• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Bad Balance: «У нас мало исполнителей, которые воспитывали бы свою публику»

28 Мая 2013 | Автор текста: Денис Мендрелюк
Bad Balance: «У нас мало исполнителей, которые воспитывали бы свою публику»
Bad Balance

В минувшую субботу в Парке Горького прошел уличный фестиваль PUMA, который, помимо привычных мероприятий, ознаменовался выступлением легендарной группы Bad Balance, которых принято считать отцами-основателями отечественного хип-хопа. Накануне концерта RS посетил студию, где музыканты пишут новый альбом, и поговорил с одним из участников — Al Solo — о неправильном развитии российского рэпа, причинах успеха Михея и альтернативном образе жизни для молодежи.

Сейчас готовим новый альбом под названием «90-е», это будет тематический альбом. Сейчас 90-е в тренде опять, но о них, особенно о хип-хопе, могут говорить только очевидцы и причастные. Так как Bad Balance уже взрослые дядьки, они застали то время, они знают. Младшие группы говорить об этом не могут, — о тех временах, о криминальной революции, о том, что происходило помимо хип-хопа, как страна менялась. О том, что было в хип-хопе, мы уже рассказали в альбоме «Семеро одного не ждут». О криминальных делах мы сделали концептуальный альбом «Легенды гангстеров» еще в 2007-м. Сейчас у нас осталось неохваченным лишь то, что происходило вокруг группы в 90-х. Мы рассказываем про конец перестройки, пришествие Ельцина, криминальный уклон, первые киллеры, первые бизнесмены, наперсточники, спортсмены, которые уходили в бандитизм. Как разграб*ялась страна, из какого «теста» замешивалась современная Россия.

То есть, это не самый позитивный ваш альбом.

Нельзя сказать, что он сильно веселый. Он просто правдивый — от лица тех людей, которые жили и начинали делать свой рэп в то время.

Уже 24 года группе. На Западе за это время рэперы уже заканчивают карьеру и отправляются на отдых. В чем секрет долголетия Bad Balance?

Ты не прав, что они отдыхают. Не все. Давай вспомним Доктора Дре.

Ну, или переквалифицируются в продюсеров.

Именно. Мы, в принципе, тоже работаем как продюсеры: у нас своя компания, занимаемся многими проектами. Началось это все еще с Децла, Елки, «Игры Слов» и так далее. Рэп мы пишем уже для себя, для души, это наша жизнь. Ну и, помимо музыкальных проектов, мы продюсируем различные мероприятия, фестивали, самый известный из которых RapMusic. Продвигаем молодые группы, общаемся с другими поколениями — в этом и есть секрет долголетия, наверное.

Раз уж мы упомянули Децла, наверняка для подрастающего поколения это более узнаваемый бренд. Если сравнить Децла начала нулевых и нынешнего Le Truk’а — в какой ипостаси он полезнее для российского хип-хопа?

Я не так много знаю о его нынешней ипостаси. Я слышал несколько его работ второй половины прошлого десятилетия. Если раньше он делал для всех, то теперь его аудитория сильно сузилась — теперь это потребители раста-культуры, рэгги, смешанной с рэпом. Если у него получается, людям нравится — что же в этом плохого? А Децл — это было начало Bad B. Альянса, той самой монополии в 2000-м году, с которой пошло повальное увлечение рэпом в стране. Сейчас уже никому не нужно объяснять, что такое рэп, а тогда нам приходилось это делать.

Рэп сейчас даже отвоевал телеканал A-One у альтернативы.

К этому имеет непосредственное отношение отец Децла.

Школьники активно слушают Гуфа, Басту и других представителей молодого поколения рэперов. Вы, как отцы-основатели российского хип-хопа, глядя на молодую поросль, к чему склоняетесь — «все, как завещали предки», или рэп повернул куда-то не туда?

(Смеется). Конечно, не туда! Причина одна — некомпетентные люди приходили, не из хип-хопа, бизнесмены с деньгами вкладывали средства в развитие культуры, совсем не зная ее, и она начала развиваться неправильным путем. Хип-хоп не рос, он так в зародыше и остался. Bad Balance всегда двигал саму культуру, где есть место всему: граффити, брейкданс, одежда, брейк-битовые диджеи. Сейчас бизнесменам достаточно только рэпа. Любую группу, независимо от их таланта, могут накачать деньгами, на 2-3 года сделать проект, который будет у молодежи во всех айпэдах-айподах, и потом развалится. У нас мало исполнителей, которые воспитывали бы свою публику и вели ее дальше за собой. Взрослая публика не ходит на концерты. Им неинтересно слушать 20-летний детский рэп, они уже давно прошли этот период. И мы тем самым теряем потребителя.

Из тех, кто есть, кого считаете соответствующим своим стандартам?

Сейчас хип-хоп так разрознен, я даже не знаю, кто там сейчас на плаву — «Газгольдер»? Там все крутится вокруг Басты, хотя они купили и Гуфа, и Смоки Мо, но не в самый лучший период этих артистов. Вижу раз в год, в полгода, один большой концерт — и все, тишина. Наверное, есть какое-то свое развитие, но ничего сверхъестественного. Намного лучше я знаю, что происходит у нас. Мы проводим отбор на фестиваль RapMusic, слушаем кучу молодых исполнителей. Фестивалю, кстати, уже 19 лет, и мы ни разу не пропустили его проведение с 1994-го года. В свое время там и «Каста» занимала место, Баста был в составе, Centr, была такая группа «Дымовая Завеса». Все сегодняшние рэперы пытались пройти через этот фестиваль. Почему-то мне сейчас даже Серега вспомнился, хотя он сейчас фиг знает чем занимается, бизнесом каким-то в Киеве. А ведь был у него целый продюсерский центр.

Есть наболевшая тема с Тимати, поющим дуэтом со Снуп Доггом, и все в таком духе. Какое к нему отношение со стороны серьезных хип-хоп музыкантов?

(Смеется.) Естественно, несерьезное. Он крутится у себя там в шоу-бизнесе, делает это для популяризации самого себя. Его сложно отнести к настоящему хип-хопу. Да и в Америке классического хип-хопа почти не осталось, все превратилось в обычную поп-музыку. Великие продюсеры стали продавать свою музыку поп-знаменитостям, произошло смешение с хаус-музыкой. Есть достаточно гибкие артисты вроде Снуп Догга, которые продолжают участвовать в этом. Хотя остались и те, кто верны своему старому стилю, у них есть своя публика и они пишут для нее, оставаясь при этом в андерграунде. Тимати тоже хочет быть на плаву, никаких претензий к нему нету, кроме момента, когда он перепел «Сука-любовь», но мы достаточно громко об этом высказались.

В последние годы в Штатах появилось несколько действительно мощных альбомов, артисты типа Кендрика Ламара, Рика Росса, Янг Джиззи. Имеет место некая «интеллектуализация» рэпа.

Это нормальное явление, хип-хоп изменяется, как и любая музыка. Европейцы очень здорово повлияли на развитие новых течений в хип-хопе, особенно англичане — у них всегда он был более электронный, танцевальный, синтезированный. Со временем он перешел в дабстеп, грайм, сейчас, говорят, появился трэп. Для исполнителя важнее оставаться собой, не надо пытаться подстроиться под моду.

Вопрос, касающийся Михея. Он в составе раннего Bad Balance и после него был очень ярким музыкальным элементом, его сольный альбом до сих пор звучит актуально, но с тех пор вы как-то все больше варитесь в себе и с музыкантами из других жанров и стилевых бэкграундов неохотно сотрудничаете. Из нынешнего молодого поколения музыкантов нет желания ни с кем поработать ради эксперимента?

Не знаю, что должно произойти для этого. Мы должны прежде всего удивиться. Зачем далеко ходить — даже в рэпе ничего такого «вау» не происходит. Появляются новые герои, но ничего оригинального в них нет, в отличие от Америки и Европы. У нас же переливают из пустого в порожнее, поэтому музыка и не растет. Когда появится персонаж, который нас удивит, то мы обязательно с ним посотрудничаем. Могу сказать, почему Михей тогда «выстрелил». На тот момент таких, как он, не было. У нас есть попсовая школа пения. Пока в верхах сидят одни и те же учителя, композиторы — Пугачева, Меладзе, Николаев — у нас ничего не изменится. Одинаковая школа вокала, одинаковые песни, артистам приходится подстраиваться. А у Михея были не совковые учителя, а Боб Марли и Jamiroquai. Тогда это был разрыв шаблона. А сейчас трудно представить, кто должен появиться, чтобы всех удивить.

Более того, под конец 90-х, довольно мрачной эпохи, его альбом был наполнен больше светлыми эмоциями, это людей воодушевляло. Сейчас уже нет настолько острых конфликтов, все сглажено, может поэтому и нет нужного контраста в музыке?

Все хотят попасть в «ящик» и на радио, и поэтому пишут однотипные песни. У музыкальных редакторов есть формат и никуда они не могут сдвинуться. Хотя по всей России есть очень много интересных артистов, о которых мы никогда не узнаем. СМИ вещают нам определенный формат, и велика вероятность, что мы так и будем слушать очередного Билана. Поэтому и потребитель у нас тоже достаточно узколобый. Артист, который в андерграунде, не собирает залов, и чтобы выживать он в итоге уходит из музыки.

Сейчас музыка в целом, причем в любом жанре, отходит в социальные сети. Может, стоит это взвалить на плечи уже пробившихся артистов? Они в «ящике», они могут раздвинуть рамки. Но этого никто не делает.

Ну как никто не делает? Та же Елка, у нас с ней на каждом альбоме есть песня для «Русского радио». Эти песни получали «золотые граммофоны», концерты собирали большие залы. Но эти песни она жутко не любила. Мы делали в итоге ей рокерские ремиксы, и она с удовольствием их исполняла живьем, получался довольно интересный музыкальный продукт. Обычно это ничем хорошим для группы не заканчивается, рано или поздно она сдает свои позиции и становится заложником мейнстрима. Но так во всем мире. Каждые три года появляется очередная вокальная дива, которая гремит на весь мир: Алиша Киз, потом Бейонсе, потом Рианна, Адель, теперь Лана Дель Рей. Три года — и человек как будто исчезает. С вокалистами то же самое — где теперь Джастин Тимберлейк?..

Выпустил новый альбом в этом году и отправляется в тур с Джей-Зи.

Выпустил? Молодец. Сейчас поп-сценой правит Бибер, насколько я знаю. Ну что ж, пока успевают — зарабатывают деньги.

Возвращаясь к Bad Balance — какая следующая миссия у коллектива?

Мы создали свою футбольную команду — «Налетчики», как старый альбом Bad Balance: в ней играют рэперы и люди из хип-хопа. Мы начинаем новую фишку — ездить по городам, играть с местными командами в футбол, и читать рэп. Люди устали слушать про наркоту «я сижу у подъезда, забиваю, у меня заныкано где-то там...». Хотим показать альтернативную сторону, что есть и другой путь у хип-хопа. Необязательно у тебя не должно быть денег и смысл жизни в том, чтобы обдолбаться. А нышений рэп как раз только об этом, мы это слышим каждый год в отборе к фестивалю RapMusic. А футбол — это здорово, может скоро с Бразилией сыграем.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно