• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Röyksopp перед концертом в Москве о новом «Бегущем по лезвию» и механике акустической музыки

13 Июня 2017 | Автор текста: Евгений Мяленков
Röyksopp перед концертом в Москве о новом «Бегущем по лезвию» и механике акустической музыки

Röyksopp


© Dog Triumph Ltd.

Норвежцы Röyksopp снова прибывают в Россию — в предыдущий раз их выступление прошло под аккомпанемент шквального дождя в Зеленом театре, ну а теперь к их услугам комфортный Stadium. В прошлом году музыканты выпустили сингл «Never Ever» и заявили о том, что их больше не интересует формат лонгплея в плане выпуска новой музыки. По мнению артистов, при помощи выпуска синглов можно достичь более широкого охвата аудитории. Перед тем, как начать разговор, Свейн Берге просит задать один вопрос.

СБ: Скажи, эта фотография Дейла Купера из «Твин Пикс» у тебя на аватаре в скайпе, давно она там?

Конечно. Раз уж вы сами заговорили об этом, не могу не спросить, смотрели ли вы новый сезон? (поскольку сам еще не успел посмотреть).

СБ.: Я видел четыре из вышедших пяти эпизодов.

Торбьёрн Брундтланд: А я — четыре с половиной. Не хватило времени досмотреть пятый до конца — он вышел только вчера. Я тут вычитал в интервью Дэвида Линча в одной из русских газет, что «невозможно не понять новые эпизоды «Твин Пикса». Отлично сказано — мы примерно то же думаем насчет нашей музыки. Ее можно интерпретировать настолько по-разному, что невозможно не понять — по крайней мере, попытаться стоит.

СБ: Мне кажется, все дело больше во взаимосвязанности, нежели в понимании — делает ли оно что-либо со мной, чувствую ли я связь с этим. Это касается и «Твин Пикса», и музыки, и, скажем, еды. Необязательно понимать специфическую механику того, почему мне нравится это блюдо, какие реакции оно вызывает в моем рту — я просто рад тому, что оно делает со мной.

Многие люди наоборот, стараются досконально разобраться в причинах того, почему им что-либо нравится. Как тебе такой метод?

СБ: Да, иногда я нахожу это довольно интересным, но далеко не всегда. Мне кажется, есть определенный шарм в незнании.

Пару дней назад RS модерировал открытое интервью с Саймоном Кричли, британским преподавателем философии и автором книги «Боуи». Музыка Боуи была саундтреком всей его жизни и в своем произведении он описал то, как она повлияла на него. Есть ли у вас такая музыка, которая бы присутствовала в вашей жизни на протяжении долгого времени?

СБ: Есть, конечно, несколько артистов, которые сформировали нас с Торбьёрном, когда мы были детьми, и продолжали влиять до подросткового возраста. Это Kraftwerk, Depeche Mode, Art Of Noise, Вангелис, Жан-Мишель Жарр, Yello. Мы не стали бы тем, кто мы есть, без этих людей.

ТБ: Да, их можно назвать саундтреком нашей жизни, только вот мы их больше не слушаем в таких количествах. Не потому что они плохие или нам больше не нравятся — просто время сейчас другое. И другие вещи сейчас имеют силу. Сейчас уместна другая музыка. Для музыки невозможно не терять уместность со временем, особенно если она была очень актуальна в какую-то эпоху.

СБ: Это зависит также от определенных географических и социокультурных обстоятельств, предваряющих знакомство с той или иной музыкой. Например, Саймон Кричли, скорее всего, проникся Боуи в конце шестидесятых — начале семидесятых, когда же мы были детьми, то вокруг были Kraftwerk и Depeche Mode. Они делали вещи, которые нас заинтриговывали. Лично у меня чрезмерное умничание по этому поводу вызывает отторжение.

В таком случае, как думаете, если бы вы родились чуть пораньше, то стали бы играть не электронику, а блэк-метал, как некоторые норвежские музыканты в восьмидесятые?

СБ: Лично у меня, мне кажется, недостаточно высокий уровень агрессии для того, чтобы играть такую музыку. Я не говорю, что люди, которым нравится блэк-метал, агрессивны, просто во мне нет чего-то такого, что заставило бы меня писать такую агрессивную музыку. Одна из причин, из-за которой мы стали с Торбьёрном играть электронику, — это то, что мы оба увлекались научной фантастикой, например, «Звездными войнами» и тому подобным. К тому же мы выросли в северной части Норвегии, где, как мне кажется, мы ощущали себя ближе к космосу, особенно в темное время суток — северное сияние, звезды и все такое. Уже тогда, когда я был ребенком, то понимал механику акустической музыки, исполняемой на традиционных инструментах — гитаре и барабанах. Я понимал, почему The Beatles звучат именно так. Но я не мог понять, как звуки извлекаются из синтезаторов, как Kraftwerk делают свою музыку, и это заинтриговало меня и стало той самой искрой.

ТБ: Мы сами раньше задавались подобными вопросами, и пришли к выводу, что в другой ситуации, скажем, если бы мы со Свейном родились, скажем, в пятидесятые или даже раньше, то не стали бы заниматься музыкой вообще. Все дело в тайне электронной музыки и заключенных в ней возможностях, которые нас в ней привлекли. Можно сказать, это абсолютно новая сцена, которую ранее человеческая раса никогда не испытывала. По сравнению с традиционной, электронная музыка — как фильмы по сравнению с театром, передний край, открывающий новые возможности. Элемент интриги и любопытство, как мне кажется, сыграло здесь большую роль, нежели интерес в самой музыке.

Сейчас вы все еще увлечены научной фантастикой?

ТБ: Да, вполне — смотрим сериалы и все такое, только многими из них довольно сложно увлекаться, например, из-за недостаточно хорошей режиссуры.

СБ: К тому же сейчас столько разных видов — что фантастики, что музыки или той же еды. Я, скажем, не люблю всякие истории про инопланетные формы жизни, вроде «Вавилона 5» или «Чужих» — мне нравятся истории о будущем человечества.

ТБ: Я всегда любил книги Айзека Азимова и фильмы вроде «2001 года» (фильм 1968 года «2011 год: космическая одиссея», — прим. RS). Не представляю, как их можно не любить, ведь всегда чрезвычайно интересно поразмышлять о том, каким будет будущее, что произойдет. Это еще рассказывает многое о нас самих и о том, кем мы являемся сейчас. Как в фильме «Детонатор» (фильм Шейна Кэррута о путешествиях во времени, — прим. RS), который я, кстати, очень рекомендую к просмотру.

СБ: Само собой, не могу не вставить реплику о «Бегущем по лезвию».

Что думаете о грядущем сиквеле?

СБ: Я испуган до усрачки.

ТБ: Лично у меня категорическое отторжение вызывает Райан Гослинг в главной роли.

СБ: Я посмотрел 4 секунды трейлера и выключил. Не из-за Гослинга — я просто не верю, что все это сработает. Конечно, возможно, я и буду приятно удивлен, но я особо ничего не ожидаю.

 

Лично мне будет не хватать Рутгера Хауэра.

ТБ: Мне тоже! Я могу предположить, что он каким-то образом появится в новом фильме вместе с Дэрил Ханной, но это всего лишь догадки. Ну и, конечно, повторить то же, что и было раньше невозможно — дело же не только в Рутгере Хауэре.

СБ: Забавно, что начали мы с одобрения «Твин Пикса», а теперь говорим о наследии «Бегущего по лезвию» и том, что мало от него ожидаем. Знаешь, мне кажется, дело в том, что Дэвид Линч с тех пор показывал отличный результат во многих своих фильмах, а продолжения «Чужих» Ридли Скотта мне совсем не по душе. К тому же я могу видеть то, как будет развиваться история «Твин Пикса», а вот с «Бегущим по лезвию» сложнее — там был логический конец.

В голову еще приходит пример «Робокопа» Пола Верхувена, который, по моему мнению, является эдаким мета-фильмом в жанре научной фантастики. Так вот, его перезапуск просто вопиющ — они убрали все то, что делало «Робокоп» «Робокопом». Я боюсь, что-то же произойдет и с новым «Бегущим по лезвию». В общем, я надеюсь на лучшее, но остаюсь весьма пессимистически настроенным.

На главной странице вашего сайта в рамках промо для клипа «Never Ever» с Сюзанн Сандфор выложена куча видео с отсылками к настольным играм. Увлекаетесь?

СБ: Ну, не то, чтобы увлекаемся — сказать так было бы неправдой. Просто нас интригуют различные субкультурные феномены, вроде Magic: The Gathering и тому подобные штуки. К тому же мы давно хотели создать оммаж «Top Trumps» (коллекционная карточная игра 1968 года, — прим. RS), тому, чем мы увлекались, будучи детьми в начале восьмидесятых.

ТБ: Да, мы собирались сделать то-то подобное с тех пор, когда нам было лет по 15-16. Вроде карт с диджеями с характеристиками типа самый высокий BPM, авторитет или количество выпущенных пластинок. Сейчас, кажется, кто-то уже их выпустил. Мы планируем сделать аналог «Top Trumps» с собой и своими друзьями — для внутреннего пользования, конечно, но на это все никак не хватает времени. К тому же это довольно рисково — можно ненароком кого-нибудь обидеть.

 

Röyksopp

Концерт группы состоится 17 июня в московском клубе Stadium Live.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно