• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Трек дняМузыка

Все песни группы The Smiths: от худших к лучшим

29 Августа 2017 | Автор текста: Роб Шеффилд
Все песни группы The Smiths: от худших к лучшим

The Smiths, 1985 год, Солфорд


© www.wrightphoto.co.uk

Тридцать лет назад The Smiths объявили о своем роспуске, и до сих пор мир продолжает горевать об их уходе с музыкальной сцены. В мире нет похожей рок-н-ролльной истории: в 1982 году Джонни Марр появился на пороге дома начинающего музыкального журналиста Стивена Моррисси и заявил: «Я пришел, чтобы создать величайшую группу в мире». 

Итак, перед вами список всех песен The Smiths. Семьдесят три песни расставлены в порядке от худшей к лучшей. Здесь вы найдете хиты и провалы, великолепные взлеты и неприятные падения. А также би-сайды, малоуспешные треки, каверы, песни, которые довели вас до слез и песни, которые спасли вашу жизнь. Хорошие, плохие и даже «Vicar in a Tutu». Все. Это амбициозный и окончательный, субъективный и полный путеводитель по дискографии английского коллектива. Он определенно станет причиной долгих споров.

Каждый поклонник The Smiths мог бы составить свой список (в этом-то и вся суть), поэтому если вы очень ранимы, то мы вас заранее предупреждаем: здесь небезопасно для вас. Кроме того, это своеобразный знак уважения творчеству Моррисси, Джонни Марра, Энди Рурка и Майка Джойса — манчестерской четверки, которая осуществила свою мечту и изменила мир. Да здравствует удивительный гений The Smiths!

73. «Accept Yourself» (1983)

За время своего короткого существования группа The Smiths написала множество блестящих песен, но композиция «Accept Yourself» кажется исключением. Безвкусный гитарный рифф, основанный на сингле дуэта Captain & Tennille «Love Will Keep Us Together», и размышления Моррисси типа «How do I feel about my shoes?» («Что я думаю о своей обуви?», — прим. RS) стали частью самой бессмысленной и неуместной записи коллектива. Призыв вокалиста «Accept yourself» («Прими себя», — прим. RS) можно лишь сравнить с попыткой Оззи Осборна дать уроки балета.

Моррисси игнорировал этот совет на протяжении всей своей замечательной карьеры, и благодаря этому музыкальный мир стал только лучше (даже если музыкант — нет).

Лучшая строчка: «I am sick and I am dull and I am plain» («Я грустный, и скучный, и некрасивый», — прим. RS).

 

72. «Barbarism Begins At Home» (1985)

Самая длинная песня The Smiths «Barbarism Begins at Home» длится около семи минут, и выражает либо сильное беспокойство группы по поводу проблемы жестокого обращения с детьми, либо глубокое отчаяние заполнить вторую часть альбома «Meat Is Murder». Попытка бас-гитариста Энди Рурка использовать технику слэпа для создания фанковой мелодии оказалась неудачной. Фанк всегда был чуждым направлением для манкунианцев.

Лучшая строчка: «A crack on the head is what you get for asking» («Они получают удар по голове за то, что задают вопросы», — прим. RS).

 

71. «Paint А Vulgar Picture» (1987)

Композиция «Paint А Vulgar Picture» звучит как нелепое нытье знаменитости и занимает слишком много места на прощальном альбоме коллектива «Strangeways, Here We Come». Моррисси выражает свое недовольство звукозаписывающими компаниями, «медийными подстилками», MTV и BBC. В 1990 году британский исполнитель Джордж Майкл выпустил сингл «Freedom! '90» — более успешную песню, которая передает истинную картину музыкального бизнеса.

Лучшая строчка: «The sycophantic slags all say / I knew him first and I knew him well» («Все льстивые ничтожества говорят: / «Я познакомился с ним первым и хорошо его знал», — прим. RS).

 

70. «Meat Is Murder» (1985)

В песне «Meat Is Murder» вокалист пытается вызвать у слушателей чувство жалости к коровам и к индейкам, но больше всего к английской рок-звезде, столкнувшейся с синдромом «второго альбома». The Smiths всегда носили звание одной из самых плодовитых музыкальных команд, однако группа была застигнута врасплох во время работы над второй пластинкой. Участникам коллектива недоставало одного трека для альбома, так что им пришлось на скорую руку написать гимн «Meat Is Murder». Несмотря на сентиментальный призыв к защите животных эта композиция остается торжеством непреднамеренной комедии. Перефразируем знаменитое высказывание Оскара Уайльда о произведении Чарльза Диккенса: Человек должен иметь каменное сердце, чтобы слушать песню «Meat Is Murder» без смеха. Моррисси и сегодня исполняет эту композицию вместе со своей аккомпанирующей группой и даже покидает сцену на короткое время, чтобы каждый заметил, что музыкант переживает тяжелые минуты.

Лучшая строчка: «Heifer whines could be human cries» («Надрывный рев коровы мог бы быть отчаянным криком человека», — прим. RS).

 

69. «Work Is A Four-Letter Word» (1987)

Когда участники The Smiths пришли на финальную студийную сессию в мае 1987 года, они переживали серьезный разлад. Все началось с записи кавера на песню британской исполнительницы Силлы Блэк «Work Is A Four-Letter Word», выпущенную в 60-х годах. Композиция повествует о праздном муже (идея Моррисси, конечно). «По правде говоря, это была последняя капля, — сердился Марр, — Я создал группу не для того, чтобы исполнять треки Силлы Блэк». Моррисси отметил: «Певица, сама того не зная, стала причиной распада группы, что определенно делает ей честь».

Лучшая строчка: «Loving you is driving me crazy / People say that you were born lazy» («Любовь к тебе сводит меня с ума / Говорят, что ты родился ленивым», — прим. RS).

 

68. «I Keep Mine Hidden» (1987)

Во время той же последней сессии участники группы наспех создали композицию «I Keep Mine Hidden» — последнюю совместную запись The Smiths. Но она уже не была похожа на работы манкунианцев в старые добрые времена: даже свист в самом начале кажется провалом. Это, наверно, самая неудачная последняя песня среди всех возможных последних песен великих музыкальных коллективов — по крайней мере, в два раза хуже трека The Beatles «I Me Mine». Следующая встреча Моррисси и Джонни Марра состоялась в зале суда спустя несколько лет. 

Лучшая строчка: «I'm a twenty-digit combination to unlock» («Чтобы открыть меня, вам придется разгадать двадцатизначную комбинацию», — прим. RS).

 

67. «Golden Lights» (1986)

The Smiths возродили изящный хит британской звезды Твинкл «Golden Lights», выпущенный в 1965 году. Участники коллектива пригласили для записи кавера свою подругу — британскую исполнительницу Кирсти Макколл. По непонятным причинам композиция была помещена в сборник «Louder Than Bombs» и заработала славу песни, ненависть к которой доставляет особое удовольствие поклонникам группы. Однако вам все-таки придется дать ей смягченную оценку хотя бы потому, что музыканты превратили популярную композицию в уморительную катастрофу. Моррисси назвал этот трек «забавным извращением», а Энди Рурк сказал более грубо: «Он похож на неудачную версию «Octopus's Garden».

Лучшая строчка: «You made a record and they liked your singing / All of a sudden the phone stops ringing» («Ты записал пластинку, и им понравилось твое пение / Но внезапно ты перестал получать от них звонки», — прим. RS).

 

66. «Back To The Old House» (1984)

«Back To The Old House» — акустическая элегия, посвященная теме детской чистоты и невинности. Уже после первых тридцати секунд песни вас начнет клонить в сон. 

Лучшая строчка: «When you cycled by / Here began all my dreams» («Когда ты приезжал сюда / Здесь рождались все мои мечты», — прим. RS).

 

65. «Death At One's Elbow» (1987)

Трек «Death At One's Elbow» написан в стиле лжезайдеко и представляет собой романтическое обращение к мужчине по имени Гленн (нехарактерное имя для текстов The Smiths; кого Моррисси имел в виду? Гленна Данцига? Или Гленна Кэмпбелла? А, может, Гленна Бранка?). Поклонники английского коллектива не отмечают ничего достойного в этой композиции, и здесь они, безусловно, правы. 

Лучшая строчка: «You'll slip on the trail of my sad remains» («Ты поскользнешься на моих злосчастных останках», — прим. RS).

 

64. «Money Changes Everything» (1986)

Участники The Smiths также писали инструментальные композиции. Трек «Money Changes Everything» стал би-сайдом сингла «Bigmouth Strikes Again». К сожалению, это не был кавер на одноименную композицию американской певицы Синди Лопер, которую она позаимствовала у американской панк-рок группы The Brains (хотелось бы послушать, как бы Моррисси с ней справился). Что касается денег, Джонни Марр передал музыку Брайану Ферри; последний добавил к ней слова и превратил ее в свой хит «The Right Stuff». 

 

63. «Well I Wonder» (1985)

В ранние дни существования коллектива Моррисси все еще учился чисто петь, и его попытка в песне «Well I Wonder» звучит ужасно. Среди всех треков первых трех студийных альбомов The Smiths только эта композиция никогда не исполнялась на сцене. 

Лучшая строчка: «Please keep me in mind» («Пожалуйста, не забывай меня», — прим. RS).

 

62. «The Draize Train» (1986)

Другая инструментальная композиция The Smiths носит название «The Draize Train». Многие поклонники группы провели теплые летние дни 86 года дома только для того, чтобы послушать этот трек. И причина тому ясна: «The Draize Train» была би-сайдом одного из самых лучших синглов столетия «Panic». Шотландская группа Franz Ferdinand позаимствовала из нее грув для своего главного хита 2000-х — песни «Take Me Out».

 

61. «What's The World» (1985)

The Smiths сделали кавер на песню манчестерской группы James «What's the World» (музыканты стали известны благодаря брит-поп диску «Laid», изданному в 1993 году). Последние выступали на разогреве легендарного коллектива во время тура в поддержку альбома «Meat Is Murder». Кавер-версия была записана во время выступления группы в Глазго и затем была включена в кассетную версию сингла «I Started Something I Couldn't Finish», чем вызвала большой интерес у коллекционеров. После того как The Smiths распались, James приобрели большую популярность и вдохновили Моррисси на создание кавера на композицию «We Hate It When Our Friends Become Successful».

Лучшая строчка: «I'm looking for some words to call my own» («Я ищу слова, которые мог бы назвать своими», — прим. RS).

 

60. «Oscillate Wildly» (1985)

Теперь мы переходим к хорошим трекам и оставляем все ужасные песни позади (сейчас мы улыбаемся, когда их слушаем, но когда-то они казались нам кошмарными). Композиция «Oscillate Wildly» содержит партии пианино и виолончели и является первой и лучшей инструментальной работой группы The Smiths. Моррисси указан как один из авторов этого трека, хотя музыкант только предложил удачное название.

 

59. «Girl Afraid» (1984)

Наверное, песня «Girl Afraid» должна была быть инструментальной. Поклонники The Smiths иногда делятся на две соперничающие группы: почитатели Джонни Марра и фанаты Моррисси. Но сторонники гитариста считают, что эта композиция заслуживает лучшего: они хвалят прекрасную гитарную партию и ругают позорное исполнение вокалиста. Моррисси, надо признаться, здесь отрекся от своей мрачной манеры — для такого мастера слова перепутать «lay» и «lie» кажется ошибкой новичка. Название трека было позаимствовано вокалистом из классического кинофильма 1945 года «Верная подруга», главную роль в котором исполнила его любимая голливудская дива Бетт Дэвис. Моррисси признался: «Мне нравятся люди, к которым относятся с долей презрения, а Бетт Дэвис была именно таким человеком». 

Лучшая строчка: «Boy afraid / Prudence never pays» («Парень боится / Рассудок никогда не платит», — прим. RS).

 

58. «Jeane» (1983)

Песня The Smiths «Jeane» была ранним би-сайдом, который так и не получил признания ни у поклонников, ни у самих участников группы. Композиция не была включена в какой-либо студийный альбом и появилась только в сборнике «The Sound Of The Smiths». Моррисси и Джонни Марр исполнили «Jeane» вместе с британской певицей Сэнди Шоу на детском телешоу «Splat» — последний раз, когда кто-то попытался превратить этих угрюмцев в весельчаков. Когда в автобусе ребенок спросил, куда они едут, вокалист The Smiths ответил: «Мы едем с катушек», а девочка сказала: «Я думала, мы едем в Сады Кью».

Лучшая строчка: «There's ice in the sink where we bathe» («В раковине, где мы моемся, — лед», — прим. RS).

 

57. «Asleep» (1985)

Партия пианино, сыгранная Джонни Марром в песне «Asleep», звучит красиво и изящно. Однако нельзя сказать то же самое о вокале Моррисси и его бесстыдно упрощенной манере исполнения. В начале песни можно услышать приятный эффект шума ветра. 

Лучшая строчка: «Sing to me, sing to me» («Спой мне, спой мне», — прим. RS).

 

56. «Wonderful Woman» (1983)

Другой забракованный би-сайд «Wonderful Woman» является очаровательно язвительным посвящением лучшей подруге и музе вокалиста Линдер Стерлинг. «Это ироническая композиция», — поделился Моррисси в книге британского писателя и журналиста Саймона Годдарда «Mozipedia». «Wonderful Woman» была на самом деле невероятно злобным человеком, но все-таки она всегда притягивала меня к себе», — добавил он.

Лучшая строчка: «Just to pass time / Let us go and rob the blind» («Чтобы убить время / Давай пойдем и ограбим слепого», — прим. RS).

 

55. «Suffer Little Children» (1984)

Яркий финальный трек дебютного альбома The Smiths, песня «Suffer Little Children» представляет собой элегию, посвященную жертвам серии страшных убийств в Манчестере. Гитарный дроун вносит в эту композицию необыкновенную ясность. 

Лучшая строчка: «Oh, Manchester — so much to answer for» («О, Манчестер — придется за многое ответить», — прим. RS).

 

54. «I Won't Share You» (1987)

Красивая и сильная баллада «I Won't Share You» закрывает последний альбом The Smiths и неизбежно воспринимается как песня о распаде группы. Джонни Марр здесь предпочел гитаре автоарфу — и композиция приобрела чудесное звучание. Хороший вопрос: «Это Perrier ударила мне в голову? / Или жизнь действительно так тяжела и жестока?». 

Лучшая строчка: «I want the freedom and I want the guile» («Я хочу стать свободным и ловким», — прим. RS).

 

53. «Miserable Lie» (1984)

В 80-х годах «Miserable Lie» была той песней, которую вы включали после вечеринки, когда ваши пьяные гости не хотели уходить — пронзительный фальцет Моррисси «Мне нужен совет! Мне нужен совет!» мог очистить любую комнату мгновенно. И именно поэтому некоторые из нас любят этот трек; здесь также можно услышать нескрываемый флирт вокалиста: «Я знаю этот таинственное дыхание ветра / Оно означает, что я хотел бы увидеть твое нижнее белье». 

Лучшая строчка: «What do we get for our trouble and pain? Just a rented room in Whalley Range» («Что мы получаем за нашу боль и наши страдания? Всего лишь комнату в районе Уолли Рейндж», — прим. RS).

 

52. «Rusholme Ruffians» (1985)

Ночь на ярмарке прошла не очень удачно для Моррисси — его избили хулиганы, а местная девушка показала, что у нее под юбкой. В песне «Rusholme Ruffians» он заявляет: «Может быть, я пойду домой один / Но моя вера в любовь останется такой же сильной». В концертный альбом «Rank» вошла замечательная рок-н-ролльная смесь этой композиции и песни Элвиса Пресли «Marie's The Name (His Latest Flame)»

Лучшая строчка: «Her skirt ascends for a watching eye / It's a hideous trait (on her mother's side)» («Я вижу, как ее юбка поднимается / Это отвратительно (так считает ее мать)», — прим. RS).

 

51. «This Night Has Opened My Eyes» (1985)

Песня «This Night Has Opened My Eyes» является адаптацией пьесы Шелы Дилейни «Вкус меда» (1958) и передает мрачную историю о незапланированном материнстве. Моррисси неоднократно заимствовал строчки из произведения любимого автора для своих композиций. В книге Марка Симпсона «Saint Morrissey» вокалист признается: «Даже я — даже я — зашел слишком далеко с этой пьесой». На обложке сборника The Smiths «Louder Than Bombs» изображена сама писательница. 

Лучшая строчка: «The dream has gone but the baby is real» («Мечта ушла, но ребенок остался», — прим. RS).

 

50. «I Don't Owe You Anything» (1984)

Теперь мы перейдем к лучшим композициям и закроем глаза на то, что песня «I Don't Owe You Anything», как и многие другие треки дебютного альбома, звучит очень монотонно. Музыканты превратили эту балладу в камбэк британской звезды 60-х Сэнди Шоу. Моррисси сказал, что ей удалось воплотить «легкий и громкий стиль девушки в короткой юбке из Восточного Лондона». Не забудьте пустить слезу по всем поклонникам The Smiths, которые воспользовались советом вокалиста для успеха в обществе: «Ты не должен подходить к ним / Пусть они сами идут к тебе / Как я». Да, это точно сработает. 

Лучшая строчка: «Bought on stolen wine / A nod was the first step» («Угостил тебя украденным вином / Твой молчаливый кивок всего лишь первый шаг», — прим. RS).

 

49. «Vicar In A Tutu» (1986)

Альбом «The Queen Is Dead» считается самой успешной записью в дискографии The Smiths. Песня «Vicar In A Tutu» — восхитительная интерлюдия, своеобразная комическая разрядка в середине второй части пластинки, которая ведет к великолепной кульминации. Если бы на ее месте была серьезная композиция, то это бы точно испортило все впечатление от альбома. Помимо забавного спешного ритма (строчка «oh yeah yeah yeah yeah» в середине), это также сострадательная ода священнику-трансвеститу, желающему пройти по церкви в женском платье. 

Лучшая строчка: «As Rose collects the money in the canister / Who comes sliding down the bannister?» («Пока Роза кладет деньги в коробку / Кто съезжает по перилам?», — прим. RS).

 

48. «Sweet And Tender Hooligan» (1987)

Ничто не вдохновляет Моррисси так, как образ ловкого преступника — этот герой появляется не только в песне «Sweet And Tender Hooligan», но и во многих других работах музыканта. 

Лучшая строчка: «In the midst of life we are in debt / Et cetera, et cetera, et cetera» («В расцвете жизни мы все имеем долги / И так далее, и так далее, и так далее», — прим. RS).

 

47. «These Things Take Time» (1984)

В песне «These Things Take Time» Моррисси пытается передать чувственность с помощью неожиданного образа, который затем станет сквозным — образа поезда. «Ты показал мне заброшенную железную дорогу», — поет он. 

Лучшая строчка: «The alcoholic afternoons we spent in your room / They meant more to me than any living thing on earth / They had more worth» («Те алкогольные вечера, которые мы проводили у тебя / Значили для меня больше, чем что-либо на земле / Они имели большую ценность для меня», — прим. RS).

 

46. «The Hand That Rocks the Cradle» (1984)

«The Hand That Rocks the Cradle» стала первой песней, написанной Моррисси и Марром после того знаменательного дня 1982 года, когда будущий вокалист принес свои стихотворения на чердак Джонни. Гитарный рифф был вдохновлен композицией Патти Смит «Kimberly», посвященной рождению сестры певицы. Песня The Smiths повествует об отце-одиночке, который наблюдает за тем, как его ребенок спит, и обещает никогда не покинуть его. 

Лучшая строчка: «I'm here and here I'll stay / Together we lie, together we pray» («Я здесь и здесь останусь / Вместе мы лежим, вместе мы молимся», — прим. RS).

 

45. «Unhappy Birthday» (1987)

Композиция «Unhappy Birthday» является недружелюбным обращением ко всем заклятым врагам группы: «Drink, drink, drink and be ill tonight» [«Пей, пей, пей, и пусть тебе будет плохо сегодня вечером», — прим. RS]. Марр здесь попытался воспроизвести технику игры Нила Янга. Гитарист The Smiths в юности был большим поклонником канадского музыканта и даже носил значок «Tonight's the Night» поверх школьной формы. Один из его одноклассников это заметил и решил с ним познакомиться поближе: он тоже был фанатом Янга. И звали этого мальчика Энди Рурк. 

Лучшая строчка: «If you should die / I may feel slightly sad but I won't cry» («Если вдруг ты умрешь / Мне станет немного грустно, но я не буду плакать», — прим. RS).

 

44. «Nowhere Fast» (1985)

«Я бы хотел снять штаны перед королевой», — беззастенчиво заявляет Моррисси в песне «Nowhere Fast». Ее Низость (так музыкант называет Елизавету II в песне «The Queen Is Dead») продолжает пребывать на троне и три десятилетия спустя; как будто королева делает это назло музыканту — и такая ничтожная мысль может привести в восторг даже самого серьезного слушателя.

Лучшая строчка: «If the day came when I felt a natural emotion / I'd get such a shock I'd probably jump in the ocean» («Если бы наступил тот день, когда я испытал настоящие эмоции / Я бы сошел с ума и, наверное, прыгнул в океан», — прим. RS).

 

43. «Pretty Girls Make Graves» (1984)

Для Моррисси всегда было важно выбрать правильное место для свидания, будь то железный мост или заднее сиденье автомобиля, темный подземный переход или учебный кабинет. Но песня «Pretty Girls Make Graves» является, пожалуй, единственной композицией, где кто-то пытается соблазнить его на пляже. И это не срабатывает. Таинственная подруга музыканта Анна Яблонская (польская девушка, которая, по словам Моррисси, носила «только настоящую викторианскую одежду») перебивает вокалиста саркастическим замечанием «О, правда?». 

Лучшая строчка: «She wants it now and she will not wait / But she's too rough and I'm too delicate» («Она хочет этого сейчас и не будет ждать / Но она слишком груба, а я слишком мягок», — прим. RS).

 

42. «I Started Something I Couldn't Finish» (1987)

Композиция «I Started Something I Couldn't Finish» напоминает работы Боуи, в частности начальный аккорд был заимствован из одного трека альбома «Aladdin Sane». Герой песни оказывается вовлечен в странную любовную игру («типичный я, типичный я, типичный я», — поет Моррисси) и называет полученный опыт «ужасным». В автобиографии лидер The Smiths рассказал о своей встрече с Боуи в 1992 году: «Дэвид тихо обратился ко мне: «Знаешь, в моей жизни было так много секса и наркотиков, что я не могу поверить в то, что я до сих пор жив». А я ему громко ответил: «Знаешь, в моей жизни было так мало секса и наркотиков, что я не могу поверить в то, что я до сих пор жив». 

Лучшая строчка: «And now 18 months' hard labour seems...fair enough» («И теперь восемнадцать месяцев каторжного труда кажется... достаточно справедливым наказанием», — прим. RS).

 

41. «Never Had No One Ever» (1986)

Поднимите руки те, кто сыграл эту песню, когда вам исполнилось двадцать лет, семь месяцев и двадцать семь дней. Необычный грув в песне «Never Had No One Ever» родился в тот период, когда участники коллектива увлеклись травкой. Гитарист Джонни Марр однажды сказал: «Кокаин всегда был помехой для музыки, как и алкоголь». Лидер The Smiths, судя по всему, не отказывал себе в этом удовольствии. 

Лучшая строчка: «I'm outside your house / I'd hate to intrude» («Я стою у твоего дома / Мне не хотелось бы войти без приглашения», — прим. RS).

 

40. «Rubber Ring» (1985)

Песня «Rubber Ring» стала символом единства группы The Smiths и ее слушателей. «Не забывайте песни, которые заставили вас плакать / И песни, которые спасли вашу жизнь», — поет Моррисси. Это то, что объединяло всех четырех участников коллектива — они все были фанатами в глубине души. Моррисси сказал в 1999 году: «Я помню, как купил сингл «Starman» Дэвида Боуи, когда он занимал 42-ю позицию в чартах; это было по-настоящему удивительное время для меня. Я влюблялся в силу момента славы. Поэтому я здесь».

Лучшая строчка: «When you're drinking and laughing and finally living / Hear my voice in your head and think of me kindly» («Когда ты пьешь и смеешься и наконец чувствуешь себя живым / Услышь мой голос у себя в голове и не думай обо мне плохо», — прим. RS).

 

39. «The Headmaster Ritual» (1985)

В песне «The Headmaster Ritual» наиболее ярко воплотился дух 80-х: игра гитариста превосходит работы Echo And The Bunnymen, а бессловесный полуйодль вокалиста напоминает манеру исполнения Боно (без сомнения, эти два буйных ирландца хотели звучать как Сьюзи Сью). Марр здесь в первый и последний раз дал совет Моррисси: музыкант предложил поменять строчку «bruises bigger than dinner plates» («синяки больше обеденной тарелки», — прим. RS) на «bruises big as dinner plates» («синяки размером с обеденную тарелку», — прим. RS). Однако этот совет не был принят. «Моррисси очень удивился моему предложению и ушел, чтобы все хорошенько обдумать, — вспоминал гитарист The Smiths в интервью Mojo в 2004 году, — Когда мы встретились на следующий день, он сказал, что был ошарашен моим замечанием и долго размышлял об этом. Потом он, конечно, послал меня к черту». С тех пор Джонни больше никогда не пытался помочь Моррисси с сочинением текстов. 

Лучшая строчка: «Sir leads the troops, jealous of youth / Same old suit since 1962» («Сэр возглавляет войска, которые завидуют молодым / И носит тот же костюм с 1962 года», — прим. RS).

 

38. «London» (1986)

В 1986 году гитарист Крэйг Гэннон присоединился к The Smiths, однако его сотрудничество с группой длилось недолго — музыкант проработал всего шесть месяцев. Именно с ним (и благодаря ему) коллектив переживал светлую полосу в своем творчестве. Примером этому служит мощный музыкальный взрыв двух гитар в песне «London». Композиция повествует о северном мальчике, который запрыгнул в поезд, чтобы сбежать из своего скучного города. Песня стала частью лондонской трилогии; в нее также вошли треки «Half A Person» и «Is It Really So Strange?»: три би-сайда о напуганных молодых жителях Манчестера, направляющихся на юг. Что же касается Гэннона, то он покинул группу во время тура по Америке — музыканты оставили его в аэропорту Нового Орлеана, потому что попросту забыли о нем. Трагикомическая история в духе The Smiths

Лучшая строчка: «You left your girlfriend on the platform / With this really ragged notion that you'll return / But she knows that when he goes, he really goooooes» («Ты оставил свою девушку на платформе / С нетвердым обещанием, что вернешься / Но она знает, что если он уехал, то навсегда», — прим. RS).

 

37. «That Joke Isn't Funny Anymore» (1985)

Еще одна легкомысленная связь ночью, еще одна машина, еще один бессердечный незнакомец — пока герой песни «That Joke Isn't Funny Anymore» не начинает понимать, что вся ситуация заключает в себе космическую шутку, и он ее кульминация. После первых двух минут настроение композиции меняется: мягкое звучание акустической гитары переходит в эмоциональное повторение причудливой коды: «Я видел, как это происходит в жизни других людей, и сейчас это происходит в моей».

Лучшая строчка: «I just might die with a smile on my face after all» («Я все-таки мог бы умереть с улыбкой на лице», — прим. RS).

 

36. «A Rush And A Push And The Land Is Ours» (1987)

Мрачное звучание пианино открывает последний альбом The Smiths. В песне «A Rush And A Push And The Land Is Ours» главный герой встречает мудрого призрака, который дает ему совет: «В твоей крови слишком много кофеина / А в твоей жизни мало остроты». Затем он совершает ошибку, влюбившись в такого же сложного человека, как и он сам. Название композиции является своеобразной данью уважения матери Оскара Уайльда, ирландской националистке Джейн Уайльд.

Лучшая строчка: «Phone me, phone me, phone me» («Позвони мне, позвони мне, позвони мне», — прим. RS).

 

35. «I Want The One I Can't Have» (1985)

Фальшивый голос Моррисси в песне «I Want The One I Can't Have» не позволил ей стать синглом, так что этот панк-трек так и не был достойно оценен публикой. Главный герой испытывает влечение к грубому хулигану: «Если ты захочешь самоутвердиться / Приходи ко мне в переулок у вокзала». И снова Моррисси выбирает необычное место для встречи. 

Лучшая строчка: «He killed a policeman when he was thirteen and somehow that really impressed me» («Он убил полицейского, когда ему было тринадцать лет, и почему-то это произвело на меня сильное впечатление», — прим. RS).

 

34. «Girlfriend In A Coma» (1987)

Короткая песня «Girlfriend In A Coma» неожиданно для группы стала хитом MTV, за исключением клипа, где Моррисси исполняет композицию в полном одиночестве по весьма понятной причине — The Smiths тогда только распались. Эта песня описывает ситуацию, когда беда обрушивается на голову человека, и он совсем этого не ожидает. Вокалист тихо обращается к своей возлюбленной: «Прощай, детка, прощай». 

Лучшая строчка: «Let me whisper my last goodbyes / I know it's serious» («Позволь мне прошептать слова прощания / Я знаю, что это серьезно», — прим. RS).

 

33. «Sheila Take A Bow» (1987)

В песне «Sheila Take A Bow» участники The Smiths отдают дань почтения эпохе глэм-рока: музыканты используют бит из трека «Panic», вдохновленный творчеством группы T. Rex, и цитату Боуи: «Брось домашнюю работу в огонь». Некоторые поклонники коллектива были немало удивлены излишней горячностью сингла, но Моррисси искренне желал, чтобы Шейла надрала миру задницу. 

Лучшая строчка: «Take my hand and off we stride / La la / I'm a girl and you're a boy» («Возьми мою руку и пойдем гулять / Ла ла / Я девочка, а ты мальчик», — прим. RS).

 

32. «Frankly Mr. Shankly» (1986)

Композиция «Frankly Mr. Shankly» — это гимн каждому амбициозному позеру, который решил бросить свою работу и стать легендой. Как и в песне Принса «Raspberry Beret», главный герой трудится с беззаботностью звезды, явно не предназначенной для реальной жизни. Не все участники The Smiths любили этот трек — они считали, что в нем содержатся элементы, напоминающие бурлеск мюзик-холла, однако для Моррисси «Frankly Mr. Shankly» стала своеобразной площадкой, где он смело заявил, что лучше быть знаменитым, чем добродетельным и безгрешным. Некоторые слушатели разглядели здесь насмешку над основателем независимого лейбла Rough Trade Records Джеффом Трэвисом. Моррисси позднее рассказал в автобиографии, что «Джефф совсем не испытывал благодарность к группе за те песни, которые спасли его от финансового краха».

Лучшая строчка: «Fame fame fatal fame / It can play hideous tricks on the brain» («Слава, слава, губительная слава / Она может сыграть ужасную шутку с рассудком», — прим. RS).

 

31. «What She Said» (1985)

А вот и достойная героиня для песен The Smiths. Музыканты действительно обращали внимание на девушек, танцующих в первом ряду — они написали посвящение всем преданным поклонницам в духе Ramones «Sheena Is a Punk Rocker», The Beatles «Thank You Girl» и One Direction «Girl Almighty». В песне «What She Said» Моррисси привел одну из самых нетрагичных любовных встреч: «татуированный парень из Биркенхед» смог открыть героине глаза.

Лучшая строчка: «How come someone hasn't noticed that I'm dead and decided to bury me? / God knows I'm ready» («Почему никто не заметил, что я мертва, и не решил похоронить меня? / Бог свидетель, я готова», — прим. RS).

 

30. «Is It Really So Strange?» (1986)

«Я растерян, я убил лошадь, я ничего не могу поделать со своими чувствами», — поет Моррисси в песне «Is It Really So Strange?». У слушателя точно возникнет классический вопрос: «Неужели он мог действительно такое сказать?». Да, мог. Этот веселый трек, любимый американской публикой, открывает альбом «Louder Than Bombs» — один из самых прекрасных сборников в истории рок-музыки (даже несмотря на ужасную песню «Golden Lights»). 

Лучшая строчка: «Why is the last mile the hardest mile?» («Почему последняя миля — самая трудная?», — прим. RS).

 

29. «Unloveable» (1986)

В книге американского журналиста Марка Спица «How Soon Is Never?» (2003) содержится замечательное описание чувства человека, который впервые услышал The Smiths: «Все, что я ненавидел в себе, стало всем, что я полюбил в себе, в течение одного часа». Автор говорит в первую очередь о песне «Unloveable»; здесь передана прекрасная комбинация плавного звучания гитары и мягкого вокала (строчка «Я кажусь странным, но я действительно такой»). Марр создал эту композицию в ту же ночь, что и «Some Girls Are Bigger Than Others», и закинул кассету в почтовый ящик Моррисси, чтобы лидер The Smiths написал слова для музыки. 

Лучшая строчка: «I wear black on the outside / Because black is how I feel on the inside» («Я ношу черный цвет / Потому что черный царит в моей душе», — прим. RS).

 

28. «The Boy With The Thorn in His Side» (1985)

Сингл «The Boy With The Thorn in His Side» стал решающей записью в карьере The Smiths, своеобразным знаком, что четверым парням из Манчестера суждено войти в историю. Группа сделала большой шаг в музыкальном и эмоциональном плане — вспомните хотя бы замечательную попытку гитариста воспроизвести стиль фламенко. Моррисси признался, что за всей его ненавистью к миру скрывается сильное желание любви (а за ним — еще больше ненависти); вторая минута трека обнаруживает, что вокалисту не нужны слова, чтобы спеть о своей жизни. Композиция вошла в альбом «The Queen Is Dead» (1986), несмотря на то что была выпущена осенью 1985 года — музыканты не могли оставить в стороне такую хорошую песню. 

Лучшая строчка: «When you want to live, how do you start? / Where do you go? / Who do you need to know?» («Когда ты захочешь жить, как ты начнешь? / Куда ты пойдешь? / С кем ты познакомишься?», — прим. RS).

 

27. «You've Got Everything Now» (1984)

«Ты единственный сын своей матери, и ты отчаянная голова», — замечательный пример того, как Моррисси может рассказать шесть или семь запутанных историй в одной строчке. «You've Got Everything Now» — недооцененный трек дебютного альбома, где лидер The Smiths весело поет об ужасном беспорядке, который он внес в свою жизнь и, наверное, в вашу. И, конечно, здесь есть замечательные слова, которые вам точно понравятся: «Нет, у меня никогда не было работы, потому что (драматическая пауза) я никогда не хотел работать!». 

Лучшая строчка: «I just want to be tied to the back of your car» («Я хочу быть привязанным к заднему сидению твоей машины», — прим. RS).

 

26. «Shakespeare's Sister» (1985)

Композиция «Shakespeare's Sister» — психоделический рокабилли с остроумной жизнеутверждающей лирикой («Сейчас я улыбаюсь, когда думаю об этом, но раньше мне было очень плохо», — отличная концовка!). Музыканты выпустили эту песню в качестве сингла — странный выбор, но весьма любопытный. К сожалению, это был первый провал группы The Smiths в коммерческом плане. Моррисси позаимствовал название для композиции из знаменитого эссе Вирджинии Вулф «Своя комната» — казалось, поп-звезды не должны были интересоваться темой феминизма в 1985 году. «В то время это была очень озорная запись, — поделился Марр, — Довольно смелая, немного сумасшедшая. Поэтому мне она очень нравилась».

Лучшая строчка: «I thought that if you had an acoustic guitar / It meant that you were a protest singer» («Я думал, если у тебя была акустическая гитара / То ты был музыкантом-бунтарем», — прим. RS).

 

25. «What Difference Does It Make?» (1984)

По неясной причине Моррисси не любил песню «What Difference Does It Make?», он даже заявил однажды: «На следующий день после выхода альбома я понял, что это ужасный трек». Больше никто с ним не согласился. Третий сингл манчестерской группы представляет собой восторженное обращение влюбленного, и уже первая строчка производит сильное впечатление: «У всех людей есть секреты, и вот мой». Главный герой обещает, что прыгнет против летящей пули, чтобы спасти своего возлюбленного. И даже если последний уже устал от него, герой получает от этого еще больше удовольствия. 

Лучшая строчка: «The devil will find work for idle hands to do / I stole and I lied and why? / Because you asked me to» («Дьявол найдет занятие для праздных рук / Я украл и солгал, но почему? / Потому что ты меня попросил об этом», — прим. RS).

 

24. «Shoplifters Of The World Unite» (1987)

Снова воровство и снова ложь. В песне «Shoplifters Of The World Unite» Моррисси вновь обращается к своим любимым персонажам — мелким преступникам, а гитарист Джонни Марр исполняет глэм-метал соло в духе Сансет Стрип. Не забудьте посмотреть выступление The Smiths на шоу «Top of the Pops», где вокалист в футболке с изображением Элвиса хитро смотрит в камеру и требует: «Отдайте! Отдайте!». Энди Рурк здесь выглядит слегка огорченным.

Лучшая строчка: «I tried living in the real world instead of a shell / But before I began / I was bored before I even began» («Я пытался жить в реальном мире вне своего футляра / Но до того, как я начал / Мне стало скучно еще до того, как я начал», — прим. RS).

 

23. «Some Girls Are Bigger Than Others» (1986)

«The Queen Is Dead» не является нашим шедевром, — настаивал Моррисси в 1995 году, — Я знаю. Я был там. Я делал сэндвичи». При всем уважении к музыканту, он абсолютно неправ, «Some Girls Are Bigger Than Others» — это идеальное завершение идеального альбома. Навязчивая музыка и таинственный вокал составляют легкомысленный рассказ о разочаровании в женских формах, которое преследует мужчин с ледникового периода до эпохи безработицы. Композиция завершается просьбой: «Отправь мне ту подушку, на который ты видишь сны». И затем песня плавно затихает и оставляет после себя только призрачные видения. Вот так нужно закрывать шедевры.

Лучшая строчка: «Some girls are bigger than others / Some girls' mothers are bigger than other girls' mothers» («Некоторые девушки больше других девушек / Матери некоторых девушек больше матерей других девушек», — прим. RS).

 

22. «Last Night I Dreamt That Somebody Loved Me» (1987)

Участник дуэта OutKast Андре 3000 является большим поклонником The Smiths, и однажды музыкант сказал в интервью MTV в 2003 году: «Хотел бы я написать песню «Last Night I Dreamt That Somebody Loved Me». Она гениальна» (Но вы можете c этим поспорить: Андре 3000 придумал весьма интересный текст для трека «International Players Anthem»). Эта замечательная композиция вошла в последний альбом манкунианцев «Strangeways, Here We Come». С помощью сэмплера E-mu Emulator Джонни Марр смог создать впечатление настоящего оркестра. Участники группы здесь сыграли удивительно гармонично, однако ко времени выхода финальной пластинки, они уже перестали общаться друг с другом. 

Лучшая строчка: «The story is old, I know, but it goes on» («Эта история стара, я знаю, но она продолжается», — прим. RS).

 

21. «Please, Please, Please Let Me Get What I Want» (1984)

«Хорошее время для перемен», — поет Моррисси в песне «Please, Please, Please Let Me Get What I Want». Композиция имела большой успех в Америке и завоевала интерес молодой аудитории, благодаря фильму «Девушка в розовом», где один из главных героев грустит под эту песню. Марр создал акустическую версию кельтского вальса и добавил к ней мандолину в финале — такое звучание отражает ирландское происхождение всех четырех участников The Smiths. Что касается Моррисси, то эта классика, которую он пытался переписать всю свою жизнь, начиная от песни «I Know It's Gonna Happen Someday» до треков «My Love Life» и «Now My Heart Is Full».

Лучшая строчка: «See, the luck I've had / Can make a good man turn bad» («Посмотри, как мне везло / Такая удача может превратить хорошего человека в плохого», — прим. RS).

 

20. «Ask» (1986)

«Провожу теплые летние дни дома / И пишу ужасные куплеты для девочки с кривыми зубами из Люксембурга», — Моррисси хорошо знает свою аудиторию. Сингл «Ask» был издан в октябре 1986 года, то есть спустя несколько месяцев после выхода скандальной песни «Panic», получившей множество негативных отзывов. Новая композиция стала веселым торжеством смелости в мексиканском стиле. Слова «Попроси меня, попроси меня, попроси меня» сопровождаются радостными хлопками. Моррисси побуждает застенчивых и скромных людей выйти за пределы школы и отправиться искать друг друга в реальности. И если музыкант обычно дает советы, которые приводят к всевозможным бедам, то здесь он говорит правильно. 

Лучшая строчка: «Shyness is nice and shyness can stop you / From doing all the things in life you'd like to» («Застенчивость мила, но она может помешать тебе / Сделать все вещи, которые ты бы хотел сделать», — прим. RS).

 

19. «You Just Haven't Earned It Yet, Baby» (1986)

В песне «You Just Haven't Earned It Yet, Baby» воплотилось самая циничная попытка Моррисси передать жалость — он говорит голосом измученной, но доброжелательной старшей сестры, рассказывающей обо всех страданиях и слезах, которые будут впереди (похоже на композицию The Supremes «You Can't Hurry Love»; странно, как много общего имеют Моррисси и Дайана Росс). Героиня утверждает, что хорошие времена наступят, и в ее словах звучит искренняя поддержка — только нужно подождать «чуть дольше». Трек входит в сборник «Louder Than Bombs» и вместе с «Ask» и «Please Please Please...» составляет смысловой триптих. Ты можешь получить то, что ты хочешь, а можешь и не получить, но если ты не попросишь, то все закончится. 

Лучшая строчка: «They pulled me back and held me down and looked me in the eyes and said / You just haven't earned it yet, baby» («Они тянули меня назад и не отпускали, смотрели мне в глаза и говорили: / Ты пока не заслужила этого, детка», — прим. RS).

 

18. «Death Of A Disco Dancer» (1987)

Участники The Smiths настаивают на том, что альбом «Strangeways, Here We Come» стал их звездным часом — пожалуй, единственная вещь, с которой согласились все четверо музыкантов. В автобиографии Моррисси назвал эту пластинку «самой непринужденной и радостной студийной записью» и добавил «В конце каждого рабочего дня у нас были ящики пива, и между нами не было никакой войны». Композиция «Death Of A Disco Dancer» показывает, какие направления они могли бы (и должны были) исследовать дальше, если бы не произошел роспуск группы. Вокалист исполнил здесь партию пианино, и это был первый и последний раз, когда Моррисси сыграл на инструменте для альбома The Smiths. Музыканты работали с таким усердием и оживлением, что казалось, будто впереди у коллектива светлое будущее. Очень, очень мило, но, наверное, в другой жизни.

Лучшая строчка: «If you think peace is the common goal / It goes to show how little you know» («Если ты думаешь, что мир — это наша главная цель / Это доказывает, как мало ты знаешь», — прим. RS).

 

17. «Hand In Glove» (1983)

«Hand In Glove» — дебютный сингл The Smiths, который впоследствии был признан классикой рок-н-ролла и поставлен в один ряд с песней The Beatles «Love Me Do», где другая потрясающая четверка из северного английского города представила себя миру, исполнив соло на губной гармошке. Рок-сцена 80-х весьма строго относилась к теме гомосексуальных отношений, и потому гей-бравада в композиции «Hand in Glove» казалась бунтарским и дерзким шагом (вспомните строчку: «Держи меня за руку, маленький чародей»). Здесь показана неприкрытая реальность: герои понимают, что прохожие будут косо смотреть на них, но гомосексуалы существуют, и они везде. Как и в песне Дэвида Боуи «Heroes», двое влюбленных могут никогда больше не увидеть друг друга, их поцелуй означает смелый вызов враждебному миру. Вы можете распознать сильное волнение всех участников группы. 

Лучшая строчка: «If the people stare, then the people stare / I really don't know and I really don't care» («Если люди пялятся, то пусть продолжают / Я не знаю и мне все равно», — прим. RS).

 

16. «Stretch Out Аnd Wait» (1985)

«Я действительно просыпаюсь каждый день с твердым намерением избежать встречи с людьми», — сказал Моррисси в 2004 году. Эта мысль получила воплощение в песне «Stretch Out and Wait» — городской романтической истории, которая является продолжением песни «Please, Please, Please Let Me Get What I Want». Два человека с «ледяными руками» забывают о своих эсхатологических страхах и наслаждаются минутой покоя. Техника гитариста кажется здесь совсем легкой, однако многие музыканты потратили всю свою карьеру, чтобы повторить приемы Джонни Марра. И заметим, что не у всех это получалось. 

Лучшая строчка: «Amid concrete and clay and general decay / Nature must still find a way» («Среди бетона и глины, атмосферы общего упадка / Природа должна найти путь», — прим. RS).

 

15. «Still Ill» (1984)

Уже в начале своего творческого пути участники The Smiths демонстрировали поразительную настойчивость на грани славы и смерти. В пост-панк песне «Still Ill» Моррисси громко заявляет: «Англия моя и она мне должна». Здесь описывается сцена поцелуя героев под железным мостом, которая не имеет счастливого продолжения и оставляет после себя лишь боль на губах на следующий день. Эту композицию можно было услышать на всех выступлениях группы, начиная от самых ранних концертов и до последнего выхода всех четырех музыкантов на сцену. Она стоит на втором месте после «Hand In Glove»: последнюю коллектив исполнял чаще всего. 

Лучшая строчка: «If you must go to work tomorrow / Well, if I were you I wouldn't bother» («Если ты должен идти на работу завтра / То на твоем месте я бы не думал об этом», — прим. RS).

 

14. «Stop Me If You Think That You've Heard This One Before» (1987)

Перед нами бурный вихрь секса, лжи, алкоголя и одержимости. Добавьте к нему идею о массовом убийстве, одну травму от велосипедной рамы и потрясающую гитарную партию. Сингл The Smiths «Stop Me If You Think That You've Heard This One Before» был издан после роспуска коллектива и стал наиболее заметным хитом манкунианцев в Америке. Это произошло во многом благодаря одному из лучших клипов в истории MTV: Моррисси катается на велосипеде по дождливому Манчестеру с группой своих двойников и посещает старые места, среди которых — знаменитый клуб Солфорд Лэдс. Марк Ронсон написал свою версию этой композиции и добавил к ней слова из песни The Supremes «You Keep Me Hanging On». Новый сингл возглавил британские чарты в 2007 году, однако, конечно, он значительно уступал оригиналу. 

Лучшая строчка: «So I drank one, it became four / And when I fell on the floor I drank more» («Я выпил одну, и она превратилась в четыре / И когда я упал на пол, я выпил еще больше», — прим. RS).

 

13. «Bigmouth Strikes Again» (1986)

Сингл «Bigmouth Strikes Again» стал настоящим прорывом для коллектива: песня была выпущена 22 мая 1986 года, в день рождения вокалиста The Smiths, и мгновенно превратила этих инди-шутников в лучшую рок-н-ролл группу. Она положила начало периоду наивысшего расцвета музыкантов: команда имела большой успех в 1986 году, как Дэвид Боуи в 1977 году или Лил Уэйн в 2007 году. С тех пор The Smiths выпускали блестящие композиции настолько часто, что поклонники не успевали их все прослушать. «Bigmouth Strikes Again» считается самой смешной песней, мощное соло на барабанах — это настоящий комический шедевр. Моррисси здесь «покоряет» новые оперные высоты — да, высокий голос на заднем фоне действительно принадлежит ему. Вокалист отпускает едкие остроты и затем оправдывается: «Милая, это была шутка!», хотя на самом деле он получает от этого большое удовольствие. Теперь каждая его речь на публике сопровождалась оскорблениями, и не говорите, что он не предупредил вас. 

Лучшая строчка: «Now I know how Joan of Arc felt / As the flames rose to her Roman nose / And her Walkman started to melt» («Теперь я знаю, что чувствовала Жанна д'Арк / Когда пламя поднималось к ее римскому носу / А ее «Walkman» начинал плавиться», — прим. RS).

 

12. «William, It Was Really Nothing» (1984)

В песне «William, It Was Really Nothing» Моррисси рассказывает очередную романтическую историю: главный герой идет по улице под дождем и встречает своего бывшего возлюбленного, но он не смотрит ему в глаза и ведет себя так, будто между ними ничего не было. Может быть, потом герой кивнул его супруге и пожалел, что опять выставил себя посмешищем. Гитара Марра звучит с оттенком надежды, и на последних высоких нотах вокалист присоединяется к нему. Да, все это умещается в две минуты и восемь секунд. 

Лучшая строчка: «I don't dream about anyone — except myself» («Я не мечтаю ни о ком, кроме себя», — прим. RS).

11. «Cemetry Gates» (1986)

Одним жарким днем два друга-неудачника пробираются на кладбище, чтобы цитировать друг другу Китса, Йейтса и Уайльда, потому что больше никто их не понимает. В быстром темпе «Cemetry Gates» Моррисси плачет над могилами, сочиняет каламбуры, читает серьезную лекцию о плагиате и сам же приводит строчки из пьес «Ричард III» и «Человек, который пришел к обеду». На несколько минут эти странные ребята становятся самыми счастливыми и удачливыми друзьями в мире. Знаете, в жизни есть вещи поважнее, чем книги. 

Лучшая строчка: «Keats and Yeats are on your side / But you lose because Wilde is on mine» («Китс и Йейтс на твоей стороне / Но ты проигрываешь, потому что Уайльд на моей», — прим. RS).

 

10. «Reel Around The Fountain» (1984)

Представьте, что вы угрюмый подросток в 1984 году, который аккуратно снимает упаковку с дебютной пластинки английской группы. Вы прочитали рецензии и теперь хотите узнать больше. Крутая обложка, остроумные названия песен, но может ли музыка оправдать ваши надежды? Вы опускаете иглу на первую сторону пластинки и в первый раз слушаете песню «Reel Around The Fountain». Раздается голос, который обещает рассказать историю. Звук гитары нарастает, и повествование начинается. После третьей минуты Моррисси говорит важные слова: «Люди считают, что ты ни на что не годен — о, я думаю иначе». Теперь ваша жизнь уже никогда не будет прежней. 

Лучшая строчка: «You can pin and mount me like a butterfly» («Ты можешь поймать меня и наколоть на булавку как бабочку», — прим. RS).

 

9. «Handsome Devil» (1983)

«Я не признаю таких понятий, как гетеросексуальность, гомосексуальность и бисексуальность, — сказал Моррисси в интервью журналу «Star Hits» в 1985 году (согласно книге Марка Симпсона «Saint Morrissey»), — Эти слова приносят большой вред, вносят путаницу и делают людей несчастными, поэтому я бы предпочел избавиться от них». Такое резкое заявление бросало вызов гомофобным настроениям 80-х, но никто из участников The Smiths не захотел опровергнуть его, так что музыканты стали получать огромное количество оскорблений в свой адрес. В песне «Handsome Devil» содержится откровенное изображение сильной страсти преподавателя к своим студентам, его «симпатичным дьяволом» может быть мужчина («Мальчик в кустах лучше, чем ничего») или женщина («Позволь мне потрогать твои молочные железы»), существо обоих полов или бесполое. Не забудьте про мощную ритм-секцию и громкий крик Моррисси в финале. 

Лучшая строчка: «I think I can help you get through your exams» («Я думаю, я могу помочь тебе с экзаменом», — прим. RS).

 

8. «Heaven Knows I'm Miserable Now» (1984)

«Я искал работу / И потом нашел / Видит бог, теперь я несчастен», — поет вокалист The Smiths в песне «Heaven Knows I'm Miserable Now». Прекрасное сочетание томного звучания гитары Марра и причудливой хандры Моррисси составило первый сингл манкунианцев, который поднялся на десятую строчку в британском хит-параде и впоследствии стал самой успешной работой группы. Музыканты писали эту песню в грязном нью-йоркском отеле, пока Энди Рурк болел ветряной оспой и был прикован в постели. Джонни позаимствовал прием стаккато из творчества группы Найла Роджерса Сhic. Героиня, которая обращается к Моррисси со словами: «Ты уже давно не выходишь из дома», является самым разумным персонажем в песнях The Smiths, наверное, поэтому мы никогда больше ее не встречаем. 

Лучшая строчка: «What she asked of me at the end of the day / Caligula would have blushed» («Она задала мне вопрос в конце дня, / Калигула бы покраснел, услышав его», — прим. RS).

 

7. «The Queen Is Dead» (1986)

«The Queen Is Dead» — самая эмоциональная рок-песня The Smiths: целых шесть минут Джонни Марр играет с эффектом «вау-вау», удовлетворяя свой давний интерес к агрессивному звучанию, а бас-гитарист Энди Рурк и барабанщик Майк Джойс создают адский шум. Эта песня завоевывает внимание слушателей уже с первых секунд. Моррисси отправляется в тур по мрачным болотам Англии, критикуя скучную и слишком безопасную жизнь в современном мире, отпускает едкие остроты в адрес королевской семьи и не боится вызвать ее членов на драку (ведь угрожать королеве казнью все еще является незаконным?). Во время исполнения этой композиции на сцене вокалист размахивал плакатом: «Королева мертва», а на последнем концерте он заменил надпись: «Два светлых эля, пожалуйста». Трек начинается с фрагмента короткой песенки времен Первой мировой «Take Me Back to Dear Old Blighty» («Отвези меня обратно в старую добрую Англию», — прим. RS), которую исполнила актриса Сисели Кортнидж в фильме «Угловая комната» (1962). «Забери меня куда-нибудь! Брось меня где-нибудь! Ливерпуль, Лидс или Бирмингем — мне все равно», — задорно поет она. К тому времени, когда The Smiths закончили работать над третьим студийным альбомом «The Queen Is Dead», Англия уже принадлежала им. 

Лучшая строчка: «So I broke into the palace with a sponge and a rusty spanner / She said, 'I know you and you cannot sing' / I said, 'That's nothing — you should hear me play pianner» («Я ворвался во дворец с губкой и ржавым гаечным ключом / Она сказала: «Я знаю тебя, ты не умеешь петь» / Я сказал: «Это еще ничего, вы должны услышать, как я играю на пианино»,— прим. RS).

 

6. «Panic» (1986)

«Для меня этот двухминутный сингл является воплощением энергии», — сказал Моррисси в интервью Rolling Stone в 1986 году, когда песня «Panic» завоевывала британские чарты. Музыкант подтверждает эту мысль, исполняя с детским хором смелые строчки: «Повесьте диджея!». Композиция звучит как тирада против поп-музыки, но она могла появиться только благодаря одержимости поп-культурой — гитарист Марр бесстыдным образом заимствует рифф из песни «Metal Guru» глэм-рок группы T. Rex. Главный герой мечтает отомстить целому миру, который обманул его надежды, и особенно диджею, чья музыка забила ему голову несбыточными мечтами. Что бы Моррисси подумал, если бы услышал эту композицию в подростковом возрасте? Как музыкант сам ответил: «Я бы сжег дискотеку, наверное, убил королеву, точно создал бы свою группу и назвал ее The Joneses».

Лучшая строчка: «Hang the blessed DJ / Because the music they constantly play / It says nothing to me about my life» («Повесьте чертова диджея / Потому что он ставит музыку / Которая не рассказывает о моей жизни», — прим. RS).

 

5. «How Soon Is Now?» (1984)

Никто не ожидал, что манкунианцы выпустят рок-композицию с тяжелым грувом: в порыве вдохновения Марр написал песню «How Soon Is Now?», источником вдохновения для которой послужила новая любовь гитариста к хип-хоп музыке (и старая любовь к травке). Джонни увлекся творчеством рэпера Лавбага Старски после того, как The Smiths выступили с американским исполнителем в нью-йоркском ночном клубе Danceteria накануне Нового года (Моррисси тогда напился и упал со сцены). Гитарист использует тремоло для риффа в духе Бо Диддли и ревущий слайд, в то время как Моррисси заявляет, что он человек и хочет быть любимым. На концертах вокалист менял строчки: «Ты приходишь и стоишь в одиночестве / Уходишь в одиночестве / Какой большой сюрприз!». Песня стала настоящей классикой во многом благодаря тому, что затронула тяжелую тему — это сильная песня о сильной душевной боли. 

Лучшая строчка: «I am the son and the heir / Of a shyness that is criminally vulgar» («Я сын и наследник / Грешной вульгарной застенчивости», — прим. RS).

 

4. «This Charming Man» (1983)

Любовные мелодрамы The Smiths были особенным явлением в музыкальном мире, наверное, потому, что они были близки слушателям. Однако композиция «This Charming Man» совершенно отличалась от всех песен, написанных ранее. Трудно описать, насколько строгими в сексуальном плане были 80-е — десятилетие, когда Фредди Меркьюри скрывал свою ориентацию, а Джордж Майкл официально встречался с Брук Шилдс. Однако были и смелые первопроходцы: Бой Джордж, Франк, британские группы Bronski Beat и Frankie Goes To Hollywood. В интервью Rolling Stone Моррисси назвал себя «пророком для четвертого пола» (еще до того, как радио и MTV узнали о существовании музыканта), и американские подростки полюбили его с первого дня знакомства. Сингл «This Charming Man» был первым большим хитом коллектива в Великобритании. Здесь Марр исполняет нахальный серф-рок, пока Моррисси разбивает юношеские сердца своим голосом — меланхоличное и бесстрашное звучание одновременно. Если вы вдруг подумаете, что вокалист боялся рисковать, то посмотрите выступление The Smiths на шоу «Top of the Pops», где он танцует в женских бусах, размахивая цветочным букетом. И если бы «This Charming Man» был последним синглом группы, то мы бы все равно ставили свечи в их храме и бережно хранили память об их музыке. Но тогда они только начинали. Могла ли жизнь стать такой же нормальной как прежде?

Лучшая строчка: «I would go out tonight, but I haven't got a stitch to wear» («Я бы пошел гулять сегодня вечером / Но мне совершенно нечего одеть», — прим. RS).

 

3. «I Know It's Over» (1986)

«I Know It's Over» — лучшая сентиментальная любовная песня The Smiths. Моррисси начинает с мрачных слов: «Mother, I can feel the soil falling over my head» («Мама, я чувствую, как земля падает мне на голову», — прим. RS), которые переходят в ночной монолог длиной в шесть мучительных минут. «Любовь естественна и реальна, — поет он, смотрясь в зеркало, — но не для таких, как ты и я, любовь моя». Композиция «I Know It's Over» раскрыла музыкальный талант всех участников группы. Когда будете слушать эту песню в следующий раз, попробуйте исключить Моррисси (да, даже несмотря на весьма впечатляющий вокал) и обратить внимание на то, как Марр смог искусно подойти к записи этого трека: звук гитары усиливается и ослабевает, подстраиваясь под голос фронтмена. К тому же здесь можно услышать весьма нехарактерную для Моррисси строчку: «It takes guts to be gentle and kind» («Требуется немало мужества, чтобы быть нежным и добрым», — прим. RS).  

Лучшая строчка: «As I climb into an empty bed / Oh well, enough said» («Когда я забираюсь в пустую кровать / Ладно, сказано достаточно», — прим. RS).

 

2. «Half A Person» (1987)

«Назови меня больным, назови меня бледным / Я искал тебя шесть лет», — поет Моррисси в песне «Half A Person» — пожалуй, самой смешной, самой грустной и самой нежной композиции The Smiths. Незнакомец в автобусе рассказывает вам историю своей жизни: как он отправился в Лондон и понял, что все проблемы, с которыми он столкнулся в родном городке, приехали вместе с ним, как он пытался присоединиться к YWCA (Женская христианская ассоциация, — прим. RS) и получить работу массажиста. Моррисси и Марр написали эту песню на лестнице в студии всего за несколько минут. «Это был самый лучший творческий опыт, — поделился гитарист в интервью британскому журналисту Саймону Годдарду, — Мы были так близко, что едва не касались друг друга. Он пытался приободрить меня без слов, одним взглядом. Он ждал, когда я сыграю ему свое сочинение. После этого я прочитал в его глазах: «Да, это именно то, что я хотел от тебя услышать». Это были потрясающие мгновения». И мы тоже разделяем эти прекрасные мгновения вместе с музыкантами, когда слушаем «Half a Person». Любой десятисекундный отрывок этого трека содержит больше радости и тоски, чем творчество многих групп. Однако манкунианцы почему-то поместили его на би-сайд. Китс, Йейтс и Уайльд точно были бы довольны этой песней. 

Лучшая строчка: «Sixteen, clumsy and shy / That's the story of my life» [«Шестнадцать лет, неуклюжий и застенчивый / Такова история моей жизни» — прим. RS].

 

1. «There Is A Light That Never Goes Out» (1986)

«There Is A Light That Never Goes Out» — настоящий триумф группы The Smiths (и музыкального мира в целом). Моррисси поет о том, что у него нет дома, но миллионы поклонников обрели приют в этой песне. Здесь вы найдете все: страсть, боль, счастье, привилегии, двухэтажный автобус, победу любви над смертью (даже самой неуклюжей и мучительной любви). Это горько-комическая, жизнеутверждающая и безумно романтическая композиция. Джонни Марр выступил здесь в роли «человека-оркестра»: сначала он записал несколько партий гитар и синтезатора, а затем соединил их все вместе. Обратите внимание на множество замечательных деталей, например, мягкий вздох вокалиста в последнем припеве. «There Is A Light That Never Goes Out» была любимой песней участников коллектива, Энди Рурк однажды назвал ее инди-версией «Candle In The Wind». Кроме того, эта композиция является своеобразным гимном дружбе, благодаря которой родилась легендарная группа. Два одиноких манчестерских подростка — Джонни Марр и Моррисси — нашли друг друга и придумали план, как войти в музыкальную историю, вопреки всем предстоящим трудностям. Если вы послушаете эту песню сейчас, то вам и в голову не придет мысль, что уже через год после выпуска сингла дружбе (и коллективу) пришел конец. Но, как и все остальные работы The Smiths, «There Is A Light...» будет «светом, который никогда не погаснет».

Лучшая строчка: «And if a ten-ton truck / Kills the both of us / To die by your side / Well, the pleasure, the privilege is mine» («И если многотонный грузовик / Убьет нас обоих / Умереть рядом с тобой / Будет для меня настоящим счастьем», — прим. RS).    

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
Материалы партнеров
Интересно