• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

ПроявленияМУЗЫКА

Billboard. И чарт с ним

15 Июня 2007 | Автор текста: Настасья Частицына
Billboard. И чарт с ним
Billboard. И чарт с ним

© Михаил Чернов, www.rollingstone.ru

В Россию пришел Billboard — журнал не столько о музыке, сколько о деньгах, или, если хотите, о музыке денег.

«Библия музыкальной индустрии» — сказано на обложке первого, апрельского, номера журнала Billboard. Нужно быть безумцем либо оптимистом, чтобы издавать журнал о том, чего у нас нет. Музыкальный бизнес в России, безусловно, существует, но слово «индустрия» к нему вряд ли применимо. Для начала — сложившаяся в России бизнес-модель никак не вписывается в стандарты, установленные «Биллбордом» за его столетнюю историю. Если представить себе, что русский Billboard взялся бы объективно освещать происходящее в отечественном шоу-бизнесе, то все его сто двадцать восемь полос должны быть заполнены интервью с пиратами и аналитическими статьями типа «Быстрое восстановление бизнеса после рейда» и «Обзор рынка носителей эконом-класса». Именно пиратские продажи, поскольку на них приходится восемьдесят шесть процентов объема рынка, должны стать основой формирования чартов. Хотя флибустьеры лотка не расположены раскрывать свои коммерческие тайны. Исполнителям же до продаж дела нет, точнее — продавцам до исполнителей, поэтому у музыкантов свой маленький бизнес, и если основываться на нем, российские чарты строго разделились бы на две основные группы — «Чес» и «Корпоратив». Приятным дополнением стал бы хит-парад провинциальных вещевых рынков — сколько недель в ротации продержалась группа «Фактор-2» или хит Варвары Комиссаровой «Алло ку-ку».

Таким был бы страшный, но справедливый журнал о «музыкальной индустрии». Но принять мрачную реальность не готов никто — ни читатель, ни издатель, ни музыкант. Все хотят делать хорошую мину при плохой игре. И Billboard в этой игре взял на себя роль миссионера, призванного нести свет цивилизации в темное царство чеса и контрафакта, а заодно и объяснить, что людей кушать нехорошо. Первый блин вышел, как положено, комом, со всеми традиционными ошибками, присущими любому первому номеру. Самой досадной из них стала статья об Александре «Рикошете» Аксенове, в которой он назван Алексеем. Тут можно вспомнить только записные книжки Ильи Ильфа — «Держали двадцать корректур, и все равно на титульном листе было напечатано: Британская энциклопудия». Чтобы показать, что мы тоже не лаптем деланы, первый выпуск посвящен русскому хип-хопу. Надо сказать, что в российском музбизе всего четыре заметных сегмента — попса, шансон, хип-хоп и агонизирующий рок. Прочими жанрами, изгнанными из эфира, можно пренебречь. Если Billboard будет и дальше выпускать тематические номера, то его хватит еще на три месяца. При этом в четвертом номере обещан русский чарт. Не хочется думать, что это будет запланированный завершающий аккорд в истории русского издания.

Между тем журнал достоин всяческих похвал. Писать серьезно о несерьезном (ну кто воспринимает наш шоу-бизнес всерьез?) — задача нелегкая, но Billboard с ней справился. Нынче принято считать, что умственных способностей читателя хватает только на разглядывание картинок и что «многа букаф» он «ниасилит». Редакция журнала о своих читателях лучшего мнения, и это само по себе приятно. Статей, опубликованных в первом выпуске, хватило бы на несколько изданий, и, что особенно ценно, большинство из них написаны российскими авторами и посвящены местному рынку. Обзор русского рэпа поражает воображение обстоятельностью — титанический труд, на который способны только искренние поклонники этого жанра или суровые профессионалы. Найдет ли журнал двадцать пять тысяч таких же серьезных и терпеливых читателей? Будем надеяться: в конце концов, человечество не безнадежно.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно