• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

ПроявленияКНИГИ

Mediasapiens. Трансформеры

19 Ноября 2008 | Автор текста: Настасья Частицына
Mediasapiens. Трансформеры
Трансформеры

© Михаил Чернов, www.rollingstone.ru

Rolling Stone о том, как освещали СМИ вооруженный конфликт в Южной Осетии

От августа ничего хорошего ждать не приходится, и он традиционно принес беду. Разбираться в причинах и следствиях осетино-грузинского конфликта, повлекшего за собой человеческие жертвы, - дело аналитиков. Обыватель столкнулся совсем с другой проблемой: как жить, если объективной реальности не существует?

То, что устроили средства массовой информации (представители обеих враждующих сторон), объяснению поддается, но от этого не легче. Если раньше можно было посмотреть новости из разных «лагерей» и соскрести с краев хоть что-то, чтобы получить более-менее понятную картину происходящего, то сейчас аудитория осталась ни с чем. В остатке - ноль. Очевидно только одно: на информационном поле сошлись пропагандистские машины, этакие огромные роботы, которые лупят друг друга дубинами. Чем активнее каждая из противоборствующих сторон пытается завести публику, тем меньше хочется верить в боевые вопли. Может быть, не надо было так кричать? Все смотрели «Хвост виляет собакой» и «Абсолютную власть», а теперь получили возможность в реальном времени увидеть, как подобные вещи делаются на самом деле. Гуляющая по сети фотография биллборда канала Fox со слоганом «We deceive. You believe» оказалась единственным честным комментарием к происходящему, хотя Fox имел в виду нечто иное.

Сделав вывод о том, что официальные источники заняты выяснением своих корпоративных отношений, куда может обратиться в поисках истины мелкая человеческая единица? Да, у нас остался Интернет. Там полно людей, и среди них есть очевидцы и участники событий. Так было всегда: когда взорвался поезд в московском метро, когда затопило Новый Орлеан, - но только не в этот раз. В первые дни конфликта блогосфера не принесла ничего, кроме еще большего количества фантастических историй в жанре «ужоснах», сомнительного происхождения фотографий и пламенных речей сетевых политологов. Они вообще в экстремальной ситуации оживают и начинают командовать воображаемой армией, не вставая с дивана. Диванные наполеоны. Война в их изложении приобрела совершенно фантасмагоричный характер: противостоящие стороны у них вооружены исключительно ножами и топорами. Чувствуется, что люди долго играли в «Might And Magic». Когда пыль улеглась, а пыл слегка остыл, по крупицам стали собирать свидетельства очевидцев. Но очевидцами, по странному стечению обстоятельств, оказались в основном журналисты, и увы, веры их рассказам не больше, чем официальным источникам: все тот же взвинченный тон и истории о «горах трупов». Потом эти горы несколько уменьшились в размерах: не потому, что жертв оказалось меньше, а потому, что просто не видели. По одну сторону баррикад - рассказ о сожженной церкви (в доказательство прилагается фотография обгоревшего жилого дома). По другую сторону - «российские мародеры» с сиденьями от унитазов и золотыми вилками. В конце концов одна и та же фотография старика, встречающего (провожающего?) войска, стала кочевать из одного лагеря в другой - но с разными подписями. Весьма вольное обращение с тем, что по наивности можно называть «правдой», а с некоторыми поправками - «объективной информацией», привело к одному выводу: главная война происходит здесь, в головах, а вовсе не в Южной Осетии. Пока там обстреливали Цхинвал из «градов», наш мозг бомбардировался с помощью куда более совершенного и разрушительного оружия.

Кто владеет информацией, тот, понятное дело, владеет миром. С 1976 года, когда Томас Рона ввел в обращение термин «информационная война», технику ее ведения довели до совершенства. И в этой войне проигравшие всегда мы -аудитория, публика, человеческие существа. Кто выиграл? Только не СМИ. Потому что теперь телевидение, газеты и даже Интернет в качестве источника информации не воспринимаются. Выключить и забыть. Вся надежда на голубиную почту, божественные видения и потусторонние голоса. Теперь только в сумеречной зоне можно спокойно подумать головой. Потому что нет правды в СМИ, но нет ее и в блогах.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно