• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Бас наблюдателя: Панковское прошлое и вечера в Мариинке Евгения Федорова

2 Ноября 2015 | Автор текста: Ярослав Забалуев
Бас наблюдателя: Панковское прошлое и вечера в Мариинке Евгения Федорова

Евгений Федоров 


© www.rollingstone.ru

Погода сегодня имеет значение. «Начало сентября — лучшее время в Питере, после начинается мрак и ужас», – заявляет Евгений Федоров, когда мы с ним и фотографом отправляемся к конструктивистскому зданию на набережной Карповки. В свое время в этом доме провела детство Татьяна Толстая, а сейчас на его ступеньках расположились немытые граждане, которые на наших глазах сжигают долларовую купюру, мотивируя поступок словами «Это зло! Настоящее зло!»

Поводом для встречи с артистом стало его 50-летие, которое будет отмечено в Москве и Питере стихийными фестивалями: за вечер Евгений трижды сменит личину, выступив в качестве лидера возрожденных Tequilajazzz, созданного на останках предыдущей группы пауэр-поп-проекта Zorge и лаунж-бэнда Optymistica Orchestra.

«Я должен был родиться в Норильске – там познакомились мои родители», — рассказывает Федоров, со значением акцентируя на том, что в нем много крови коренных народов Сибири. Музыкой он увлекся как раз благодаря родителям – преподавательнице фортепиано и саксофонисту и руководителю филармонического оркестра. Именно благодаря отцу Евгений впервые взял в руки бас-гитару («у меня есть фотография с басом в четырехлетнем возрасте») и впитал прелесть эстрадного джаза и лаунжа, которым он в своей жизни промышляет не только в рамках Optymistica, но и на саундтреке телесаги про питерских оперов «Тайны следствия».

Евгений Федоров: «Руки чешутся реализовать многое из повисшего в воздухе»

О многочисленных школьных ансамблях артист вспоминает с неохотой – к тем временам относятся его первые попытки положить графоманские тексты одноклассников на музыку. «Получалось чудовищно. Это потом я понял, что текст должен отталкиваться от музыки», – морщится Федоров. Кроме того, влюбленному в гитару Евгению пришлось взять в руки легендарный бас фирмы «Урал», который тоже стал для музыканта проверкой на творческую прочность. Впрочем, завязывать со звукоизвлечением он больше не собирался, увидев в этом занятии предназначение, которое он давно искал. Дело в том, что в возрасте шести лет с Евгением случилось знаменательное событие. «Через меня прошло шесть тысяч вольт. До сих пор дырка в голове осталась», – покойно рассказывает музыкант, указывая пальцем на вмятину на черепе.

В 1980-х Евгений с подачи старшего двоюродного брата Андрея увлекся актуальной музыкой – сперва это были Led Zeppelin и Deep Purple, а потом и прог-роковые симфонии Genesis времен лидерства Питера Гэбриела. Вспоминая это артист, уютно расположившийся на диване прибрежной кофейни, позволяет себе ненадолго скинуть нордическую маску и блаженно улыбнуться. Он рассказывает, как, слушая концертники типа «Made In Japan» Deep Purple, воображал себя Ричи Блэкмором. «С этими песнями, кстати, связан, по-моему, мессианский комплекс русских рокеров, – рассуждает артист. – Мы тогда думали, что в этих мощных песнях поется о чем-то очень важном, а оказалось, о чем-то вроде «ты, сука, меня кинула».

Автор, выпей яду: Евгений Федоров и другие русские музыканты об алкогольных отравлениях

В начале 1980-х братья Федоровы основали группу «КСК» («Климакс скандального кризиса»), где сочиняли музыку под влиянием «новой волны» и арт-рока. С вхождением в панк-тусовку в жизни внутренне романтичного

Федорова связана, например, попытка поставить ирокез на материале хард-рокерских патлов («сначала хотелось отрастить волосюги, а потом поставить их так»). Тогда же появилось прозвище «Ай-яй-яй», придуманное лидером «Автоматических удовлетворителей» Андреем «Свиньей» Пановым. «Мы когда со Свиньей познакомились, я был пьяный и на вопрос: «Тебе налить?» отвечал почему-то по-немецки: «Ja-ja». 

Публикация от Культурный профиль (@gdekultura) Фев 7 2017 в 10:34 PST

Евгений Федоров: «Я не люблю смешивать Митяева и Led Zeppelin. Они лучше по отдельности»

Попытку развернуть беседу в сторону воспоминаний о рок-угаре Федоров пресекает, сообщая, что человек он скучный. «Нет, ну всякое бывало — особенно лет до 25. Потом тоже случалось, да и сейчас иногда — но я себя останавливаю. Помогает амбивалентная природа — я и в детстве либо дрался с хулиганами, либо пропадал в библиотеке. А во взрослом возрасте все время производил детей — не до угара было». C особой теплотой вспоминает о работе ветеринаром в последние годы существования группы «Объект насмешек». «У меня вообще всегда была склонность к медицине. Показывал там студентам, как делать кесарево кошкам и собакам. Потом звали, говорили, что и без образования возьмут», — заявляет певец.

Из «Объекта» Евгений ушел из-за разногласий с вокалистом Александром Аксеновым по кличке Рикошет, который, по мнению Федорова, вел группу в сторону «русско-рокового» звучания. Сегодня музыкант к мейнстриму относится терпимее — так, он легко согласился, например, сняться в клипе группы «Звери» «Прогулки». «Но на следующий день мы так ужесточили звучание нескольких песен Tequilajazzz, что мама дорогая», — посмеивается он.

Творческие амбиции в новой России Евгений начал реализовывать в составе проекта «Четыре ветра», куда кроме него входили исключительно французские музыканты. Tequilajazzz же появилась на свет почти случайно. Трио, состоящее, кроме басиста, из гитариста Константина Федорова и барабанщика Александра Воронова, было собрано для записи саундтрека к фильму Рашида Нугманова «Дикий Восток». Тяжестью звукового сопровождения фильм обязан уникальному жанру перестроечного пост-апокалипсиса. Музыкантам же так понравилось играть вместе, что они решили не расходиться после съемок — так появились первые нойз-роковые альбомы «Стреляли» и «Вирус». Сегодня Федоров музыкально ориентируется скорее на Стинга и других своих кумиров, вроде эскаписта Энди Партриджа — лидера XTC. Когда съемка RS подходит к концу, брутальный образ моментально исчезает — Евгений встречает супругу и администратора Асю, чтобы отправиться в Мариинку. «У меня так всю жизнь — качели от святости до полного падения, от полной попсы до крайне радикального хардкора. Я уже принял это как данность». Теперь Асе и Евгению пора в Мариинку: «Не знаю, кто играет. Знаю, будет Гергиев». О том, что произошло дальше, история умалчивает. Через несколько дней Федоров сообщением в Фейсбуке отменит концерт Zorge: «По пьяни восстановил три великие русские группы и так орал их песни, что собственный голос потерял».

Евгений Федоров

Альбомы Tequilajazz доступны в Apple Music 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно