• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Black Sabbath о своем становлении в 60-х: «Нас постоянно вышвыривали отовсюду»

7 Июля 2016 | Автор текста: Кори Гроу
Black Sabbath о своем становлении в 60-х: «Нас постоянно вышвыривали отовсюду»

Тони Айомми, Black Sabbath


© fb.com/BlackSabbath

Оззи Осборн максимально эмоционален в разговоре с Rolling Stone. «Black Sabbath — это огромная часть моего сердца, — говорит он. — Потому что к нашему созданию не имели создания бизнес-могулы из Лондона. Мы не были шайкой кретинов». 

Пионер хэви-метала утверждает, что все было иначе. «Мы все были знакомы — и вокалист, и гитарист, и все остальные. Мы все родились в радиусе трех миль, а потом собрались и начали переть напролом. И сейчас, после полусотни лет в дороге, мы по-прежнему имеем значение!». 

Black Sabbath были основаны в 1968 году в британском городе Бирмингеме, который гитарист Тони Айомми открыто называл «депрессивным». Группа возникла после того, как развалилась группа Mythology, игравшая приджазованный блюз-рок. На развалинах остались гитарист Айомми и барабанщик Уорд. После того, как было размещено объявление с сакраментальной фразой «Ozzy Zig Needs Gig», были рекрутированы еще два музыканта из местной группы Rare Breed — Осборн и Гизер Батлер, который тогда еще играл на гитаре.

«Rare Breed... Мы были немного дебилами, — говорит Батлер. — Играли психоделическую фигную. Постоянно красили себе рожи и закатывали глупые психоделические шоу. Если мы где-то выступали, нас уже никогда не звали обратно. Думаю, мы реально были полным дерьмом. Но Rare Breed были единственными, кто проворачивал подобное в окрестностях Бирмингема. Все остальные играли соул или поп-музыку. А мы делали ставку на блюз и копировали команды вроде Art и Tomorrow». 

Когда участники Rare Breed познакомились с парочкой из Mythology, оказалось, что трехмильный радиус на самом деле еще уже. «Мы оказывается с Тони в одну школу ходили», — говорит Осборн. Батлер же вспоминает, что их первая общая встреча в принципе была ничем не примечательной. «Мы просто собрались поговорить о том, что организуем группа. Так все и началось», — говорит он. 

Изначально команда называлась Polka Tulk Blues Band — название пришло благодаря дешевому тальку, который использовала мать Оззи. В группу входило еще двое — приятель Айомми Алан Кларк на саксофоне и друг Оззи Джимми Филлипс на слайд-гитаре. Поскольку в составе уже было два гитариста, Батлер превратился в басиста. Но в таком формате продолжалось все недолго.

За два месяца гастролей по северной части Соединенного Королевства оба саксофонист и слайд-гитарист из состава выпали. Айомми посчитал, что Филлипс слишком много валял дурака на репетициях, а наличие саксофониста просто было странным — музыканты пришли к выводу, что раз он есть, нужна и полноценная духовая секция. Такой вариант никого не интересовал. Еще одной проблемой было название. «Это говно!», — вспоминает реакцию Тони в своей книге «Я — Оззи» Оззи Осборн. «Каждый раз, когда я слышу его, я представляю, как ты гадишь со спущенными трусами», — добавил тогда Тони. В сентябре 1968 года барабанщик Уорд предложил еще одно название для коллектива — Earth.

Фото опубликовано Black Sabbath (@blacksabbath) Апр 24 2016 в 7:19 PDT

«Мы тогда реально играли олдскульный блюз, — рассказывает об этом периоде Айомми, — Когда мы начали выступать под названием Earth, это было совсем не похоже на Чака Берри. Это было похоже на старый... американский блюз». 

«Люди думают, что Sabbath — это хэви-метал, но в реальности они — стопроцентная рок-группа, и они были такими же прогрессивными как Led Zeppelin, — утверждает продюсер Рик Рубин, который продюсировал альбом команды под названием «13». — Корни их музыки лежат в блюзе и импровизации. Они были крутыми музыкантами — мало кто из артистов тех лет мог похвастаться подобным мастерством в то времени. Так что то, что у них получалось, было похоже на джаз в стиле Black Sabbath». 

Группа начала работать над своим репертуаром. Не помешала даже отлучка Тони Айомми в Jethro Tull в 1968 году (что позволило ему засветиться в фильме «Рок-н-ролльный цирк Роллинг Стоунз». То, как Йен Андерсон управлял группой, Тони не понравилось, и он вернулся в Earth. Результатом увлечения Айомми приджазованными риффами стала одна из первый написанных коллективом песен «Wicked World». Ну а затем они стали более плотно исследовать мир мрака. 

Батлер до сих пор хорошо отчетливо помнит событие, которое подтолкнуло его и партнеров по команде к созданию мрачных и тяжелых песен. «Я спал и вдруг почувствовал в комнате какое-то странное присутствие, — вспоминает он о роковой ночи в 1969 году, — Я как бы проснулся, находясь при этом во сне, у видел какую-то черную хреновину в конце своей кровати. Она смотрела на меня. Это было мимолетное видение. Оно длилось всего секунду. Но пересрал я не на шутку. И я рассказал Оззи, Тони и Биллу об этом. Я был конкретно напуган. Я думаю, что это как раз и вдохновило Оззи на сочинение строчки: «Что это стоит рядом со мной?». 

Оззи исполнил текст с строчкой «фигура в черном, которая смотрит на меня» в сопровождении медленного гитарного скрежета. «Я вообще не понимаю, откуда эта строчка взялась, — говорит Осборн. — Ее никто не сочинял, она сама родилась». В итоге, песня была наречена «Black Sabbath» — в честь одноименного хоррора с Борисом Карлоффом. 

«В детстве у меня были всякие психологические проблемы, — рассказывает Батлер. — И тот случай, который лег в основу песни, стал одним из подобных опытов. Странный феномен, иногда с людьми бывает такое. Я тогда еще никаких наркотиков не употреблял, кстати. Потом у меня из головы все эту черноту выдавило». 

В августе 1969 выяснилось, что существует еще одна группа под названием Earth. В итоге, Батлер предложил Black Sabbath — он имел ввиду, что если люди платили деньги за просмотры фильмов ужасов, то почему бы им не заплатить за поход на концерт коллектива, играющего жутковатую музыку. «Одна из его лучших идей, — говорит Осборн. — Отличное название».

Довольно скоро команда привлекла внимание владельца бирмингемского блюзового клуба по имени Джим Симпсон, который играл в команде Locomotive и предложил группе Осборна и компании выступить на разогреве блюз-рокеров Элвина Ли Ten Years After. Заведение называлось Henry's Blues House. В конечном итоге, Джим стал их первым менеджером и начал пробивать концерты в других блюзовых клубах, а также в гамбургском Star-Club, где прошли боевое крещение The Beatles. Кроме того, он начал прессовать звукозаписывающие компании, предлагая им песни из тяжелого репертуара Black Sabbath

«Мы играли перед представителями лейблом, а они сваливали примерно в районе третьей песни, — вспоминает Батлер. — Навсегда запомнил, как один продюсер приказал нам валить, научиться играть и осознать, как пишутся нормальные песни. Нас отовсюду выгоняли — компания за компанией. И тогда у нашего менеджмента возникла идея написать несколько поп-песен. Мы даже к ним не притрагивались. Их написала другая группа, которой он тогда занимался. Нас же тошнило от всего этого. Ну, впрочем, ты сам можешь послушать — наверное, почувствуешь то же самое».

Одна из этих «попсовых» песен, построенных вокрг партии фортепиано, называлась «The Rebel», а написал ее товарищ Симпсона по Locomotive Норман Хейнс. Также они подготовили трек под названием «A Song For Jim» — синкопированный джазовый номер, в котором Айомми играет на флейте. Фрагменты этих поделок можно увидеть в фильме «The Black Sabbath Story, Vol. 1» 1992 года, но в реальности они никогда не выпускались. Позднее экспериментальные опыты просочились в сеть — вместе с написанной Хейнсом блюзовой «When I Come Down». 

Самый ранний бутлег Black Sabbath был записан в шотландском Дамфрисе в ноябре 1969 года и включал в себя «Song For Jim» вместе с той самой флейтой Айомми, а также другие вещи, которые исполнялись командой крайне редко. Среди них кавера Элмора Джеймса («Early One Morning») и Бадди Гая («Let Me Love You»), а также тревожный блюзовый номер «Blue Blooded Man». Но также интересно, что в сборник были включены «The Warning» и «Behind The Wall Of Sleep» — будущая классика. «Когда мы записывали треки вроде «The Rebel» и «Song For Jim», это делалось исключительно для менеджмента, который старался заключить сделку с лейблом, — говорит Батлер. — Мы играли «Black Sabbath», «Wicked World» и «N.I.B.», но ребята с лейбла гнали нас с ними взашей. Они просто не въезжали в них. Так что какое-то время из нас пытались сделать поп-группу».

«Sabbath не пишут чертовых хит-синглов, — говорит Осборн. — Sabbath — это такая умная ошибка. Неважно, через что мы там с Тони прошли в личном плане, у него не отнять мастерства. Ни один чувак на планете Земля не сочиняет такие риффы. Он в этом вопросе самый крутой». 

«Когда ты находишься внутри команлы, ты не можешь понять, как люди могут реагировать на твою музыку, — говорит Осборн. — К нам она приходит естественным образом. Мы просто ее делаем. У нас нет плана делать «конкретно то» и «конкретно это».

Самое обидное, по утверждению Батлера, состояло в том, что трюк с поп-песнями тоже не сработал. «Нам это ничего не дало, так что мы просто начали играть концерты, — говорит Гизер. — Мы пришли к выводу, что о записи альбомов можно забыть».

Но у Симпсона на этот счет были другие планы. Используя свои связи, он забронировал студию в Лондоне. Сессия стоила 600 фунтов, а группа провела перед микрофонами около 12 часов, играя свой обычный репертуар. Среди бонусов была кавер-версия группы Crow «Evil Woman», которую потом довели до ума посредством наложений. 

В январе 1970 лейбл Philips проявил интерес к записи, и его подразделение Fontana выпустило первый сингл Black Sabbath«Evil Woman». Несколько недель спустя — в пятницу 13-го, андеграундный импринт Philips под названием Vertigo издал первый альбом коллектива «Black Sabbath» с демонической розоватой обложкой. Так вышел диск, который спустя годы был признан одним из самых влиятельных альбомов в истории рока. Этим летом в Америке его переиздадут на Warner.

Фото опубликовано Black Sabbath (@blacksabbath) Май 25 2016 в 8:14 PDT

В туре Black Sabbath «The End» с первой пластинки фигурируют три вещи — «N.I.B.», «Behind The Wall Of Sleep», а также, разумеется, «Black Sabbath». «Эй, вы можете поверить, что это мы написали в 68-м, — вопрошал на гастролях в Чикаго Осборн. — Я хочу воспользоваться возможностью и поблагодарить вас за лояльность, проявленную за все эти годы». 

«Мы никого не слушали, мы были сами по себе, — вспоминает Батлер. — У нас своя дорога была. И этим я больше всего на свете горжусь. Мы были верны своей музыки и так и не продались». 

«Я помню этот клуб в Бирмингеме как будто вчера, — говорит Осборн. — У меня появилось немного бабок и я выбрался в город, чтобы снять телок. И тут ко мне в клубе подваливает Джим Симпсон. Говорит: «Ваш альбом дебютирует в британском чарте на семнадцатом месте». А я ему отвечаю: «Хватит мне голову морочить». Альбом в конечном итоге получил золотой статус в Англии и платиновый в Америке. «То, что люди о нас вообще помнят, — это хороший знак, — говорит Осборн, — Для меня этого более, чем достаточно. Мы пришли, мы увидели, мы победили». 


Black Sabbath
Дискография группы доступна в Apple Music.
Концерт группы в Москве состоится 12 июля в СК «Олимпийский».    

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно