-то сказали, что тех, кто недооценивает творчество Чайковского, следует ставить к стенке. Кого бы вы еще туда поставили?

Знаете, я иногда просто очень энергично и образно выражаюсь. Конечно, «к стенке» должно было быть в кавычках. Никого по-настоящему я туда отправить не желаю. Просто это очень больная тема. Я своего рода посол русской музыки на Западе, и благодаря мне там очень много узнали о нашей стране. Часто я слышу или читаю циничные высказывания о Чайковском так называемых музыкальных критиков, которые для меня не являются авторитетами. У них просто не хватает образования - это бич современной культуры. С такими людьми, с такими мнениями нужно воевать, поэтому - к стенке! Вот и все.

Это касается лишь Чайковского?

Нет, это просто наиболее болезненная тема. Я русский человек, живущий и работающий на Западе. Поэтому любое враждебное слово в отношении нашей культуры я воспринимаю в штыки.

Как вы относитесь к современному русскому искусству? В частности, к тому, что делается в Перми Маратом Гельманом.

Кем-кем? Я такого не знаю.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно