• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Бенджамин Клементин: «Безумие – дело рук Бога»

7 Ноября 2017 | Автор текста: Евгений Мяленков
Бенджамин Клементин: «Безумие – дело рук Бога»

Бенджамин Клементин


© Craig McDean

Уже 13 ноября в московском клубе «Известия Hall» состоится концерт британского поп-авангардиста Бенджамина Клементина, ранее уже посещавшего Россию в рамках «Пикника Афиши». У рослого поэта, часто выступающего босиком, есть решительно все, чтобы стать героем романтичных любителей безопасной экстравагантности: умеренно сложная музыка, повышенная театральность, легкая эпатажность в имидже и история, достойная фестивального фильма. Так, Клементин, младший ребенок в семье, самостоятельно занимался игрой на фортепьяно, в шестнадцать лет бросил  учебу, а в девятнадцать, после ссоры с родственниками (его родители развелись несколькими годами ранее), очутился на улицах северного Лондона, а затем и Парижа, где после визита в Базилику Сакре-Кер стал уличным музыкантом. Дальше – неминуемый после стольких лишений успех: выступления на фестивалях, знакомство с французским бизнесменом, свой мини-лейбл, контракт с Capitol, Virgin EMI и Barclay, награда «Mercury Prize» и два альбома – в Москве Клементин представит вышедший в конце сентября опус «I Tell A Fly». Незадолго до визита музыканта в Россию, RS созвонился с Бенджамином, чтобы обсудить происходящее в мире и его любовь к поэзии.

Качество связи оставляет желать лучшего – низкий голос Клементина, пребывающего в Лондоне, с трудом прорывается через помехи конференц-связи, установленной его парижским агентом. «Я верю в силу слов, — еле разборчиво доносится из динамиков — мы пытаемся обсудить определение его песен как прежде всего поэзии. – Для того, чтобы двигаться дальше, мне нужно больше уделять внимания словам. Все мои кумиры так делали».

Как ты считаешь, способность воспринимать поэзию – это нечто приобретаемое?

БК: Мне кажется, все зависит от того, что читаешь и имеющегося опыта. Мне повезло, что у меня была возможность познакомиться с поэзией и установить с ней связь. Сейчас она становится модной и зачастую современные поэта делают акцент на звучании, а не на словах. Для меня это бессмысленно. С другой стороны, поэзия – это вид искусства, и, несмотря на то, что люди хотят все понимать, в этом случае это необязательно – иногда искусство создается не для того, чтобы быть понятым. Мой альбом «I Tell A Fly» — это безусловно поэзия, хотя я этого и не говорил – об этом говорят люди. Для меня важным является то, как можно использовать язык для выражения чувств, истории.

А как насчет способностей к музыке? Это врожденное или тренируемое качество?

БК: Зависит от того, чем именно в музыке занимаешься. Вообще, быть артистом – это значит быть человеком. Я не могу рассказать, о чем ты думаешь, я лишь могу рассказать о себе. Я люблю то, чем занимаюсь. Я просыпаюсь с утра с новыми идеями, которыми хочу поделиться с людьми, которые хотят их слушать. Кто-то из философов сказал: «Когда идея – всего лишь идея, она прекрасна; когда же идея попадает в мир, она становится уродливой». Штука в том, чтобы приблизить идеи, которые мы воплощаем в мире, к изначальной идее.  

Рецензия RS на альбом «I Tell A Fly»  

Я знаю, что ты собираешь свой собственный словарь. Поделишься последними интересными находками?

БК: Да, у меня есть свой словарь – сейчас я как раз использую его, работая над новыми вещами. Я стараюсь постепенно расширять его – читаю новые книги, но пока что я сконцентрирован на своем новом материале. Так что будет лучше, если ты задашь этот вопрос месяцев через шесть – тогда я смогу ответить.

Когда я в первый раз прослушивал «I Tell A Fly», альбом в целом вкупе с пассажем про «Alien Of Extraordinary Ability» (вид визы США, в основном применяемая к деятелям искусства – прим. RS), вызвал у меня сильные ассоциации с Дэвидом Боуи. Ты думал о нем в процессе написания материала?

БК: Нет, о нем я не думал. Я не очень знаком с его музыкой – знаю только, что он умер и многие его любят. В будущем обязательно его послушаю, но сейчас на это просто нет времени.

Упомянутый мной тип визы иногда называют «визой для гениев». Ты считаешь себя гением?

БК: Знаешь, я немного завидую гениям, их безумным практикам. В этом плане я называю себя веществом-разделителем (термин в хроматографии, простом и универсальном методе разделения и определения состава сложных смесей – прим. RS). Ну а если люди меня называют гением – почему бы и нет. В то же время они могут повернуться и назвать гением глупца – все зависит от людей, которые любят давать всему определения. Мне это неинтересно.


 

Недавно ты написал в твите, посвященному всемирному дню психического здоровья, что «безумие божественно» и является «божьим даром».

БК: Да.

Тебе не кажется, что безумие безумию рознь? Взять, например, стрельбу в Лас-Вегасе.

БК: Я все равно считаю, что безумие – это божий дар. Даже в случае Лас-Вегаса. А откуда же оно, по-твоему, взялось? Я думаю, что знаю, откуда – от Бога. Одни дети рождаются слепыми, другие — безногими, третьи – настолько глупыми, что не могут сложить один плюс один. Все это – божий дар.

Ты считаешься себя больше религиозным или духовным человеком?

БК: Ни тем, ни другим. Я считаю себя человеком, артистом, который творит значения и пытается понять мир. Я пишу музыку о том, что я не понимаю, но, надеюсь, когда-нибудь пойму.

 

Бенджамин Клементин

Выступление британского артиста состоится 13 ноябре в московском клубе «Известия Hall»

 Дискография Клементина доступна в Apple Music  

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно