• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Куда уводит детство: Фильм «Reflektor Tapes», Arcade Fire и Техас Уилла Батлера

15 Сентября 2015 | Автор текста: Александр Кондуков
Куда уводит детство: Фильм «Reflektor Tapes», Arcade Fire и Техас Уилла Батлера

Уилл Батлер


© с официального сайта

«Очень надеюсь, что у нас получится заставить людей танцевать», — сообщает мне перед своим концертом в Парке «Красная пресня» участник группы Arcade Fire Уилл Батлер, который прибыл в Москву на фестиваль Red Park со своим сольным проектом. Брызгает легкий дождь, но обстановка в парке, где регулярно проводятся тренинги по современным танцам, все равно царит идиллическая. Только что Батлер позировал у входа в концертную зону вместе с фанатками Arcade Fire, которые захватили с собой головы из папье-маше, а теперь болтает со мной в гримерке, где аккуратно расставлены закуски: русский хумус, орехи, а также большое количество зелени.

«Здорово, что мы сегодня выступаем со Slowdive, — говорит Уилл, который выглядит цветущим и полным сил. — Мы с ними сталкивались, кажется, только однажды, на фестивале Primavera, но играли в разные дни и я не застал их сет». Появления как Батлера, так и Slowdive в живописном пресненском квартале — один из приятных сюрпризов этого концертного сезона. В начале года Уилл выпустил симпатичную дебютную пластинку «Policy» (энергичный инди-рок в традиции The Strokes и Blondie), на которой нашлось место искренним текстам про страдания молодого интеллектуала и актуальная песня «Waving Flag» на тему пророссийских демонстраций на Украине.

Уилл Батлер, фото с официального сайта. 

«Ну это песня как концепт не про конкретные события, — поясняет Батлер, — а про явление современного национализма. — Поскольку я парень, очевидно склонный к художественным экспериментам, я поучаствовал в проекте газете The Guardian, где писал песни на основе газетных заголовков. Мой альбом, конечно, называется «Policy», но он не особенно про политику. Я просто хотел сделать такую партизанскую энергичную пластинку, которую бы стимулировали актуальные события в мире. И я старался действовать очень быстро — в традициях американских политических комиков, которые ловко импровизируют на том же материале и часто получается очень в точку. Думаю, вы в курсе, с какой прямотой сейчас говорит Луис Си-Кей о том, что творится вокруг. Или возьмите вашего великого писателя Достоевского — он был великим консерватором, очень русским по духу, но ирония всегда его выручала, когда он использовал в книгах политический подтекст. Думаю, что это еще предстоит тщательно исследовать! У меня вот на альбоме тоже как у Достоевского: начинается чуть ли не с комедии, а заканчивается драмой. Но это уже на делюксовой версии!»

Arcade Fire — канадская группа, но братья Уин и Уилл Батлеры выросли в Техасе. Об этом периоде их жизни рассказывает классический альбом «Suburbs», который рисует отчасти грустные, отчасти прекрасные картины жизни в пригороде Хьюстона. «Мне кажется, что наше детство было даже слишком идиллическим и мирным, — рассказывает Уилл. — Вероятно, поэтому мы стали искать мощный накал страстей впоследствии. Мы играли во дворе, постоянно гоняли на великах, погода всегда стояла отличная. Слишком беззаботная жизнь для чувствительного тинейджера!»

Уилл Батлер, фото с официального сайта. 

Отец Батлеров был из Калифорнии, мать — из штата Мэн, так что семья совместными усилиями познавала аутентичность Техаса — маленького государства внутри государства. «Мы чувствовали, что местные до безумия гордятся своим штатом, — говорит Уилл. — У него действительно богатая история, но еще богаче традиции у местного патриотизма. Это можно сравнить с атмосферой единения на матчах баскетбольной команды «Хьюстон Рокетс», за которую мы тогда болели все вместе. И как же нам повезло, что именно те «Рокетс» с Хакимом Оладжьювоном и Клайдом Дрекслером стали чемпионами НБА. Идиллия стала совсем уж невозможной!»

Боль и страдания всего мира накрыли Батлеров уже в составе группы Arcade Fire, которая начала с альбома «Funeral», посвященного умершим родственникам. Команда на данный момент является одной из главных инди-рокерских команд мира, которая закатывает душеспасительные шоу и вывела эмоциональность на космический уровень. Нет ничего удивительного в том, что маленькая вселенная, в которой вращаются братья Батлеры, жена Уина, патриотка Гаити Режин Шассань, и все остальные в конечном итоге стали персонажами документального фильма. У ленты «Reflektor Tapes», которую мы сегодня обсуждаем с младшим из Батлеров действительно интересная судьба и богатая производственная история.

К финалу тура Arcade Fire в поддержку «Suburbs» музыканты поняли, что им нужна новая высота. Они отправились на разрушенный землетрясением Гаити, где выросли родители вокалистки Режин Шассань, чтобы посетить несколько больниц и выступить в отдаленной деревушке под названием Канж. На следующий год они вернулись, чтобы поучаствовать в проходящем в Порт-о-Пренсе карнавале. «Там были люди, одетые как рабы, с цепями и черной смазкой на лице, — вспоминал Уин Батлер в интервью  Там были драконы, выпускавшие пламя в толпу, и все пытались увернуться. Когда я надел маску и начал танцевать, я почувствовал, что преграда между моим телом и духом ослабевает. И я понял, как круто быть рокером».

«Думаю, что изначально работа над «Reflektor Tapes» началась с того, что наш ударник Джереми Гара увидел один из футуристических и карнавальных по духу клипов Флаин Лотуса и заинтересовался, кто это сделал, — рассказывает Уилл. — Это было еще до выхода альбома «Reflektor». Таким образом мы и заполучили режиссера Калила Джозефа со всеми его стедикэмами. Он снимал не только наши концерты, но и репетиции, а также саундчеки. Калил специально приехал на наше шоу в Лондоне, которое мы давали в Earl's Court. И он работал прямо в этой толпе из 16 тысяч человек, вылавливая в зале то, что ему нужно. Мы понимали, что работаем с мастером очень высокого уровня и предоставили ему полную свободу действий. Насколько я понял, основной задачей Калила было поймать особое настроение группы, которое он потом передал при монтаже. Речь не только о шоу — была и масса материала, который относился к рабочему процессу, когда мы торчали в студии».

«Калил и его ребята-монтажеры по сути не интересовались нами как группой, — продолжает Уилл. — Я имею в виду, нашим взаимодействием. Их увлекала идея той музыки, которая рождается вокруг нас. Фильм по духу совсем не производственный — это не повествовательная история в духе «Рокки» о группе, которая от аудитории из пяти тысяч человек идет к залу в пятнадцать тысяч. Калил шаманил — он постоянно микшировал звук и благодаря этому каждый раз находил какую-то новую идею, от которой можно оттолкнуться. Ну и конечно, мы старались ничего особо не комментировать: что нам понравилось, а что нет. Так что это не наш фильм, а его».

«Думаю, что если вы будете внимательно смотреть «The Reflektor Tapes», то легко поймете, почему Калил Джозеф считает себя в какой-то степени наследником Терренса Малика, — рассказывает Уилл Батлер, подбрасывая себе в тарелку с хумусом свежих листьев салата. — Он, скорее, дитя культуры американского магического реализма, чем хип-хопа. И еще его панорамы иногда мне напоминали Тарковского». По мысли участников Arcade Fire, столкновение Джозефа, который нашел свой творческий метод благодаря видео на часто бесформенные и эклектичные треки Флаин Лотуса, с четко структурированной и почти оперной по духу музыкой Arcade Fire могло привести к неожиданным результатам. Ход с приглашением Джозефа канадцами был сделан почти идеальный, поскольку в новом диске, за работой над которым должен был наблюдать Калил, использовались элементы соула и диско. Батлер полагает, что по синтезу разных музыкальных направлений «The Reflektor» едва ли уступит последней работе Кендрика Ламара. И Джозеф, работавший с Кендриком, стал идеальным свидетелем творческого процесса, за визуальную часть которого он в итоге отвечал.

Кадр из фильма «The Reflektor Tapes»

В фильме «The Reflektor Tapes» смешение стилей более заметно, чем на альбоме, но настроение поддерживается то же самое — как во время прослушивания эклектичного диджейского микса. «Наш режиссер сделал более понятными моменты, где у нас цитаты из диско, а где мы, скажем, работаем под влиянием Джеймса Мерфи из LCD Soundsystem, — продолжает Уилл. — В нас, как в зеркалах, как бы отражается история музыки. И конечно, в нас отражается еще и хип-хоп, потому что это, наверное, самое яркое музыкальное изобретение прошлого века с точки зрения революционности. Подозреваю, что хип-хоп-ритм идеально подошел бы для документального фильма: он повествовательный и сразу вываливает на тебя кучу информации». Перебираясь от стала с закусками на диванчик, Уилл Батлер заявляет, что на его вкус хип-хоп — это еще и последнее яркое проявление настоящего авангарда в искусстве XXI века. «Это же целая ритмическая база для целой волны экспериментальной музыки, — восхищается Уилл. — Вспомни, как Африка Бамбаата микшировал Kraftwerk! Соединить Kraftwerk и Джеймса Брауна — ну кому это в голову придет!» Уилл Батлер полагает, что и сейчас в мире хип-хопа происходит больше интересного просто потому, что это более густонаселенная часть планеты, чем рок. «Давай вспомним новаторов за последние 40 лет, — предлагает Батлер. — Разумеется, в их число ты обязательно включишь Риззу и Wu-Tang Clan». Arcade Fire в некотором роде можно сравнить с Wu-Tang — тоже большое количество участников на сцене и тоже масса разных музыкальных идей. «Посыл немного другой, но в принципе все то же самое с творческой точки зрения, эдакое зеркальное отражение, — смеется Батлер. — Тоже создаем свой странненький ни на что не похожий мирок, как Wu-Tang Clan».

«Вин и Режин обычно приходят на репетицию с проектом готовой песни, — объясняет творческий процесс внутри Arcade Fire Уилл. — Во время работы над «Reflektor» они искали новую ритмику — сэмплировали живых ударников, разбирали песни New Order. И потом они приносили заготовку трека в нашу экспериментальную лабораторию, где на ее основе рождалось что-то совершенно другое. Конечно, у нас были и традиционные рок-моменты, когда все начинали играть в студии, пока что-нибудь не рождалось из джема. Была еще масса студийной работы с постоянным кликаньем мышкой, перетаскиванием сэмплов из одной части трека в другую и подобной рутиной». Уилл признается, что работа велась рывками: одну песню могли записать с первого дубля, а другую, скажем, с двадцать пятого. «И за всем этим наблюдал наш режиссер Калил Джозеф, — довольно говорит Батлер, который очень рад столь удачной интерпретации песен Arcade Fire, которую подарил миру клипмейкер. — Он следил за тем, как мы генерируем энергию, впоследствии передающуюся публике. Конечно, в этом было что-то от рок-н-ролльной церкви. Только Калил старался еще и предлагать образы с точки зрения каждого из участников этой мессы. Не думаю, что можно было придумать что-то более эмоциональное!»


Arcade Fire

Фильм «The Reflektor Tapes» в прокате с 24 сентября.

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно