• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Феномен Myrkur: кошмары, никельхарпа и блэк–метал

23 Сентября 2017 | Автор текста: Евгений Мяленков
Феномен Myrkur: кошмары, никельхарпа и блэк–метал

Myrkur by Daria Endersen


© Дарья Эндерсен

Мизогиния (или презрительное отношение к женскому полу), в последние годы обличаемая многими отечественными журналистами и блогерами (преимущественно женского пола), не идет ни в какое сравнение с максимально уродливой проекцией этого явления в мире блэк-метала. 32–летняя датчанка Амалия Бруун знает об этом не понаслышке – выпустившая 15 сентября под вывеской Myrkur второй альбом артистка на протяжении всего существования проекта продолжает вызывать агрессию у ортодоксальных поборников жанра. «Я устала от угроз моей жизни, – сообщила Бруун в январе прошлого года на своей фейсбук–странице, комментируя закрытие возможности отправлять ей личные сообщения. – Хотите верьте, хотите – нет, но это дерьмо довольно быстро перестает быть смешным».

В коммерческой музыке она уже 10 лет — Амалия появилась на музыкальных радарах в 2006 году с сольным поп-альбомом, записанным под руководством отца. Спустя 2 года ее R’n’B–трек «If You Give It Up» стал заглавной темой датской версии франшизы британского ТВ–шоу «Paradise Hotel» (русская версия – «Каникулы в Мексике» – прим. RS), а сама Бруун получила международную награду от Нью–Йоркской Авторской Группы (существующий с 1991 года авторитетный ежемесячный шоукейс, среди прочего в свое время давший толчок развитию карьер Норы Джонс, Ванессы Карлтон и Ланы Дель Рей – прим. RS) и переехала в Америку. «После того, как я посмотрела «Деток» (драма 1995 года режиссера Ларри Кларка – прим. RS), я сразу захотела переехать в Нью–Йорк, – рассказывала Амалия в одном из интервью. – Работать там официанткой и петь песни».

 


Позднее фильм Кларка сослужил Бруун еще одну службу – на почве любви к «Деткам» она сошлась со своим будущим бойфрендом Брайаном Хардингом, с которым познакомилась на концерте новозеландских инди–рокеров The Clean. К моменту образования парой альт–поп–дуэта Ex–Cops Амалия успела поездить по стране в составе The Minks (женской трибьют–группы The Kinks, – прим. RS), выпустить сольный ЕР и сняться в рекламе Chanel у Мартина Скорсезе.

«Мы просто говорили о музыке», – вспоминает Бруун знакомство со знаменитым режиссером, который лично проводил кастинг.

Обосновавшись в Бруклине, пара за 4 года существования Ex–Cops выпустила 2 сингла, ЕР и 2 альбома, в равной мере обласканные авторитетными музыкальными изданиями вроде Pitchfork и Spin и глянцевыми журналами. Продюсером последнего релиза группы, выпущенного в 2014 году «Daggers», и соавтором части песен выступил Билли Корган (с которым пара несколько раз выступала), в качестве специальных гостей в записи приняли участие Ариэль Пинк и LP.  Незадолго до разрыва в 2015 году группа вновь оказалась в центре внимания, поссорившись с «МакДональдсом», которые предложили музыкантам еду в качестве гонорара за выступление на фестивале SXSW. «Все, кроме них предлагали нам деньги, – рассказывает Бруун. – Мы поделились письмом [от «МакДональдс»] на фейсбуке, чтобы люди знали, как на самом деле выглядит музыкальная индустрия».


 


О том, что Амалия увлекается тяжелой музыкой широкой публике стало впервые известно в 2012 году – тогда Бруун в интервью небольшому блогу сообщила, что является «блэк–металлисткой в душе» и заслушивается норвежцами Kvist. Судя по всему, примерно в это время она начала работу над Myrkur – годом позже Хардинг уже рассказывал о том, что у Амалии есть свой сайд–проект, в котором «все по блэк–металу». «Не знаю, как она его называет, – делился в интервью Брайан. – Но я слышал пару демок, и они действительно круто звучат, супер–тяжелая музыка. Амалия правда увлечена всем этим норвежским блэк–металом, в котором я абсолютно не разбираюсь. Мне, вроде как, уже даже начинают нравиться гармонии и все такое, но, полагаю, она хочет заниматься этим проектом сама, так что я не буду лезть».

«Когда я был маленькой, то тоже слушала тяжелую музыку, но в основном это были хэви– и трэш–метал, – рассказывает Амалия в разговоре с RS. – В подростковом возрасте я открыла для себя блэк–метал и стала экспериментировать, совмещая его со скандинавской народной музыкой, что со временем и вылилось в этот проект».

Премьера первого трека Myrkur «Nattens Barn» состоялась в июле 2014 года на музыкальном портале Pitchfork – следуя классической блэк–металлической традиции, Амалия не раскрывала свою личность, оставаясь таинственной исполнительницей из Дании. Впрочем, анонимным проект оставался недолго – еще до официального заявления, появившегося в блоге Bandcamp в день выхода дебютного ЕР (сентябрь того же года – прим. RS), благодаря развернувшемуся в интернете детективному расследованию, все уже знали, кто прячется в «темноте» (именно так переводится с исландского слово «myrkur»: – прим. RS). В раскрывавшем тайну интервью Бруун сообщила, что изначально она не планировала показывать эти песни общественности, и для нее было достаточно сложно обнародовать проект.

Новость вполне предсказуемо вызвала волну негативных реакций со стороны блэк-метал-консерваторов. «Я не понимаю, почему кто–то из абсолютно другой части мира, – рассуждала Бруун в той же статье. – С абсолютно другой культурой может спрашивать меня, достаточно ли я скандинавка, чтобы писать музыку, которая [течет] в моих венах со дня рождения».

 

 

«Myrkur – сложный и противоречивый [проект], – прокомментировал ситуацию Рейнальд Яффе, менеджер Relapse Records, авторитетного американского рекорд–лейбла, специализирующегося на тяжелой музыке и подписавшего датчанку. – Она – не тот человек, что услышал Ulver и Burzum [всего] 18 месяцев назад; она выросла на этом и транслировала свою страсть в очень аутентично звучащую скандинавскую блэк–металлическую запись. Нелепо игнорировать великолепный релиз всего лишь из–за того, что он возник из необычного источника, ставящего под сомнение типичный нарратив».


Первое шоу Myrkur состоялось 4 июля 2015 года на датском фестивале Roskilde и прошло с размахом – в концертной версии сольный проект Бруун превратился в группу из девяти человек. «У меня большие амбиции в том, что касается звука, – говорит Амалия, помимо которой (гитара/вокал) на сцене присутствовал почти полный состав группы Nidingr: гитарист Мортен Иверсен (известный под именем Телох участник Mayhem и Nidingr), ударник Ойвинд и бас–гитарист Сир, а также пять девушек из норвежского женского хора. – Мой менеджер сказал мне что–то вроде «Ты сошла с ума». А я продолжала добавлять людей. [В итоге] нас было девять человек, все летели из Осло, и все жили в отеле. Я точно не собиралась на этом заработать»
.

В июле же состоялись и последние живые выступления Ex–Cops – давно живущие в разных странах Брайан и Амалия, не делая громких заявлений, поставили проект на паузу вскоре после выпуска сингла «Pumpkinland demos». Пластинка была записана на студии Билли Коргана, совместные июньские концерты с которым были отменены, по всей видимости, из–за подготовки к дебюту Myrkur. Сейчас инстаграм–аккаунт Ex–Cops периодически обновляется ностальгическими материалами, а Брайан занят сольным проектом Blond Ambition (действительно ли это отсылка к Бруун, точно неизвестно).

 


21 августа того же года вышел записанный в Осло полноформатный альбом «М», на котором Бруун продолжила качественно развивать свой фирменный микс из классического блэк–метала, скандинавских фолк–мотивов, этериальных и экстремальных вокальных партий. Пыл интернет–троллей несколько поутих, когда стало известно, что над записью Myrkur работают авторитеты жанра: кроме сопродюсера Кристофера Ригга (Ulver) и входящих в состав лайв–бэнда Телоха и Ойвинда Мюрволла, к «М» приложили руку Хавард Йоргенсен (Satyricon, Ulver) и Крис Амотт (Arch Enemy). Впрочем, комментарии в духе «Ты должна умереть. Ты корпоративная шлюха и супермодель» вперемешку с «У меня есть все твои записи, я хочу нюхать твои ноги» со страниц артистки никуда не делись.


«Меня не особо волнует, что думает обо мне какой–то безликий безымянный незнакомец, – стоически говорит Бруун. – Люди, которых я действительно уважаю – например, Крис, Телох и все другие музыканты, с которыми мне приходится работать, все так же уважают меня».

Активную гастрольную деятельность Myrkur развернула весной 2016 года – после европейского тура с американскими пост–металлистами Deafheaven она отправилась в США, где отыграла 13 шоу на разогреве несколько лет назад выдворенных из России поляков Behemoth, после чего приняла участие в ряде крупных европейских фестивалей.

«Все, что я ищу в музыке – это искренность и честность, – делится впечатлениями о совместном туре лидер польской дэт–метал группы Адам «Нергал» Дарский. – Меня не волнуют определения того, что считается «настоящим» блэк–металом. Что такое вообще, черт побери, «настоящий»? В любом случае, у Myrkur есть настоящий талант».

 

 


Спустя год после выхода дебютного альбома свет увидел акустический релиз с красноречивым названием «Mausoleum», записанный в гробнице норвежского скульптора Эммануэля Вигеланда в Осло, где ранее также были записаны некоторые вокальные партии для «М». «[Там] холодно. Очень холодно. Темно, – смеется Бруун. – И ты можешь услышать биение своего сердца, потому что там есть своя естественная 11–секундная реверберация. В этом месте можно добиться абсолютной тишины – кроме того, что ты записываешь».

 

По возвращению домой накопившееся напряжение вылилось для Амалии в ночные кошмары и приступы сонного паралича. В попытке справиться с терзавшими ее образами («Я боялась спать»), Бруун стала записывать и анализировать все, что являлось ей во снах. Пугавшие ее символы, животные и архетипы вкупе с мотивами норвежских сказок, мифологии и фольклора стали основной для нового релиза, вышедшего 15 сентября второго полноформатника «Mareridt» (дат. кошмары – прим. RS). На спродюсированной Рэндаллом Данном (Earth, Marissa Nadler, Sun O))), Boris) записи Бруун, не придерживаясь четко ни одного жанра, в близких к идеальным пропорциях сочетает уже знакомые ингредиенты: классический блэк–метал и скандинавский фолк (исполняемый ей на никельхарпе, мандоле и скрипке), аккомпанирующие равно впечатляющим чистым и экстремальным вокальным партиям, а также предпринимает осторожные вылазки в сторону дума («The Serpent – мой любимый трек на этом альбоме»).

 

 


Мы созваниваемся с Амалией за неделю до выхода альбома – певица проводит время за городом, в доме, принадлежащем ее дяде. «Все более–менее в порядке, – звонко рассказывает Бруун. – На сегодня у меня запланированы уроки по выпечке».

Несколькими днями ранее Бруун вернулась из очередной успешной поездки в Америку, где, кроме нескольких сольных шоу («мой первый нью–йоркский концерт в качестве хедлайнера!»), вместе с той же Челси Вулф она выступила на авторитетном фестивале «Psycho Las Vegas», лайн–ап которого возглавлял ее соотечественник King Diamond. «Незадолго до этого я записала кавер–версию на его «Welcome Home», – рассказывает Амалия. – Мы встретились за кулисами и немного поболтали – он был очень дружелюбен и уделил мне чуть больше времени, чем другим, поскольку я датчанка. King Diamond имеет огромное значение для каждого метал–музыканта в Дании».


Несмотря на все приложенные лейблом усилия по обеспечению безопасности, релиз, тем не менее, успел просочиться в сеть незадолго до нашего разговора. В то время как некоторые хип–хоп артисты спокойно реагируют на подобные происшествия, отмечая, что сейчас в музыкальной индустрии деньги зарабатываются другим путем, Амалии, по всей видимости, говорить об этом крайне неприятно.  «Слово «утечка» само по себе несет негативный смысл, – резко комментирует ситуацию Бруун. – Я категорически против».

За некоторое время до этого в сеть преждевременно попал и другой релиз, «Hiss Spun» американки Челси Вулф, которая приняла участие в записи «Mareridt» и не понаслышке знакома с сонным параличом, которому посвятила альбом «Abyss». «Мы общались некоторое время, и решили попробовать писать музыку вместе, – рассказывает Амалия о треках, записанных совместно с Вулф. – Все получилось очень естественно».

«Честно говоря, когда она попросила меня поучаствовать в работе над некоторыми песнями, предложение меня заинтересовало, – делится Челси. – Но, когда пришло время, я оказалась так погружена в работу над своим собственным альбомом, что засомневалась, смогу ли дать [Амалии] хоть что–нибудь. У нее уже была куча идей, так что я просто помогла придать некоторым вещам нужные направления, привнесла несколько гармоний и вокальных партий, а основную работу проделала она сама».
Вместе Вулф и Бруун составили фактически «команду мечты» для любителей тяжелой альтернативной музыки, которые грезили о совместных материалах нуарных исполнительниц чуть ли не раньше момента их первой встречи.  В «Mareridt» вошло два коллаборационных трека – звучащий очень в стиле Челси «Funeral» («Мне больше нравится акустическая версия, – делится Вулф) и доступный на расширенном издании «Kvindelil», в котором уже доминирует Амалия.

«Kvindelil» – старое датское слово, означающее “маленькая женщина», – рассказывает Амалия. – Песня основана на христианском гимне, гласящем «маленькая женщина, твоя вера велика» (эти строки на датском можно услышать в начале трека), и посвящена репрессивным взглядам на женщин со стороны религии и тому, как героиня им противостоит».

 

 

По словам Бруун, лично ей в религиозном плане наиболее интересными представляются поклонение природе и традиционное нордическое язычество, существовавшее на ее родине в дохристианскую эпоху.  В детстве она была заворожена мифологией северных стран, которую им преподавали на части уроков истории. «В школе нам рассказывали о норвежской мифологии, но не как о религии, а как о части истории, - рассказывает Амалия. – Так что я выросла, веря в нее как историю. Мне нравилась эта мифология, и я полагаю, что мое мировоззрение частично основано на ней: то, как я воспринимаю сущность женщин и богинь. Саги также находят во мне, как северном европейце, отклик. Даже в то время, как мы являемся частью современного общества, существуют определенные вещи, которые мы в действительности не можем объяснить. Вроде того, откуда берется наша идентичность и что значат наши корни. Разобраться в этом мне немного помогла мифология».


При первом же взгляде на треклист альбома в глаза бросается легкость, с которой Амалия переходит с одного языка на другой. «Все дело в интуиции, – объясняет певица. – Я не то, чтобы планировала, будет ли тот или иной трек на английском или датском. Все они – о моих кошмарах, которые действительно снились мне, так что основную роль здесь сыграло общее ощущение от сна и то, какой язык лучше подходил для его выражения».

11-трековый сеанс экзорцизма завершает двухминутный трек «Bornehjem» (дат. сиротство), в котором искаженный до детского голос Бруун шепчет под ритуальные хоралы о своей борьбе с демонами. «Повествование идет от лица девочки, которая вынуждена жить фактически двойной жизнью, – объясняет Амалия. – С одной стороны, можно подавлять воспоминания о том, что происходит с тобой в юности, но с другой – внутренние демоны все помнят и жаждут возмездия».


Myrkur

Новый альбом «Mareridt» доступен в iTunes


ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно