• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Архив RS: Гнев на душу Марка Е. Смита, 1993 год

5 Марта 2013 | Автор текста: Джейсон Коэн
Архив RS: Гнев на душу Марка Е. Смита, 1993 год
Вокалист группы The Fall Марк Е. Смит

© с facebook-страницы

Марк Е. Смит — это, наверное, главный британский мизантроп. Вот как он обращается к своей публике на третьем (концертном, кстати) альбоме своей группы The Fall «Totale's Turns», вышедшем в 1993 году: «Разница между нами (группой, — прим. RS) и вами заключается в том, что у нас есть мозги». Десять лет спустя Марк уже является опытным врагом всего неглубокого и однодневного в мире современной поп-музыки. Ну а поскольку Смит по натуре является трибуном, он доносит свой социальный комментарий в максимально доходчивой форме: каркающим голосом поверх первобытного бита и гитарного лязга. Он что-то вроде писателя Марка Эмиса, бичующего современное слабоумие, только выражается языком индустриального серфа в духе Линка Рэя.

Летом 1993 года The Fall выпустили свой семнадцатый диск «The Infotainment Scan». Бастард совместного предприятия инди-лейбла Matador и монстров-мейджоров Atlantic Records, это альбом стал для The Fall первым с 1990 года («Extricate»), который стал продаваться в Соединенных Штатах. Поэтому американцы могут смело открывать для себя Марка Е. Смита заново. За 15 лет через группу скандального Марка прошло 13 участников, он поменял дюжину музыкальных лейблов и приобрел армию фанатиков в музыкальных кругах. Многие из них — такие как Pavement и Sonic Youth — затмили своего учителя.

На фото: Марк Е. Смит, 1993 год 

Теперь Марк Е. Смит дает интервью в лощеной переговорке Atlantic Records, клип The Fall «The League Of Bald-Headed Men» крутят в моднейшей передаче «120 минут», а кроме того, коллектив ждет первый с 1986 года тур по Америке. Смит даже вышел в народ в магазине «Kim's Underground» на Манхэттене, хотя его менеджмент и предупреждал фанатов, чтобы те не особенно рассчитывали на автограф-сессию. «Вы ему, скорее всего, не понравитесь», — тактично увещевали менеджеры. Марк запросто может уничтожить назойливого фэна или наглого журналиста парой суховатых фраз. Дайте только такой шанс.

Вот таков просвещенный грубиян Марк Е. Смит, чей манчестерский акцент создает впечатление, что фразы певца рождаются не у него в голове, а непосредственно в уголках его искривленного рта. Одетый в обычный для себя черный костюм, с элем и сигаретами под рукой, Смит готов живо говорить на любые темы: политика, ностальгия по 70-м, мода, бюрократия сволочей из рекорд-лейблов, королевская семья и то, почему его дантист заряжает немыслимые цены. «У нас в стране экономический спад и это реально хреново, — саркастически поскуливает рокер. — Это любимая отмазка в Манчестере по всем вопросам. Ля-ля-ля. А теперь вырубаем музыку и говорим начистоту: да у нас экономический кризис со дня окончания Гражданской войны в Америке».

Все темы, которые мы обсуждаем со Смитом, в той или иной степени отыграны на «The Infotainment Scan», который объединяют фирменные для The Fall речитативы и гитарный грохот с танцевальным технобульканьем. Мишень же осталась вполне традиционная: общество потребления, одержимое тотальным консьюмеризмом. Песни вроде «A Past Gone Mad» и «Glam-Racket» направлены против безголовых поборников модных трендов, причем Смит вдобавок обвиняет эту демографическую группу еще и в идолопоклонничестве относительно новых групп. Слова «ваше наследие в замше» многие приняли как выпад в адрес Suede (переводится как «замша», - прим. RS), официально признанной лучшей новой лондонской группы. Тут Смит, впрочем, замечает, что речь идет о фабричной продукции под названием замша, а вовсе не о квартете Бретта Андерсона. У Марка есть и другие поводы сердиться на журналистов: во многих изданиях в названии диска «The Infotainment Scan» допущена ошибка: вместо «Scan» в прессе писали «Scam». «Бегут впереди паровоза, — жутковато ухмыляется Смит, и добавляет: — На самом деле, на названия дисков я трачу очень много времени. Куда больше, чем занимает у меня написание музыки».

Марк Е. Смит был докером, который любил рокабилли, The Velvet Underground и немецких экспериментаторов Can. Музыкальные пристрастия и сподвигли его в 1977 году организовать группу The Fall. Ни сам Смит, ни его партнеры толком играть на инструментах не умели, так что все компенсировалось гаражным напором и монотонностью. «Мне хотелось бы двинуться в сторону регги, но акцент мешал. — говорит Смит. — А манера подачи — дико важная вещь. Так что я потратил время, чтобы выработать свою особую манеру работать с микрофоном». В итоге, все сложилось воедино: как и Боб Дилан с Лу Ридом до него, Марк Е. Смит может в полной мере считать себя пионером белого рэпа.

Сейчас Смит полагает, что знает о музыке и звукоизвлечении еще меньше, чем тогда, когда он начинал. «Раньше я знал три ноты: ля, ро и де. — глумливо хохочет Марк. — А теперь я работаю только в первой тональности». Обычно он начинает сочинять риффы для группы, тыча пальцем в однe клавишу пианино; а потом группа Смита — клавишник Дэйв Буш, барабанщик Саймон Уольстенкроф и гитаристы Крэйг Скэнлон и Стивен Хенли, которые время от времени меняются гитарой и басом — доделывают аранжировку. Таким образом, непосредственно в создании трека Смит в основном участвует как дирижер.

Если попытаться поискать в «The Infotainment Scan» поп-музыку, обнаруживается она в основном в кавер-версиях. Например, в деконструированной версии трека Sister Sledge «Lost In Music». Поскольку в своих текстах Смит затрагивает темы диско, медиа и технологий, логично было бы, чтобы это как-то отразилось на записи. «Я всегда хотел подчинить себе машинерию, — говорит Марк. — В этом мы расходимся с Моррисси, который всегда нудел, что не хочет использовать синтезаторы и всякую такую *****. Я и мысли такой не допускал». При этом, вместе с компьютерными ритмами и техно-клавишными, The Fall звучат сейчас монолитно и стопроцентно узнаваемо — как и должны звучать The Fall. «Точно так, — подтверждает мое наблюдение Марк Е. Смит с таким видом, как будто бы я только что открыл для него Америку. — Только это и заставляет нас двигаться дальше. Кто же еще, кроме нас, будет записывать плохую музыку?».        

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно