• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Куба рядом: Джайлс Питерсон и его просветительский проект для Havana Club

19 Ноября 2014 | Автор текста: Александр Кузнецов
Куба рядом: Джайлс Питерсон и его просветительский проект для Havana Club
Джайл Питерсон

Если вы думаете, что все сколько-нибудь стоящие кубинские музыканты на самом деле проживают в Майами, и при желании можно погрузиться в атмосферу их джемов на фоне пейзажей курортной Америки, Джайлс Питерсон вынужден вас разочаровать. Рулевой собственного фестиваля «Worldwide» и музыкальный куратор направления «Havana Cultura», которое является частью программы Havana Club по продвижению современной кубинской культуры, сам не мог поверить своим глазам, когда оказался в Гаване впервые. «Я встретил там блестящих музыкантов, которые с острова и не уезжали никогда, — рассказывает компактный 50-летний Питерсон, с которым RS встретился в Лондоне. — Кубинские артисты в Майами здорово отличаются от тех, что живут в Гаване и уезжать с Острова Свободы в основном не намерены. Вот только Даная Суарез потом в Майами переехала. Но это как раз то исключение, которое подтверждает правило». Улыбчивый Питерсон — заметный герой и пропагандист «уорлд мьюзик», который сам по себе является живой иллюстрацией термина «человек мира». Его мать — парижанка, отец — швейцарец, сам он родился в городе Кане, а вырос на лондонских улицах. Теперь же Джайлс гоняется за интересными артистами по всему свету, собирая новые имена для своих радиошоу, фестивалей и мощных специальных акций.

Как и многие из тех, кто первый раз побывал в Гаване, Джайлс был шокирован и ослеплен этим музыкальным городом. Производители рома Havana Club объединили свои усилия с правительством Кубы, чтобы пропагандировать кубинскую культуру, а директор по связям с общественностью Havana Club International Франсуа Ренье стал проводником Джайлса в новом для него мире. После этого Питерсон отправился на Кубу и постепенно стал входить в роль настоящего музыкального продюсера, находя новых музыкантов и заботясь о том, чтобы записи подопечных нашли свежую аудиторию. «Для меня совместная работа с брэндом Havana Club стала очень интересным предприятием, — говорит Джайлс. — В какой-то степени они изменили не только жизнь моих музыкантов, но и мою собственную. Раньше я в основном следовал роли исполнительного продюсера, сводил артистов вместе и решал вопросы больше организационного уровня. Для того, чтобы стать настоящим музыкальным продюсером, нужен был серьезный толчок. И его дал мне Франсуа. Позднее он вспоминал, что как-то в Париже послушал одно из моих радио-шоу. Благодаря этой передаче мы с ним встретились и крепко подружились. Первоначально я ехал в Гавану на три дня, чтобы найти нужные записи для компиляции и просто осмотреться. Я даже предположить не мог, что мне предложат проводить сессии прямо на Кубе!»

Окончательно покорил Питерсона местный прием. Когда много позже на одном из выступлений, назначенных в Гаване, он оказался за диджейским пультом, а на сцене при этом еще находился биг-бэнд из местных музыкантов, продюсер понял, что перед ним скопилось несколько тысяч человек. Тогда Джайлс почувствовали, что одна из историй в его биографии замкнулась: он нашел музыку, сделал ее известной в Европе благодаря своим сборникам и подкастам, а потом вернулся на Кубу, чтобы познакомить жителей с музыкой их родного острова, о которой они часто не имели никакого представления. К настоящему моменту выпущено несколько сборников «Havana Cultura», и активно обсуждается продолжение.

«Когда я был помоложе, то выбирался в Лондоне посмотреть кубинские группы, — говорит Джайлс. — Но, надо сказать, ни одна из них не было похожа на тех артистов, с которыми я столкнулся непосредственно на Кубе. Мы брали у них заготовки в виде демо и отправлялись обратно в Европу дорабатывать их с замечательным пианистом Роберто Фонсекой. Так я и стал студийным продюсером». Питерсон считает, что в большей степени просветительская инициатива Havana Club ориентирована на молодежь. «Если я выступаю со своими диджей-сетами в Англии, послушать меня обычно приходят студенты, — говорит он. — На самом деле, это лучшая публика. В 90-е годы все увлекались музыкой какого-то особого рода и, играя перед ними, очень сложно угодить всем сразу. А у молодежи набор пристрастий очень эклектичен: они могу принимать и бразильскую музыку, и кубинскую, и джаз-фанк, которым я сам дико увлекался по молодости, и джаз-фьюжн. Но обычно я не особенно думаю об аудитории: для меня куда важнее сделать полноценный проект, который можно было бы вспоминать в будущем. Именно поэтому я стараюсь отвечать в проектах за все».

© Youri Lenquette

 

Джайлс Питерсон уверен, что концептуалистский подход к прослушиванию музыки заложен в нем с детства. «Мне, например, до сих пор нравится рок, — говорит он. — У меня сейчас фаза Фрэнка Заппы. Рок является одной из самых важных составляющих музыки, изучению которой я посвятил жизнь. Мой отец-инженер по происхождению — швейцарский француз, но уже с моего детства мы жили в Англии. Сначала я ходил во французскую школу, потом в английскую, так что вопрос какой-то определенной национальной принадлежности передо мной не стоял. Тогда для меня важно было не где жить, а кем стать — панком, модом, соул-боем или рокером. И тут мне повезло, потому что мой старший брат был большим ценителем прога и еще при этом слушал The Velvet Underground. У нас дома все время играли ранний Pink Floyd, Caravan, King Crimson. Сестра же при этом увлекалась бардами и соул-крунерами. С тех пор я нежно люблю Эла Купера и Майка Блумфилда. Самостоятельно я полюбил The Doors. Понимали меня в этом немногие. Мне нравился джазовый подтекст группы, Рэй Манзарек круто играл на «хэммонде», а Джим Моррисон был идеальным рок-идолом. Не было сомнений в том, что ему жизненно требовалось быть подобной иконой».

Первый альбом «Gilles Peterson Presents Havana Cultura» появился в 2009 году, а следом вышел диск ремиксов на треки и еще два альбома «The Search Continues» (2011) и «Mala In Cuba» (2012). Новый проект Джайлса «Havana Cultura: The Soundclash!» — это плод совместного творчества кубинских вокалистов и молодых музыкантов со всего мира. «Сейчас в музыке не происходит никаких революций, — говорит Джайлс, мечтающий воскресить американского революционера Сан-Ра, который был панком еще до наступления эры панк-рока. — Все, что мы наблюдаем, — это удивительная форма эволюции. Сейчас проводится много рок- и техно-фестивалей, и уорлд-мьюзик на них, честно говоря, пользуется наименьшим спросом. Но скоро все изменится. Потому что уорлд-мьюзик заточена под обмен между разными нациями, это открытая и всеохватывающая традиция — от Колумбии до Палестины и от Норвегии до Англии. По динамике и креативности уорлд-мьюзик сильно опережает все остальные жанры, и, думается мне, со временем станет большим бизнесом».

Идея культурного обмена активно поддерживается и идеологами «Havana Cultura» by Havana Club, которые считают, что именно кубинские ритмы подтолкнули к рождению диско и чикагского хауса. 27 октября этого года новая пластинка, подчеркивающая эти выводы, поступила в продажу. «Мне поставляют крутую музыку со всего света, — говорит Джайлс, который благодаря своему шоу на радио BBC 6Music стал крупным международным авторитетом. — Каждый месяц по субботам я устраиваю вечеринку в Париже, а уже в понедельник на поезде возвращаюсь домой. И во Франции на моем лейбле меня всегда ждут свежие записи. Треки артистов, о которых я никогда раньше не слышал. Изо всех уголков света. В последнее время мне стали поставлять и потрясающие релизы из России». Джайлс в первую очередь имеет в виду электронщика Глеба Раумская, который самым активным образом поучаствовал в «кубинском» проекте Питерсона.

«С генеральной линией моих пристрастий все понятно: это джаз, фанк и соул, — говорит Питерсон. — Меня всегда интересовала черная музыка. С развитием клубной культуры и электроники в изначально черные стили стало попадать множество белых людей. И среди них я настоящий чемпион в плане своей любознательности. Я занимался эйсид-джазом, меня невероятно интересовали разные безумные версии эйсид-хауса. В принципе, подходили любые треки, которые могли бы разгорячить людей, заставить их двигаться. Такие номера можно найти почти что в любом стиле: и в фанке, что естественно, и даже в блюзе». Питерсон участвовал в создании сотен альбомов и считает, что если его имя фигурирует в анонсе релиза, то компиляция или оригинальный материал должны ассоциироваться с форматом его программ, которые он делает на радио.

«Вся моя жизнь посвящена радио-шоу, — говорит Джайлс. — У меня каждую неделю новая трехчасовая программа на BBC, которую надо наполнять». На своих лейблах Питерсон сотрудничал со множеством известных музыкантов — от Рони Сайза до The Roots, и в творчестве каждого он с удовольствием находит корни стилей, которые его интересуют. «Хотел бы я познакомиться и с Робертом Плантом, он действует на смежных территориях, — улыбается Питерсон. — Я как-то работал в одном здании, где размещался лейбл Led Zeppelin, но что-то не сложилось. Думаю, что если мне представится шанс, я уж точно не растеряюсь».

Глобальное видение музыкального пространства позволяет меломану Джайлсу Питерсону удивляться едва ли не ежедневно. «Мне недавно попалась очень крутая русская запись 1978 года, — оживленно говорит продюсер. — Ее записали где-то на Украине. Казалось бы, играет обычный русский джазовый биг-бэнд, но исполняют музыканты при этом не кого-нибудь, а вещи идеолога афробита Фелы Кути. Мне пластинку прислал один мой приятель, который умеет читать по-русски. Когда он увидел, что в авторах указан Кути, у него чуть глаза на лоб не полезли. Думаю, что эта история дает очень хорошее представление о том, чем я занимаюсь, и кто я такой. И еще лучше становится понятно, в какие моменты я могу почувствовать себя на сто процентов счастливым человеком в этом мире».

Джайлс Питерсон
Подписаться на подкасты «Gilles Peterson» в iTunes можно здесь
Купить в iTunes альбом «Havana Cultura Mix: The Soundclash!» можно здесь

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно