• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

ПроявленияМУЗЫКА

100 голосов, которые потрясли мир (10-20)

24 Мая 2010
100 голосов, которые потрясли мир (10-20)
James Brown

© www.rollingstone.com

Что делает певца великим?

Текст Джонатан Летем

Вы можете быть нелепым толстяком с заплывшими глазками или тощей высоченной брюнеткой с сигаретой в зубах - когда человек поставит на проигрыватель вашу пластинку, он в последнюю очередь будет думать о внешности поющего человека. Главное - это голос, который рождается где-то в животе, обрабатывается в вашей глотке и приобретает окончательную форму благодаря языку и губам. Пение в высшей степени напоминает страстный поцелуй, благо в процессе извлечения звуков из человеческого тела задействованы примерно те же самые органы. И пусть вы миниатюрная блондинка с огромными голубыми глазами или накачанный темнокожий великан - ваш голос может обмануть данную вам природой форму человеческого тела. Голос - это звуковая открытка, на которой изображен портрет вашей души, какой бы уродливой или прекрасной она вам ни казалась. Есть мнение, что певцы - самые красивые люди на планете, и с этим трудно поспорить. По крайней мере, в сознании миллионов людей черты их лиц и те баритоны, теноры и контральто, которые они извлекают из своих тел, зарифмованы раз и навсегда.

Отсчет сотни самых значительных певцов в истории поп-музыки начинается с конца пятидесятых, когда внешние данные и приверженность вокалистов каким-либо канонам пения постепенно стали отходить на второй план. Среди названных ниже имен есть и такие артисты, которые за всю свою жизнь не написали ни строчки. Есть вокалисты, которым для придания себе важности нужно было играть на неподключенной электрогитаре (не будем показывать пальцем, но мы знаем, кто это) или прятаться за барабанной установкой (этих вы знаете и сами). Ну и конечно же, многих главных певцов рок-эры использовали как дополнительный шумовой инструмент их же собственные группы, благо специалисты-звукорежиссеры еще не умели имитировать голоса. Так или иначе, перед вами сто имен, выбранных жюри, куда вошли представители музыкального бизнеса. Кто знает, каким был бы список, если бы он составлялся статистиками из финансовых отделов звукозаписывающих лейблов или австралийскими аборигенами (среди них тоже, наверное, встречаются великие певцы). Мы же имеем то, что имеем.

Джеймс Браун

Текст Игги Поп  

Для меня певец по имени Джеймс Браун был не просто исполнителем фанка, это был человек типа «три в одном». Его музыка вселяла в меня надежду, а как он орал на сцене! Крик вырывался из самой утробы и звучал как боевой вопль первобытного человека: «Я живой и кое на что еще способен!» Браун называл свои сценические движения « африканс ким способом контроля нервов ». Что тут говорить, он знал свое дело. Впервые я услышал Брауна на пластинке «Live At The Apollo». Я тогда работал в магазинчике, торгующем винилом. На этом диске довольно много известных сейчас песен, типа «Try Me» или «Lost Someone». Что действительно сносило мне башню - это то, насколько цельным было его выступление! Когда он входил в раж, это было подобно взрыву динамитной шашки. В «Lost Someone» есть один по-настоящему психоделический момент, как будто бы тебя накрывает опиатами: группа Джеймса медленно снижает темп, в конце концов играет всего два повторяющихся аккорда, а Браун повторяет снова и снова: «Я буду любить тебя завтра, я буду любить тебя завтра». И так до бесконечности. Джеймс был выдающимся музыкальным редактором. Помню, я сидел в машине и слушал «I Can't Stand It». Ни одной лишней ноты! Браун клал с прибором на запоминающиеся припевы, клал на мелодию. В его музыке все решал Мистер Рифф. Даже баллады всегда оставались на грани безумия. В его песнях нельзя обращать слишком много внимания на тексты. По большей части слова примитивны, но все они какие-то дикие, непричесанные, выбивающиеся из привычных канонов. Есть одна характерная, хотя и не очень известная баллада - «Mama's Dead» c альбома «Black Caesar ». Помню, она меня просто убила. В финале трека, когда Джеймс вываливает на тебя кучу своих проблем и жалоб, связанных со смертью мамы, он говорит: «Ну, у каждого из вас есть мать, так что все тут понимают, о чем я». Или в припеве «It's A Man's Man's Man's World» менее значительный артист спел бы: «Но все равно без женщины все в этом мире не имеет смысла!» Или же: «без девушки». Но никто не решился бы свести эти два слова в одной строке! Это не просто слова. Браун всегда пел просто и откровенно, в его песнях отражалась подлинная жизнь общества. Возможно, все дело в том, что «крестный отец соула» вырос в очень бедной семье. Его отец зарабатывал на жизнь тем, что работал в конторе, занимающейся переработкой древесных опилок в смолу. В общем, реальная нищета, выхода нет, хоть на улицу с ружьем иди. Но « к р е с т ный отец» встал на ноги и даже выбился в люди. В общем, Джеймс научил меня тому, что нельзя стоять на месте, разглядывая носки своих ботинок. Зачем тогда, скажите, вообще жить? В твоей судьбе должно постоянно что-то происходить, меняться. И как певец ты растешь и меняешься в соответствии с этим развитием. Так гораздо проще избавляться от энергии, которая разрывает твое тело на части. По мнению Джеймса, музыка является катализатором свободы, и все, кто серьезно вовлечен в этот бизнес, не могут с ним не согласиться. Вот почему Джеймс Браун называл себя «Soul Brother Number One», и ни у кого не хватало духу и яиц, чтобы это утверждение хоть как-то оспорить. Пусть только попробовали бы!

Родился: 3 мая 1933 года (умер 25 декабря 2006 года).

Главные песни: «I Got You (I Feel Good)», «Papa's Got A Brand New Bag», «The Payback», «Give It Up Or Turnit А Loose».

Наследники: Майкл Джексон, Слай Стоун, Принс, Джордж Клинтон.  

James Brown-The Payback by troula88

11 Пол Маккартни

«Маккартни напоминает мне импрессиониста, - признается Джеймс Тейлор, который наблюдал, как The Beatles записывали «White Album» в 1968 году. - Обычно Пол достигает удивительной мягкости и нежности, оставаясь при этом очень точным в воспроизведении нот». Несмотря на то что Маккартни может вполне успешно кричать дурным голосом (битловская «I'm Down» и его сольная «MaybeI'm Amazed»), в памяти он остается прежде всего как исполнитель баллад. «Что и говорить - в отличие от Леннона, Маккартни всегда делал людям красиво», - считает Тейлор.

Родился: 18 июня 1942 года.

Главные песни: «Yesterday», «Hey Jude», «Maybe I'm Amazed».

Наследники: Элтон Джон, Род Стюарт, Элвис Костелло.

The Beatles Hey Jude by leokelly3

12 Литтл Ричард

«Услышав «Long Tall Sally», я почувствовал, что потерял дар речи, - говорил Джон Леннон. - Мне не хотелось признаваться в том, что Ричард затмил для меня Элвиса, но это было действительно так». В детстве Ричард Пеннимен серьезно изучил манеру пения госпел-вокалистов: он пел в хоре мальчиков при церкви городка Макон. Со временем в арсенал Ричарда добавился фальцет, и как певец Литтл стал настоящим революционером в мире поп-музыки. «Хотел бы я, чтобы моя гитара звучала как его голос» - так говорил о Ричарде Джими Хендрикс.

Родился: 5 декабря 1932 года.

Главные песни: «Tutti-Frutti», «Good Golly Miss Molly», «Long Tall Sally».

Наследники: Джеймс Браун, Принс, Пол Маккартни.

Little Richard - Tutti Frutti by user7463463

13 Рой Орбисон

Том Петти называл своего соратника по Traveling Wilburys «возможно, лучшим певцом в мире», в то время как другой товарищ Орбисона по TW, Боб Дилан, полагал, что у Роя «голос настоящего преступника». Орбисону удалось найти баланс между разбитной вокальной манерой певцов рокабилли, глубиной Джонни Кэша и сексуальностью Элвиса Пресли. «Помню, он пел очень тихо, - вспоминает Селин Дион, гастролировавшая с Роем в качестве бэк-вокалистки. - Несмотря на это, я стояла в двух метрах позади него и буквально чувствовала, как меня пронизывает энергия».

Родился: 23 апреля 1936 года (умер 6 декабря 1988 года).

Главные песни: «Oh, Pretty Woman», «You Got It», «Only The Lonely».

Наследники: Брюс Спрингстин, Крис Айзек.

Roy Orbison - You Got It by thaibinhsuploadsforjmac

14 Эл Грин

Голос Эла Грина в одинаковой мере мог бы принадлежать и знойному секс-идолу, и романтику, ведущему интимный дневник. «Обычно темнокожие вокалисты стараются подавить слушателя в зале. Эл Грин не из таких, - считает Амир «?uestlove» Томпсон из The Roots. - Когда я оказывался на концертах Грина, ему требовалось минут сорок, чтобы войти во вкус». Томпсон лично спродюсировал последнюю работу Эла «Lay It Down». «Сила Грина в его скромности, - говорит Амир. - Хотя все знают, что этот человек способен на все».

Родился: 13 апреля 1946 года.

Главные песни: «Let's Stay Together», «Love And Happiness», «Tired Of Being Alone».

Наследники: Принс, Алисия Киз, Джастин Тимберлейк.

Al Green - Tired of Being Alone by musicfromthebook3

15 Роберт Плант

Роберт Плант с детства копировал манеру блюзменов Америки. «Когда я увидел Слипи Джона Эстеса и услышал его голос, - вспоминает Роберт, - то подумал, что хочу петь точно так же - инопланетно и в то же время страстно ». Обладая по сути женским тембром, Плант при этом задал уровень маскулинности, к которому до сих пор приблизились очень немногие. «Голос Роберта - настоящее чудо природы», - считает певица Элисон Краусс, вместе с которой экс-вокалист Led Zeppelin время от времени гастролирует.

Родился: 20 августа 1948 года.

Главные песни: «Dazed And Confused», «Immigrant Song», «Sea Of Love».

Наследники: Дэвид Ли Рот, Фредди Меркьюри, Аксель Роуз.   

Immigrant Song - Led Zeppelin by nicrix

 

16 Мик Джаггер

Профессионалы, идеально поющие с точки зрения техники, не понимают Мика Джаггера. В его вокальной манере слишком много всего смешалось: тут и особое понимание музыки, и сильная актерская составляющая. Порой Джаггер перевоплощается в героя песни столь глубоко, что люди приходят в полное замешательство. Возьмем для примера «Angie»: я никогда не слышал, чтобы он пел так, как в этой балладе, ни до, ни после. Лично мне нравится, когда Мик поет фальцетом - как в «Emotional Rescue» или «Fool To Cry». В брутальном духе Джаггер, впрочем, тоже работает здорово. Когда мы вместе трудились над песней «God Gave Me Everything» (для его сольника «Goddess In The Doorway»), партия Мика была предельно резкой. Помню, он даже текст не учил - просто проглядел его разок-другой. И мы записали все буквально с первого дубля. Джаггер - серьезный артист, на сто процентов посвятивший себя музыке. Однажды «роллинги» были в туре, и во время двухнедельной паузы мы встретились с Миком на Багамах: зависали вместе целый день, ходили на пляж, пили вино. При всем при этом вечером он нашел время, чтобы распеться под демо-кассету Stones - это его ритуал во время тура, чтобы всегда оставаться в форме. Известно же, что голос работает как мускул, который легко сорвать без правильной тренировки. Благодаря подобному подходу в свои шестьдесят пять лет Мик поет лучше, чем когда бы то ни было.

Текст Ленни Кравитц  

Родился: 26 июля 1943 года.

Главные песни: «Gimme Shelter», «Sympathy For The Devil», «Satisfaction».

Наследники: Джек Уайт, Стивен Тайлер, Игги Поп.

The Rolling Stones - Sympathy For The Devil by Barlip

17 Тина Тернер

«Я никогда не забуду тот момент, когда впервые увидела Тину на сцене, - говорит Бейонсе. - Для меня Тернер - это символ силы». Тина начала гастролировать почти полвека назад; ее прорыв оказался связан с кавером-версией «Proud Mary» Creedence Clearwater Revival, которая в 1971 году стала декларацией женской независимости. «По своей энергетике Тернер напомнила мне танк», - вспоминает Джон Фогерти. Со временем эмоции Тины как вокалистки только усилились. «Ее голос не поддается классификации, - говорит Мелисса Этеридж. - Тина Тернер - это страсть в чистом виде».

Родилась: 26 ноября 1939 года.

Главные песни: «Proud Mary», «River Deep - Mountain High», «What's Love Got To Do With It».

Наследники: Бейонсе, Мик Джаггер

Tina Turner - What's Love Got To Do With It [1984] by Tui Petra

18 Фредди Меркьюри

«Манеру исполнения Фредди копировали чаще, чем чью бы то ни было», - утверждает вокалист My Chemical Romance Джерард Уэй. Воинствующий хард-рокер, лихой рокабилльщик, исполнитель солнечного диско - с голосом в четыре октавы Меркьюри был хорош в любом образе. «Когда мы записывали «The Show Must Go On», парень едва мог ходить, - вспоминает Брайан Мэй. - Помню, я сказал ему, что работать в его состоянии нереально. «Не вопрос, дорогой», - ответил Фредди, хлопнул рюмку водки и спел так, что его бешеный голос до сих пор звучит у меня в ушах».

Родился: 5 сентября 1946 года (умер 24 ноября 1991 года).

Главные песни: «We Are The Champions», «Bohemian Rhapsody», «You're My Best Friend».

Наследники: Аксель Роуз, Джордж Майкл.

Queen - You're my best friend by eatsnbeats

19 Боб Марли

Если анализировать исключительно вокал Боба Марли, очень трудно понять, что сделало его одним из величайших певцов нашего времени и каким образом его голос стал достоянием истории. Марли пел о довольно сложных для понимания идеях, но облекал их в такие легкие, почти воздушные формы, что людям сразу хотелось напеть мелодию. Благодаря этому обстоятельству мессианский посыл Боба считывался предельно легко. С точки зрения профессионального певца, Марли пел абсолютно неправильно, у него не было никакой базы, но он обладал очень красивым тембром - лично мне его голос напоминает голос другого моего любимого вокалиста, Марвина Гея. Если бы у них был похожий акцент и они работали бы в одном и том же стиле, вы бы обязательно это почувствовали. Очень трудно отделить голос Боба от тех тем, на которые он предпочитал говорить со своими слушателями. С внутренней силой Марли и его уверенностью в собственных идеалах можно было бы при желании совершать государственные перевороты. Уровень великого певца заключается в том, чтобы люди принимали ту информацию, о которой они до этого и слышать не желали. В мире найдется масса людей, готовых заткнуть тебя, когда ты начинаешь говорить о мире и любви. Боб Марли сделал эту задачу делом своей жизни и вдохновил многих. Редко случается, когда вещи такой красоты и силы способны стать по-настоящему массовыми. В конечном счете голос Боба стал воплощением идей, которые объединяют угнетенных людей в самых разных концах земного шара.

Текст Дэйв Мэттьюз

Родился: 6 февраля 1945 года (умер 11 мая 1981 года).

Главные песни: «No Woman, No Cry», «Redemption Song», «I Shot The Sheriff».

Наследники: Боно, Лорин Хилл, Буджу Бантон.

11.Bob Marley - Redemption Song by BEMAL [sounds]

 

Продолжение:

100 голосов, которые потрясли мир (20-30)

100 голосов, которые потрясли мир (30-40)

100 голосов, которые потрясли мир (40-50)

100 голосов, которые потрясли мир (50-60)

100 голосов, которые потрясли мир (60-70)

100 голосов, которые потрясли мир (70-80)

100 голосов, которые потрясли мир (80-90)

100 голосов, которые потрясли мир (90-100)

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно