• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Александр Синицын — «Голос звездочета»

21 Февраля 2017 | Автор текста: Андрей Бухарин
ROLLING STONE:
Александр Синицын — «Голос звездочета»

Александр Синицын


© Снегири / Warner Russia

Есть такая категория артистов, которую я для себе называю на коэновский манер — «прекрасными неудачниками»- и которую нежно люблю: подлинных гениев и ярких индивидуалистов, творчество которых, несмотря на просто вопиющий талант, недовоплотилось в полной мере, а их профессиональные карьеры не сложились. Особо богата на такие тайные бриллианты наша отечественная новая волна 80-х.

И именно таким был Александр Синицын со своими студийными нью-вейв проектами «Отряд имени Валерия Чкалова» и «Союз композиторов», циркулировавшими в том же эстетском карассе, что и ранний «Оберманекен». Поэт, художник, фотограф, интеллектуал, мистик, он бы человеком удивительно широких интересов, который не вписывался ни в какие правила игры, даже во времена перестроечного расцвета советского подпольного рока, не говоря уже о жестких 90-х или, прости господи, заплывших жиром нулевых. Все, что осталось от него, умершего в нищете и безвестности, — это великолепная авангардная композиция «ВВС», озвучившая памятную сцену из культовой картины Сергея Соловьева «АССА» да компакт-диск 1992 года «Желтая волна» с шестью песнями под гитару и драм-машину, ставший в наши дни настоящим раритетом.

И вот Олег Нестеров, лидер «Мегаполиса», наконец осуществил свою давнюю мечту и подготовил подборку песен Синицына, которые удалось найти и оцифровать (в нее вошло и три песни из «Желтой волны»). Здесь нет электронного нью-вейва, это почти бардовские песни с сильным влиянием Серебряного века, датированные по большей части уже 90-ми годами и прекрасные той призрачной неуловимой красотой, что исчезает у тебя прямо в руках — как тающий легкий снег. Они очень разные, от куртуазного фламенко «Донья Иньез» и акустического рок-н-ролла «Ча ча рок» до частушки «Три окошечка» и полуминутной зарисовки «Я — арабский шейх». Главным же шедевром компиляции является, конечно, просто душераздирающая композиция «Звезды, звезды» — она из тех песен, что рождаются раз в десятилетие, а в наше время и вовсе невозможны уже по определению.

Понятно, что по большинство этих песен все равно это остается этакими маргиналиями, записками на полях, сделанными небрежной рукой человека, смотрящего «сон о чем-то большем». Одноименный магнитоальбом 1984 года, из которого взята «ВВС», блистательный образец русского нью-вейва, официально не издан до сих пор, а о других альбомных работах Синицына циркулируют только слухи. Что и говорить, все это так характерно для нашей страны с ее вечным беспамятством и хорошо отлаженным механизмом отрицательного отбора. Хорошо, конечно, что сейчас усилиями Олега Нестерова к забытой фигуре Александра Синицына привлечено общественное внимание, но и в то же время это показывает, что с такой чистой просодией у нас в стране взаимодействовать могут лишь, когда сам автор уже ушел в мир теней. Но прах к праху, как пел Дэвид Боуи в своей лучшей песне, — а вот Юрий Орлов, к примеру, из «Николая Коперника», жив себе и здоров. Берите и лелейте. И если что, могу еще несколько имен подсказать.

Александр Синицын

Альбом «Голос звездочета» доступен в Apple Music и на Яндекс. Музыке 

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно