• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Обзоры музыкальных CDМУЗЫКА

Radiohead «OK Computer»

13 Октября 2008 | Автор текста: Артем Липатов
ROLLING STONE:
Radiohead «OK Computer»
Radiohead «OK Computer»

EMI, 1997/ *****

Заглавная композиция с диска, который, как некогда считалось, «закрыл тему рока», в сам альбом не вошла. «Песня оказалась дрянная, - говорил гитарист Джонни Гринвуд, - зато название отличное». Запись, кстати, не пропала: Том Йорк и Гринвуд переделали ее, и под названием «Palo Alto» она появилась на синглах; но речь не о ней.
«OK Computer» - третий альбом группы; он стал ее прорывом на самую вершину. Не было в 1997 году пластинки, о которой бы говорили столь же долго и так же восторженно. Не очень понятно, рассчитывали ли Йорк и компания на такой прием - сам Йорк перед выходом альбома не раз говорил о том, что «OK Computer» могут воспринять как коммерческое самоубийство, что он не выглядит как поп-альбом, в нем нет песен о любви.
Спустя одиннадцать лет нам понятно, что этой пластинкой, записанной даже не в студии, а в доме актрисы Джейн Сеймур, Radiohead изменили рок-ландшафт, пройдясь по нему как бульдозером. «OK Computer» и впрямь был диском демонстративно некоммерческим, композиционное его решение было очень непростым, причем даже на уровне отдельных песен - взять хотя бы главный трек альбома «Paranoid Android». Невооруженным взглядом видно, что эта песня составлена из трех абсолютно разных кусков, которые друг в друга переходят совершенно невообразимым образом. Видимо, случаются моменты, когда ситуация меняется сама собой и песни, основанные на любимом романе Тома Йорка «Автостопом по Галактике» (именно оттуда взяты словосочетания «OK сomputer» и «андроид-параноик») становятся вдруг хитами. Некоторые критики даже проводили параллели между третьим диском Radiohead и пинкфлойдовской «The Wall»: по эпичности звучания и адекватности отражения эмоционального фона времени эти диски вполне могут стоять рядом. Непонятно, кстати, почему нынешние эмо не числят Йорка среди своих икон - исполнение написанной для «Ромео и Джульетты» База Лурмана «Exit Music (For A Film)» вполне укладывается в каноны жанра, да что там - покрывает собою весь жанр. Даже канонически балладная «Karma Police» - и та была с какой-то внутренней червоточиной, похожей на ту бензиновую лужицу, к которой в одноименном клипе подносили спичку.
Однако, перевернув рок-вселенную, Radiohead едва не попались на одну из главных ее уловок. Концертный сезон 1997-1998 годов они провели в изматывающих гастролях, к концу которых Йорк заработал жесточайшую депрессию, а группа едва не распалась. К чести музыкантов стоит сказать, что мир ловил их, но не поймал: Radiohead отправились в долгий отпуск, из которого вышли с новым материалом, ничуть не напоминавшим хиты 1997-го. Вот это уже действительно был шаг не вперед и не назад, а куда-то вбок. Но без «OK Сomputer» он был бы невозможен.

Слушать еще: «Pablo Honey», EMI, 1993 **** / «The Bends», EMI, 1995 *****/ «Kid A», EMI, 2000 **** /
«In Rainbows», XL, 2007 ****1/2

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно