• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Герман Виноградов: «Я не мессия, у меня свой маленький лес»

13 Апреля 2010 | Автор текста: Дмитрий Быков
Герман Виноградов: «Я не мессия, у меня свой маленький лес»

Герман Виноградов


© www.youtube.com

«Вы только, пожалуйста, не пишите, что тут всюду кастрюли, – просит меня полуголый Виноградов, задумчиво покручивая бороду. –Потому что как раз кастрюль-то и нет». Приглядевшись, между свисающих с потолка, словно лианы, труб и трубочек я различаю много других металлических предметов, тускло поблескивающих в электрическом свете бывшей коммунальной квартиры: пропеллеры, котлы, давно обездвиженные двигатели. Среди них, осторожно переступая, будто цапли, передвигаются немногочисленные гости, оглядываясь кругом с диковатым выражением на физиономиях. Может показаться, что они контужены - и впечатление будет отчасти верным.

Несколько минут назад эти люди стали свидетелями традиционной, но всегда поражающей мистерии, которую Виноградов уже четверть века устраивает по воскресеньям в своей удивительной квартире на Земляном валу. Он гостеприимно усаживает знакомых и незнакомых ему людей в прихожей, ласково предлагает им чаю, выключает свет – и затем оглушает их музыкой сфер или, по его определению, «небесного леса», сопровождая щебечущий звон и гармонически выверенный скрежет и гул ударами в бубен, вспышками огня, всплесками воды и пением.

«Сегодня зрителей было немного, их вообще мало в последнее время, - Герман, облачившись в синего цвета хламиду, усаживается передо мной с чаем в руках. – Я же не делаю рекламы, приходят только те, кто знает, приводят друзей-знакомых. Мне так легче: те, кто уже видел, настраивают новичков на нужную волну, объясняют, что те могут здесь испытать, и правила поведения пересказывают. Например, надо обязательно разуться: уже это дает понять, что человек пришел сюда не пиво пить, а воспринять нечто другого плана».

Эти своеобразные концерты, на которых перебывали не только деятели заковыристого арта, но и известнейшие персонажи, от Софии Губайдуллиной до Аллы Пугачевой, называются «бикапонией». Слово это происходит, в свою очередь, от «бикапо» (ударение на последнем слоге), которое, в свою очередь, ничего не означает – это слово из виноградовской стихотворной зауми, но за ним, как и за «дыр бул щыл» футуристов, стоит огромнейшая концепция, которой Герман не устает следовать в своей поистине бурной деятельности.

Андрей Бухарин об альбоме Бикапо «Окна небесного леса»

Выучившись на архитектора, Виноградов участвовал во множестве творческих объединений в самых разных качествах. «Меня называют перформансистом. Вечно вешают какие-то ярлыки. Я могу с тем же успехом назваться музыкантом, или архитектором, или поэтом, или режиссером, или художником. Я параллельно всем этим занимался. Но в какой-то момент все соединилось в мистерии бикапо, где много моих навыков присутствует одновременно».

Навыков в Виноградове намешано по-ренессансному щедро. Начав действовать еще на заре восьмидесятых, он и по сей день отлично чувствует себя на самом острие современного искусства. Хотя услыхав это словосочетание, начинает супиться и остервенело крутит бороду, так что волосы вокруг рта превращаются у него в грозно торчащие шипы. «Я за современное русское искусство вообще не отвечаю, только за себя. Я не мессия, у меня свой маленький лес». Такая позиция не мешает художнику появляться со своими перформансами на большинстве фестивалей, проходящих на «Винзаводе» и в прочих модных галереях, и даже на телевидении, где Виноградов был замечен в таких сюрреалистических передачах, как «Большая стирка» и «Секс с Анфисой Чеховой». Там он занимался одним из самых любимых своих дел: рисовал горючими жидкостями картины на оргалите, а затем поджигал их паяльной лампой, пристроенной на причинном месте. Но о своих коллегах по цеху Герман говорит немного через губу.

«Я вспоминаю, как в Перестройку весь андеграунд был свален в одну кучу. Так или иначе, его самые заметные представители были связаны с группой «Эрмитаж», в которой участвовал и я. Было среди них несколько человек, которые с появлением в их жизни аукциона Sotheby's объявили себя вдруг главными концептуалистами. Сидели как-то на кухне и решали, кто же поедет на фестиваль «Манифеста» в Роттердам. Решили, что должен Олег Кулик ехать. Ну, он поехал, укусил там кого надо, вызвал резонанс. И вся большая куча рассыпалась на много маленьких. Как по мне, так после этого резко снизился градус гениальности».

Сам Виноградов если и снижает какие-то градусы, то они относятся лишь к температуре окружающей среды. На входной двери и по всей бикапонической квартире художника расклеены портреты русского учителя жизни Порфирия Иванова, чей лик часто соседствует с игрушечными дедами морозами. Два седобородых старца - главные виноградовские гуру. «Дед Мороз – это очень мощный дух. А учению Порфирия Иванова я стараюсь следовать максимально, оно для меня истинно. Голодаю время от времени, здороваюсь с людьми - какие-то очень простые, но важные вещи делаю. И, конечно, обливаюсь холодной водой».

Причем последнее порой происходит в не самых подходящих местах. Голого перформера, опрокидывающего на себя ведро ледяной воды и зычным голосом читающего стихи, видели то у мрачного здания на Лубянке, то в час пик на разделительной полосе Садового кольца. Для Германа это способ показать, что в мегаполисе существует еще одно, неведомое многим измерение. «Интересно реагируют менты. Я обливаюсь, они мимо едут и недоумевают: вроде все нормально, человек стихи ведь читает, так что и не скажешь, что хулиганит, потому что есть в этом какая-то правда глубинная, – и они просто проезжают».

Глубинная правда, по мнению художника, должна проявляться в страданиях, никак иначе. В Сети выложено несколько роликов, в которых голый Виноградов сигает в прорубь, так что над водой торчит одна только лысая голова и громко, с неподдельным выражением читает оттуда стихи. Камера при этом мелко трясется - то ли от холода, то ли от чьего-то смеха. «Я смотрю на молодых художников – никто не хочет высоко прыгнуть. Им нужно только комфортной жизни. Купил билет, улетел в Гоа – получил один кайф. Купил билет, улетел в Париж - другой. У них нет желания преодолевать что-то, как в моем поколении. Раньше художник был герой, несущий свет истины. Сейчас никто не хочет такой жизни для себя. Должно быть приятно, артистично, легко и не очень затейливо. Чтобы было интересно, но не экстремально».

Свет своей истины Виноградов несет и в горизонтальном положении. Перформанс «Аэросани» заключается в том, что художника – разумеется, обнаженного – за ногу ассистент тащит по голой же земле. В руках волочащегося Германа ручная сирена, дикими завываниями которой он сопровождает действо. «Однажды мы делали «Аэросани» на могиле Малевича. Тогда был 30‑градусный мороз, снега по пояс, а сверху еще и наст. Можно сказать, что это был героический перформанс. Тому, кто меня тащил вокруг могилы, было очень трудно. А мне было очень – вся жопа и спина были содраны, я раны месяца полтора залечивал».

Не скрывая своего неудовольствия большинством модных арт-деятелей, Виноградов все же не замуровывается в собственном пространстве. Он активно сотрудничает с близкими по шаманскому духу художниками и музыкантами, а его саундтрек в стиле бикапо для сцены сна в своем знаменитом сериале использовала Валерия Гай Германика. И, удивительное дело, при традиционной для нашего андеграунда аполитичности, Виноградов оказался замешанным в один из самых уморительных политических скандалов последних лет. «У меня возникла идея анаграмм-перформанса. Люди стоят с буквами, составляющими какое-нибудь словосочетание, например, «ВЛАДИМИР ПУТИН». Потом они перебегают, и вы видите, что вдруг получается «ПРАВИТ МУДИЛИН». Так же было и с сочетанием «ЮРИЙ ЛУЖКОВ». Я напридумывал много разных вариантов: «ЖИВЛЮ РУКОЙ», «ОЙ, ЛЖИВ УРЮК» и прочее, в том числе «УКЛЮЖИЙ ВОР». И как-то это последнее словосочетание очень прижилось в народе, так что все и забыли, кто автор».

Герман Виноградов, 2010 год, фото Александр Ермилов (www.rollingstone.ru)

Не так давно в газете «Коммерсантъ» вышла статья о демонстрации против закрытия ЦДХ, где среди лозунгов был и «УКЛЮЖИЙ ВОР». В статье указывалось, что автор анаграммы – Виноградов. Столичный градоначальник незамедлительно подал в суд и на газету, и на художника, потребовав два миллиона рублей за обиду. Последствия могли быть самыми печальными, ведь московский мэр выигрывал до сих пор все дела о защите чести и достоинства. Но не в этот раз. «Правозащитники дали мне отличного адвоката, который последовательно разъяснил суду, что произведение искусства не может нести в себе оскорбление». Первый в мире суд против анаграммы закончился в ее пользу.

Сам необычайно энергичный, Виноградов называет себя исследователем энергий. «Ко мне в какой-то момент приходили люди из разных ведомств: из КГБ, главный московский психотерапевт приходил. И все спрашивали, как же можно использовать мою бикапонию в смысле воздействия на умы. Ведь я, вводя людей в транс, в какой-то момент пробуждаю в них витальную энергию, которую можно при желании направлять, как это делается порою на рок-концертах». По счастью, заниматься этим художник отказался, но витальная энергия рока заинтересовала его своей мощью.

Началось все с медитативных сейшенов с Алексеем Бортничуком из «Звуков Му», сопровождавшихся чтением собственных текстов. Затем более или менее естественным образом к дуэту присоединился и другой музыкант «Звуков», Александр Липницкий. Уже два с половиной года они выступают таким составом под названием «Гроздья Виноградовы», даря зрителя песнями о котиках и лисичках и обходясь принципиально без ударных - как и завещано в бикапо. «Не все, конечно, сразу въезжают, в чем тут дело. Некоторые думают, что где-то в шкафу прячется Мамонов. Но он оттуда все не выскакивает, так что постепенно публика привыкает».

Герман Виноградов в процессе перформанса, фото: YouTube 

На моей диктофонной записи слышно, как во все продолжение разговора позванивают бьющиеся на сквозняке друг о друга трубы. Вдруг Виноградов, умолкнув, вскакивает, бьет по ним, по железным листам, издающим громовый гул, достает невероятную металлическую конструкцию, которая вибрирует от приближения рук, и начинает горловое пение. Когда все бикапоническое хозяйство более или менее затихает, он, подергивая бороду, задумчиво говорит: «Можно было бы, конечно, и в Гоа уехать. Но зачем? Я же тут родился, мне надо русский холод зимой ощутить, в лесу голым побегать, в проруби искупаться, нырнуть и откровение какое-нибудь узнать. Я просто человек с Курского вокзала».

Бикапо

Альбом «Окна небесного леса» в продаже в магазине Ozon

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно