• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Надежда Грицкевич, «Наадя»: «Если хочется порадоваться — не надо себя останавливать»

15 Апреля 2016 | Автор текста: Лев Оборин
Надежда Грицкевич, «Наадя»: «Если хочется порадоваться — не надо себя останавливать»
Надежда Грицкевич, «Наадя»: «Если хочется порадоваться — не надо себя останавливать»

Сегодня, 15 апреля, группа «Наадя» выпустила три новых песни, объединенные в EP под названием «Хорошо». Не очень-то радостное содержание песен, как и обложка пластинки, будто бы противоречит жизнерадостности названия, что заставляет вспомнить о полной пафоса поэме Маяковского с таким же заголовком, после которой он, по собственному признанию, начал писать поэму «Плохо». Что именно — или кому именно — хорошо, думается, можно понять, послушав эти тревожные песни. RS поговорил с солисткой группы Надеждой Грицкевич о новом релизе и эстетике холода.

 

В EP три песни — обычно в таких релизах бывает и больше. Значит ли это, что вы решили представить весь новый материал со времени альбома «Наадя», или в запасе есть и другие песни?

Да, мы выпускаем эти три песни, потому что они готовы и нет сил их держать в себе. Для нас они сразу объединились каким-то общим настроением. Но есть и другие песни, несколько совсем новых мы исполним 23 апреля в ЦДХ. 

«Как бы не так, не верь, не проси, / Бойся тех, кому хорошо на Руси» — нравственный кодекс зэка и намек на власть имущих; становится ли, по вашему ощущению, в вашей музыке больше политической тревоги, в соответствии с составом общественного воздуха?

Мне кажется, на всех действует эта обстановка. Как высокочастотный звук, который ты не слышишь, но чувствуешь смутное беспокойство. Такое беспокойство в Москве я испытываю постоянно. Что-то из мамлеевского «Управдома перед смертью». Неудивительно, что теперь я об этом пою. Но я бы не сказала, что это политическая тревога. Скорее, это её последствия. О политике я больше не тревожусь. 

Песня «Никогда» — ваше, пожалуй, самое энергично личностное высказывание со времен «Ста дней». Мат в ней почти назойлив, вы поете: «Я хочу веселиться», при этом это такое веселье перед концом света. У вас действительно есть ощущение, что нужно успеть порадоваться, пока всем нам не пришлось сильно грустить?

Есть ощущение, что если хочется порадоваться — не надо себя останавливать. Грустить придется в любом случае, так что почему бы и не порадоваться сейчас.

Вы спели «То, что я должен сказать», может быть, лучше самого Вертинского. В активный период украинской войны у вас были особые чувства к этой песне, казалось, что она еще сильнее актуализировалась?

Мои чувства к этой песне не были связаны с ее актуальностью. Они до сих пор не изменились! Как вы знаете, я делала кавер для юбилейного концерта Вертинского. Я послушала очень много песен Вертинского, все, какие смогла найти. Бананы и ситро, сигаретный дым и белый грим. Когда я услышала «То, что я должен сказать» — во мне что-то зашевелилось. В ней нет белого грима, нет театральной позы, а есть искреннее человеческое недоумение, и меня скорее больше поражает ее актуальность для того времени, эта песня для меня как снимок — шубы, в которые молча кутаются осторожные (чего же они боятся?) зрители, женщина с искаженным лицом целует покойника в посиневшие губы. По другую сторону, как допустивший и уже готовый оправдать ради высших целей эти смерти, — священник. Понятна и расстановка сил, и вытекающая бессмысленность этих переживаний. 

 

Ощущаете ли вы себя частью поколения новых российских музыкантов, условно говоря, тех, о ком много писала «Афиша», — Pompeya, Xuman, Антон Маскелиаде, Glintshake, «Обе две», «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки»? Важно ли для вас слушать то, что делают ваши коллеги?

Важно вообще слушать музыку. Сейчас, конечно, сложно за всем уследить, музыка уже давно имитирует сама себя и перерождается, например, «Вконтакте», просто for fun. Многое из этого, даже если изначально несет в себе какой-то виральный посыл, забывается в тот же день. Но есть и молодые группы, которые серьезно относятся к музыке с самого начала, а не просто пробуют воду. Мне вот, например, кажется, группа «Фивы» — такая, мы общались с ребятами после совместного концерта в «16 тоннах». После выступления к ним подошел звукорежиссер клуба и стал давать Жене советы по поводу звучания. Не знаю уж, почему он решил, что это уместно. Наверное, какая-то русская непосредственность. Ну и нестерпимое желание «причинить добро». В этот момент я ощутила солидарность с удивленным Жениным лицом. Все-таки есть вещи, которые не меняются. Меня восхищает новый курс группы Glintshake, я много и с удовольствием слушала песню «Феникс», я не большая поклонница группы «Обе две», но сложно не признать, что список городов в туре по России у них в три раза длиннее. Так что коллеги, в том числе, — один из источников вдохновения.

Ваши клипы, обложки альбомов, промо-фотографии, а кто-то скажет, что и музыка выдержаны в довольно холодной стилистике. Это отвечает вашему темпераменту? Понимаете ли вы, какая вы в общении?

Я думаю, отвечает. В общении я стараюсь сохранять какие-то границы и надеюсь в ответ, что собеседник не будет давать мне советы по поводу звучания, если я его не попрошу. В группе мы много шутим, иногда довольно зло, а так как в туре или в поездках мы общаемся постоянно, сложно не выносить эту манеру общения за пределы группы. Поэтому, наверное, я могу случайно обидеть. А могу и неслучайно!

Бывают ли разногласия в группе «Наадя»? Или на вас лежит все управление проектом, музыкой?

Удивительно, но разногласия в группе проходят по поверхности музыки, насчет которой мы всегда можем договориться. С гораздо большими проблемами мы сталкиваемся, когда пытаемся, например, определиться с обложкой.  

Откуда взялась удвоенная «а»? Это связано с каким-то (чьим-то) особым произнесением вашего имени или сделано для экзотизма, может быть балтийского?

Я могу дать четыре ответа на этот вопрос, и все они будут правдой. Я где-то прочитала, есть версия, что это анаграмма слова «наяда» — мне кажется, это классный вариант.

Есть ли в вашем райдере что-то, кроме технических средств?

Нет, мы пока скромняжки. Ну, мы разве что не приветствуем еду из мяса, и еще Маша (Теряева, гитаристка группы «Наадя», — прим. RS) не ест лук. 

Часто ли вам пишут поклонники? Что, как правило, пишут?

Пишут, да! В основном всякие приятные вещи, иногда просят спеть припев в новый рэп-боевичок. Иногда даже предлагают за это деньги!  Иногда свободные от капитализма души просят прислать ссылку на торрент с нашим альбомом. Отказываю в мягкой форме. Считаю, что нужно приложить хотя бы миллиграмм личного усилия, чтобы полюбить что-то. Один раз у меня спросили, сколько стоит со мной сфотографироваться, как будто я питон или обезьянка.

 


Наадя
EP «Хорошо» доступен в iTunes и Google Play.
Концерты в поддержку EP состоятся 23 апреля в Москве (ЦДХ) и 12 мая в Санкт-Петербурге (Музей современного искусства Эрарта)

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно