• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Олег Нестеров: «Мегаполис» играет Высоцкого в психоделической манере»

13 Сентября 2015 | Автор текста: Сергей Сдобнов
Олег Нестеров: «Мегаполис» играет Высоцкого в психоделической манере»

Олег Нестеров


© с facebook-страницы

Олег Нестеров и группа «Мегаполис» в конце лета оказались на фестивале «Яблочный спас» в Палехе, родине русской лаковой миниатюры. Rolling Stone решил поговорить с Олегом о проектах «Мегаполиса», маленьких фестивалях и новой книге.

Первые впечатления от Палеха?

Я же только что спустился с гор. Я провел с начала июня два месяца во французских Альпах. Там я писал свой второй роман. Равнины, красивые места, где-то — ухоженные поля, где-то — заброшенные старые храмы в деревнях и потом раз — Палех. Первое, с чем я столкнулся сам для себя — с загадкой: каким образом и когда началась история палехских мастеров? Почему стали привозить иконы на реставрацию? Как возникла палехская икона и потом миниатюра? Я люблю загадки. Казалось бы, роспись, шкатулки, но когда ты это видишь своими глазами, сюжеты и как это сделано, очень сложно остаться равнодушным. Я увидел фестиваль, людей, которые его делают и материалы, которые ему посвящены. Это производит впечатление. Главное, отовсюду приехали люди.

Могут ли эти маленькие фестивали что-то менять?

Конечно: я вижу как все меняется в Электроуглях — раньше это было такое дикое место, там не было ничего своего: заброшенный завод, цыгане, которые торговали героином. А сейчас все оживает, на фестиваль едут люди из Москвы, главное в любом деле — идея. Вот раньше город Пермь занимал первое место по количеству убийств на душу населения. Я приезжаю и вижу, как меняются лица людей, скучные заборы, опоясывающие город, теперь раскрашены граффити. Я видел, как в «Пермские ночи» (имеется в виду фестиваль «Белые ночи», — прим. RS) на площади не было ни одного пьяного, французские воздушные гимнасты, польский уличный театр. Заменили остановки, в городе началось движение. Появились экологические маленькие павильоны из парусины. Только культурное событие может быть точкой отсчета для изменений — ничего больше.

Расскажите о проекте, который вы продюсируете. Даша Шульц — как вы с ней встретились?

Ее песни перепостил в своем фейсбуке музыкант из Ifwe, он некоторое время играл с нами. Мы послушали и поняли, что это наш артист. Долго разговаривали с ее родителями, ей тогда было шестнадцать. Объясняли, кто мы и чего хотим. Стали добиваться подписания контракта с ней. Через год записали альбом за десять дней. Музыканты «Мегаполиса» играют с ней.

Мне как слушателю кажется, что в русской музыке почти нет баланса между музыкой и словами. У Даши Шульц тексты на грани наивности, простая музыка. Любой человек, который слушал «Мегаполис», поймет что музыку Даше Шульц делал «Мегаполис». И я думаю: насколько этот проект самостоятельный? 

Конечно, музыканты «Мегаполиса» не могли сыграть по другому. Музыка — гармония, и мелодия, и сама ткань. Даша Шульц близка к «Мегаполису» по ткани; с другой стороны, Дашины песни похожи на мировоззрение «Мегаполиса». Как и песни Найка, «Ундервуда», Маши Макаровой. Мы же не стали работать с группами «Би-2» и «Смысловые галлюцинации», хотя у нас была возможность. Человеческий опыт Даши Шульц сильно отстает от ее духовного опыта, это голос и песни. Подтянется: если ничего не случится, она вырастет в большого артиста.

Ваш недавний проект «Из жизни планет» —  рассказ о неснятых советских фильмах 1960-х в формате музыкального спектакля и сайта. Как он живет сейчас?

Мы играем спектакли — ближайшие 30 и 31 декабря в Москве, в Центре имени Мейерхольда. С момента премьеры проект воплощался по-разному. Прошел совместный проект с Британкой (Британской высшей школой дизайна, — прим. RS): молодые художники рисовали афиши к 70 неснятым фильмам. Мы сделали выставку в фойе театра, пригласили туда героев, режиссеров и сценаристов неснятых фильмов. Они пришли — увидели спустя полвека плакаты. Сейчас мне хочется перевести сайт на английский. Мы хотим участвовать в европейских фестивалях.

Я слышал, что планируется проект о Высоцком?

Для меня это первый проект, связанный с Высоцким — он вырос изнутри, я учился играть на гитаре по песням Высоцкого и петь в далеком детстве, много из них знал наизусть, но мало что понимал тогда. Высоцкий для меня планета, с которой я стартовал в своем музыкальном путешествии. Недавно на саундчеках, я начал петь разные его песни. Это были волнующие и очаровательные моменты. Спонтанно включали его песни между номерами «СуперТанго» и «Из жизни планет». «Татуировка» Высоцкого микшировалась с «СуперТанго» — не все, наверное, заметили. Это получалось не как вставные челюсти, а вполне органично. «Нежный Высоцкий» — я пою его так, как чувствую, а «Мегаполис» играет его в своей психоделической манере.

Внутри появляется идея. Какая помощь нужна снаружи?

Главное, чтобы внутри оставались силы, остальное складывается, просить нечего, как в сказке: зайчик пошел за солнышком, а рядом и медвежонок присоединился, и волчонок, и добрая волшебница, и кит через море-океан перенес. Если охвачен идеей — нужны силы и чтобы интерес не схлопнулся. Рано или поздно людей и средства находишь.

У чего сейчас возможно учиться и где что-то можно найти?

Это в основном по прикладному: что-то приходит случайно, открываешь каждый день разные двери. Никогда бы я не стал читать статью Сахарова 1968 года «Размышления о прогрессе» или письмо Солженицына «вождям советского союза» Я практически пересказал эти тексты в диалогах своей новой книги.

О чем ваша вторая книга?

Книга будет называться «Небесный Стокгольм». Она охватывает период с 1962 по 1969 годы и основана на тщательно проработанном историческом материале. Как и в первой книге, в «Небесном Стокгольме» есть история, интрига, помещенная в исторический контекст. Пока я ее писал, у меня приобрели права на экранизацию книги, наверное, будет сериал.

 

«Мегаполис»

Альбом «Из жизни планет» доступен в iTunes и на Яндекс.Музыке.    

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно