• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Архив RS: Джо Сатриани и инопланетное серфинг-сафари, 1988

15 Июля 2013 | Автор текста: Фред Гудман
Архив RS: Джо Сатриани и инопланетное серфинг-сафари, 1988
Джо Сатриани, 1988 год

© с facebook-страницы

В сопроводительном тексте ко второму альбому «Not On This Earth» гитарист Джо Сатриани поклялся, что его следующая запись «установит мир во всем мире, а также заставит челюсти отваливаться, а головы вертеться». При такой сверхзадаче две реализованные цели из трех — очень неплохой результат. Успех диска «Surfing With The Alien», последнего альбома Сатриани на независимом лейбле Relativity, превратил 31-летнего гитарного гуру (среди его учеников значатся гитарист Дэвида Ли Рота — Стив Вай и Кирк Хэммет) в одного из самых заметных рокеров 1988 года. Ну а установления всеобщего мирового порядка, видимо, придется подождать, пока Сатриани закончит свои выступления с Миком Джаггером, вместе с которым он сейчас гастролирует где-то в Японии.

Как и сатрианиевские альбомы-предшественники, «Surfing With Alien» — это необычный микс из мощных рок-мелодий и разнообразных технических наворотов, включая усложненные соло и массу гитарных спецэффектов. «Я никогда не делал песни специально вокруг соло, — говорит Джо. — Если я в чем-то и являюсь безумцем, то это не в запилах, а в конструировании сложных мелодий. И мне всегда кажется, что я немножко их перегружаю. Может, на одну ноту всего, не больше. Думаю, рано или поздно с этим получится справиться».

Случай Сатриани действительно непростой: если он стремится сделать свои мелодии более доступными и запоминающимися, Джо, наверное, надо перестать воздерживаться от вокала на записях. Три сольника Сатриани составлены из одних инструменталов, но Джо все равно сторонится определений вроде «гитарный фрик» в свой адрес. «Мне всегда было плевать на карьерный рост, — утверждает Сатриани. — Я никогда не стремился к славе соло-гитариста». По иронии судьбы, предложение от Мика Джаггера поехать в совместный тур как раз и поставило Сатриани на ту позицию, от которой он бежал, — человека, который занимается узкопрофильной работой (например, делает соло) в поп-группе.

Джо вспоминает, что первоначальной идеей Джаггера было взять в тур Стива Вая, но этот виртуоз уже был ангажирован для гастролей Дэвидом Ли Ротом. Разумеется, Стив порекомендовал Мику своего бывшего учителя. Басист Джаггера, Дуг Уимбиш, тоже замолвил словечко за Сатриани, но ничего бы не вышло, если бы не вмешался менеджер Билл Грэм, который как раз занимался прокладкой маршрута сольных гастролей вокалиста The Rolling Stones. «Мик получал информацию сразу из нескольких источников, — рассказывает Джо. — Я уже и перестал думать про эту историю, потому что у меня пластинка была на подходе. Но примерно за три дня того, как мне самому надо было ехать с концертами на Восточное побережье, мне позвонили из офиса Билла Грэма и сказали, что я нужен Джаггеру. Поэтому я сел в самолет, и мы договорились».

Репетиции группы Мика, куда также входят барабанщик Саймон Филлипс, ритм-гитарист Джимми Рипп, клавишники Фил Эшли и Ричард Коттл, а также три танцовщицы, проходили в бывшей хлебопекарне, расположенной в нью-йоркском Квинсе. В шоу Джаггера, естественно, использовались и песни Stones. Разумеется, в случае Джо собственный успех волновал его гораздо сильнее, чем сопоставления с Китом Ричардсом, часть гитарных партий которого ему достались, или Джеффом Беком, чьи соло звучат на сольнике Мика Джаггера.  «Мы с Дугом Уимбишем постоянно обсуждали, как это круто: стоять на сцене и играть что-то вроде «Honky Tonk Woman» или «Miss You». Это просто мечта».

Несмотря на то, что творческий путь Сатриани достаточно уникален, его рождение как музыканта произошло вполне обычным путем. Покоренный гитарным мастерством Джими Хендрикса, Джо в свое время впервые взял инструмент в руки как раз в тот день, когда Джими не стало. «Многие в тот день стали гитаристами, — утверждает Сатриани. — Ну может, даже не конкретно в тот, а на той же неделе. Я, например, в тот день забросил выступления в футбольной команде. Моя сестра Кэрол оценила этот поступок и потратила свою первую зарплату учительницы на то, чтобы я купил себе гитару. Крутой был поступок».

Сатриани, который родился в Карл Плейс, штат Нью-Йорк, начал выступать на концертах с 14 лет. Он вспоминает, что первый клуб, где ему довелось играть, был крохотным местом в курортном городке Амагансетт на Лонг-Айленде «и был реальной дырой». «Странный маленький клуб, — улыбается Джо. — Ты спускался вниз и как бы попадал в настоящую пещеру со сталактитами и разбитым зеркальным танцполом. И еще там было темно как в гробу. Но меня это все просто убило. В итоге, на выходных я оттуда просто уже не вылезал». Когда Сатриани исполнилось 17, он уже начал давать уроки гитарного мастерства Стиву Ваю, своему приятелю по школе в Карл Плейс. Сатриани тратил на практические занятия и концерты все свободное время. «Я даже не помню, как отпраздновал свое 18-летие, — говорит он. — Точно играл где-то».

Невероятно одаренный гитарист, который еще вдобавок по пятнадцать часов в день занимался, Сатриани был не очень уверен в том, какой именно путь ему надо выбрать после школы. «Думаю, что состояние неопределенности всегда было для меня характерно, — говорит музыкант. — Я старался попробовать все в этой жизни, чтобы проверить, к чему меня это приведет». Дальнейшее музыкальное образование Джо не особенно привлекало, так что он сосредоточился на частных уроках с джазовым пианистом Ленни Тристано, героем би-бопа.

Однако, и в джазовом направлении Сатриани особых перспектив для себя не увидел. Для того, чтобы осмыслить новые варианты и просто «освежиться», Джо на полгода уехал в Японию. Это время он использовал для того, чтобы ни на что не отвлекаться и «зацементировать» собственный стиль. «Я жил в маленьком домике где-то в горах Киото, — вспоминает Джо. — Было круто, потому что я играл только для себя и вокруг была вся эта японская природа. И, что самое главной, рядом не было советчиков, чьи слова могли бы нарушить интимность».

Вернувшись в Америку в 1979 году, Сатриани осел в Беркли, штат Калифорния, где основал поп-группу под названием The Squares. Коллектив, барражировавший на музыкальном поле где-то между Van Halen и The Everly Brothers, так ничего и не добился. Пять лет промучившись с группой, Джо все-таки решил выступать сольно, а первый диск «Not On This Earth» он вообще записал на собственные деньги в 1985 году. Что касается гастролей, то тут путь Джо развивался тоже похожим образом: сначала он гастролировал вместе с группой рокера из Бэй-Ариа Грегом Кино, а потом стал давать сольные шоу. Вернувшись в студию в январе 1987-го, Сатриани уже в июне завершил пластинку «Surfing With The Alien». Среди других начинаний Джо была работа в качестве бэк-вокалиста на записи Crowded House, а также продюсирование трэш-металлической команды The Posessed.

После того, как Сатриани закончит тур с Джаггером, он вернется к сольным шоу и завершит все запланированные концерты вместе со своими подручными — басистом Стюартом Хэммом и барабанщиком Джонатаном Мовером. Обычно трудоголик Джо на гастролях запирается в своем номере, окруженный гитарами и диктофонами. Относительно нового диска у него нет планов, однако работой над ним Сатриани занялся точно в тот день, когда разобрался с «Surfing With The Alien». «В день, когда закончился мастеринг пластинки, просто для душевного спокойствия необходимо было записать еще одну песню, — говорит гитарист. — У меня как будто груз на душе висел, нужно было обязательно от него освободиться. И единственная вещь, которая помогла бы мне избавиться от этого давления — ну, кроме лоботомии, — это «профилактическая» запись трека.

Джо Сатриани
Купить альбом «Surfing With The Alien» в iTunes

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно