• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Бутч Виг: «Я чувствовал себя в пузыре «Машина времени Garbage»

16 Ноября 2016 | Автор текста: Наталья Шиняева
Бутч Виг: «Я чувствовал себя в пузыре «Машина времени Garbage»

Бутч Виг, Garbage 


© пресс-служба

Уже в этот день начинается двухдневная резиденция Garbage в московском клубе YOTASPACE. Перед концертами с RS поговорил продюсер и основатель группы Бутч Виг, который продюсировал «Nevermind» Nirvana и является безусловным авторитетом в мире гитарного рока 90-х. «Я с детства играю. С шести лет на пианино, с двенадцати на ударных, но я всегда видел себя в большей степени продюсером и звукоинженером, чем музыкантом, — рассказывает Виг. — Однако до того, как профессионально заняться продюсированием, я не играл в группах, особо не практиковался. Это сейчас я могу себя назвать неплохим ударником, но моя главная, если можно так сказать, супер-способность — это все же умение работать в студии, а не игра за барабанной установкой. Студия — вот моя зона комфорта, а продюсирование для меня — ак захватывающий лабораторный эксперимент, результат которого всегда непредсказуем».

Как тогда в вашей жизни вообще появились ударные?

Мои родители постоянно крутили дома музыку 60-х — The Beatles, The Rolling Stones... А еще мы смотрели ТВ-шоу «The Smothers Brothers Show», где я впервые увидел The Who. Кит Мун тут же стал моим божеством — я не могу забыть тот восторг, который испытал при виде его игры, то, что он привносил в группу, он был абсолютно неподражаем. Конечно, я никогда не смел и до сих пор не смею мечтать, что когда-нибудь смогу сравниться с ним по уровню игры. Скорее, я всегда больше подражал манере Ринго Старра, что, согласитесь, в общем-то тоже неплохо.

А правда, что в детстве вы обменяли пианино на барабаны?

Да, чистая правда, и, если честно, до сих пор жалею об этом. Я немного умею играть на гитаре, немного на клавишах, но мне бы очень хотелось намного лучше играть на пианино, но эту возможность я уже упустил.

Никогда не поздно начать, разве не так?

Да, может быть. Кстати, буквально на днях я работал в студии над новой музыкой, основу которой как раз составляет партия пианино. Так что возможность попрактиковаться у меня появится.

Это какой-то новый проект?

По правде, я сейчас работаю сразу над несколькими вещами. Во-первых, мы уже делаем наброски для нового альбома Garbage — записываем идеи, делаем демо. А еще я пишу музыку для одного фильма, а также для сериала — но эта работа пока на очень-очень ранних стадиях.

Возвращаясь к моменту появления Garbage — вы создали группу, уже имея за плечами немалый опыт продюсирования и работы с известными музыкантами. Означает ли это, что к тому моменту вы раскрыли секрет создания коммерчески успешной группы и написания больших хитов?

Вовсе нет. Когда мы создавали Garbage, это ведь был просто эксперимент никто и не думал, что он затянется на 20 с лишним лет. По правде, никто и не думал, что он и месяц продлится. На тот момент мне уже довелось работать с многими именитыми группами — Nirvana, Nine Inch Nails, Depeche Mode — но честно говоря, чувствовал определенную усталость от этого звучания, хотелось чего-то нового. Я тогда только купил свой первый сэмплер и много слушал Public Enemy, так я уловил идею для новой группы, в музыке которой одновременно присутствовали бы как «живые» ударные, так и сэмплы, лупы и прочие составляющие электронной музыки. Никто не ожидал большого успеха — никто не ожидал вообще какого-либо успеха, честно говоря, но к нашему удивлению, Garbage «выстрелили».

Является ли коммерческий успех музыканта объективным показателем его таланта?

Не хотелось бы негатив нагнетать, но я вообще не верю, что в наше время можно добиться такого коммерческого успеха, который, допустим, был у Garbage 10 или 20 лет назад. Сейчас альбомы миллионами тиражей способны продавать разве что такие люди как Рианна или Кэти Перри — при этом лейблы вкладывают в них огромные деньги, их лица — на обложках всех глянцевых журналов, эта музыка звучит повсюду, от нее просто никуда не скрыться. При этом есть тысячи потрясающих групп, о которых никто никогда не узнает, и это печально. Еще лет 15 назад при наличии таланта, трудолюбия и упорства хорошей музыкой можно было зарабатывать себе на жизнь. Но сейчас за это никто не готов платить, сейчас все хотят слушать музыку бесплатно и 24 часа в сутки, а группы получают ничтожные гроши за стриминг их песен. Нужно как-то изворачиваться, чтобы прокормить себя — постоянно играть концерты, писать музыку для каких-то сериалов, продавать мерч.

Звучит безрадостно.

Но в цифровой революции есть и много хорошего. Например, талантливые парни могут записать отличную песню прямо у себя в подвале, тут же ее выложить в сеть и получить миллионы поклонников — при условии, конечно, что песня действительно стоящая. Им больше не нужны крупные лейблы, у них прямо контакт с аудиторией — что называется, разделяй и властвуй.

И все же, не могу успокоиться — не может великий продюсер Бутч Виг не знать того «секретного элемента», который из любой песни сделает хит.

Я сейчас скажу банальную вещь, но самое важное при создании любой песни — быть настоящим. Публика всегда почувствует фальшь и никогда тебе этого не простит. Ты должен донести самого себя до аудитории, тебе решать, с помощью чего — голоса, эмоциональной составляющей или особенного саунда. Это немного расходится с тем, что я говорил выше, но я искренне верю — если ты настоящий музыкант, если ты пишешь крутые песни, то обязательно найдешь свою аудиторию. Ну а если аудитории нет... Извините — смотрите пункт первый.

Вас наверняка одолевают молодые музыканты, которые жаждут совета. Что вы им говорите?

Не изменяй себе. Не подстраивайся под моду. Не пытайся сымитировать то, что услышал по MTV. В конце концов, неважно, достигнешь ты успеха или нет — важно получать радость от своего дела. Это возможно только, когда ты творишь искренне.

Многие музыканты сходят с дистанции, когда сталкиваются с непростым выбором между карьерой или семьей. Как быть тут?

Искать баланс. В какой-то степени мне повезло — я обзавелся семье после 30-ти, когда уже успел «наиграться» по полной. Хотя — я до сих пор каждый день провожу в студии (если я не в туре). Я не шучу — каждый день с утра и до вечера. Конечно, сохранить и семью, и группу сложно — особенно, когда ты, допустим, в туре 22 месяца, возвращаешься — бах! Кто-то пошел в школу, кто-то работу сменил, кто-то переехал, а кто-то вообще умер. Я чувствовал себя порой будто в пузыре под названием «Машина времени Garbage». Было тяжко. Но мы как-то договорились между собой, что не будем жертвовать семьями ради карьеры, и стараемся держать слово.

А вот представьте, что вы попали на необитаемый остров. Какой из альбомов, который вы продюсировали, вы бы взяли с собой, чтобы слушать постоянно — может быть, даже лет десять, пока вас не спасут?

Однозначно «Siamese Dream» The Smashing Pumpkins. Мы так долго и упорно работали над этой записью, так вросли в нее, чуть с ума не сошли. Билли Корган показал тогда лучшее, на что был способен, да и я выложился без остатка. Мне кажется, это очень достойный альбом, который, несомненно, прошел проверку временнем.

Из всей своей дискографии вы больше всего гордитесь именно этой своей работой?

Скажем так, этот альбом входит в ТОП-10. Но еще я очень горжусь всеми альбомами Garbage, пластинкой «Wasting Light» Foo Fighters, своей работой с Against Me! и еще диском «This Perfect World» Фриди Джонстона — пожалуй, последний мог бы посоперничать с «Siamese Dream» за право попасть со мной на необитаемый остров.

Вернемся к последнему альбому Garbage «Strange Little Birds». Переслушивая, играя его вживую сейчас, замечаете ли вы какие-то вещи, которые вам хочется исправить, переписать или полностью переделать?

Альбом действительно кажется очень сырым, в нем много ошибок с точки зрения саунда, но именно поэтому он кажется мне абсолютно совершенным — не хочу в нем менять вообще ничего и уверен, что и через 10 лет скажу то же самое. Это атмосферный и мрачный, но вместе с тем очень человечный альбом, и нам всем это в нем нравится. Музыка идеально подходит к написанным Ширли словам, а она сама — идеально исполнила все партии. Мне кажется, это высшая точка ее вокальной карьеры, правда.

Какой самый главный урок ты вынес из опыта, полученного в качестве продюсера и музыканта?

Ответ один: не гнаться за совершенством. Быть идеальным продюсером — скучно, а идеальная музыка вгоняет в тоску. Пусть будут живые эмоции, скрип, ляпы, ошибки, скрежет и свист ... Все что угодно, только не совершенство. Я ненавижу, когда идеально. Иногда ты бьешься над песней — день, ночь, месяц, ищешь идеал. Но порой стоит просто отпустить, оставить, уйти спать, а утром прийти и обнаружить, что она прекрасна такая, какая есть — в своем несовершенстве. Нередко одержимость идеалом мешает увидеть истинную красоту. То же самое и в игре — играй Garbage все концерты идеально, люди перестали бы на них ходить — зачем, если можно купить альбом и услышать все то же самое? Уникальность каждого концерта, в том числе, и в наших ошибках.
Поэтому мой самый главный урок — принимай и люби свои ошибки, ведь именно они делают тебя уникальным.

Garbage

Концерты группы состоятся 17 и 18 ноября в клубе YOTASPACE (Москва). Дискография доступна в Apple Music

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно