• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Джейн Фонда: «Не хочу, чтобы меня использовали для повышения продаж»

7 Февраля 2013 | Автор текста: Тим Финдли
Джейн Фонда: «Не хочу, чтобы меня использовали для повышения продаж»
Джейн Фонда

«Я не хотела быть на обложке журнала, это похоже на оппортунизм. Не хочу, чтобы меня использовали для повышения продаж, чтобы люди покупали журнал из-за меня, и мне кажется, что интервью должна давать не я, а солдаты — пусть говорят те, кто воевал. Многие наверняка скажут: «Что она знает? Она просто киноактриса». И у них будут все основания».

Джейн Фонда активно жестикулирует и бьет рукой по столу, когда хочет подчеркнуть важную мысль. Она с видимым усилием подбирает слова, которые правильно выразят все, что она хочет сказать. Она актриса — по официальному решению Академии киноискусств, лучшая актриса 1971 года. Но вместе с тем она простой человек, который пытается бороться с американским империализмом, но при этом избегает этого слова, поскольку оно звучит излишне риторически. «Для большинства людей на планете Северная Америка превратилась во врага, — заявляет Фонда. — Они считают нас враждебными, и мне кажется, что наши сограждане недостаточно это понимают».

Джейн Фонда — одна из нас. Она выросла во время войны, и война поглотила ее жизнь так же, как и жизнь многих других. Война принесла в ее жизнь несколько болезненных парадоксов: несмотря на пафос своих речей, Джейн не может не понимать, что значит для антивоенного движения ее популярность. Хотя, возможно, журналисты уделяют слишком много внимания этому факту. Что изменилось бы, если б, скажем, никто из знаменитостей не выступил против войны?

«Вьетнамцы все равно бы выигрывали, — торопливо отвечает Фонда. — Почему люди вообще выступают против войны? Потому что сейчас настал момент, когда правящий класс разделился на несколько фракций. Мы жили привилегированной жизнью, мы всегда наслаждались комфортом, нам не приходилось сражаться за свою жизнь — война вскрыла всю ложь, которую нам твердили. Меня воспитали как и большинство других выходцев из среднего класса: мы должны были занять место среди людей «своего круга». Я всегда чувствовала себя изгоем, думала, что я глупая и уродливая. Мне было скучно жить чужой жизнью. Ходить на вечеринки, пить коктейли, модно одеваться, быть сексуальной: я никогда не считала себя сексуальной, не знала, о чем говорить на вечеринках, мне не нравилось ходить на свидания, я терпеть не могла людей, которых считали для меня хорошей парой. Всегда думала: «Я очень странная, со мной что-то не так». Поэтому я вышла замуж, но скоро поняла, что это еще хуже. Я семь лет пыталась быть идеальной женой, а потом мы разошлись. В этот момент уже нельзя было не замечать войну, не замечать эту ложь. И как только ты решаешься сказать себе: «Мне лгут», ты — во всяком случае, так было со мной — начинаешь размышлять и о многих других вещах».

Но вы все так же хотели быть актрисой?

«О да. В левой среде есть много ультрарадикалов, которые говорят, что мне надо перестать быть актрисой. Но это неправильно — хотя бы потому, что люди приходят на митинги, чтобы посмотреть на знаменитостей, потому что средства массовой информации имеют большое влияние. Нам всем приходится сражаться с противоречиями, но когда ты знаменита, это еще больше все усложняет. Но друзья из Вьетнама, Латинской Америки и Филиппин помогли мне понять, что очень важно заниматься тем, что ты умеешь, и одновременно поддерживать связь с широкими массами. Взять тот же «Оскар» — год назад я хотела отказаться от него, но женщина, которая гораздо мудрее меня, сказала: «Ты чертова индивидуалистка, индивидуалистка из элиты. Для девочки из буржуазной семьи из среднего класса совершенно типично хотеть отказаться от «Оскара». «Когда люди из рабочего класса думают о фильмах, «Оскар» для них значит очень много, — продолжает Джейн. — Для тех из нас, кто выступает за изменение социальной системы, очень важно добиться такого рода признания».

Что объединяет участников антивоенного движения? Идет ли речь только о войне или есть какое-то более общее разочарование в устройстве американского общества?

«Конечно. Несколько дней назад я ужинала с моим другом, у которого есть автозаправка и который воспитывает четверых детей. Он сказал, что если бы кто-то из его детей вдруг получил серьезное увечье, это был бы конец. Они бы потеряли дом, потеряли бы все. Мы все связаны по рукам и ногам кредитами и тому подобным дерьмом, и люди начинают искать пути к спасению. Этот человек и некоторые его друзья хотят уехать, они думают перебраться в Австралию».

В какой-то момент особенно ясно видно, как две разные Джейн — революционер и актриса — сталкиваются и одновременно пытаются ужиться друг с другом.

Главный вопрос в жизни Фонда — это то, как сложно пережить моменты, когда революционер и актриса в ней сталкиваются друг с другом. «Снимать плохой фильм с сильным политическим месседжем — это путь в никуда, — говорит Фонда. — Я хочу играть в интересных, но не лживых фильмах. Сейчас я получаю кучу сценариев от разных важных людей: все эти сценарии поставят, фильмы выйдут на экраны в этом или следующем году, их будут смотреть и обсуждать. Но все они лгут. Они лгут о женщинах, лгут о людях из третьего мира: и женщины, и чернокожие в них выглядят глупо. Фильм по такому сценарию либо просто лжет об американской жизни, либо заставляет обычных людей чувствовать себя ущербными, потому что они не похожи на героев, потому что у них нет того, что есть у героев. Я больше не хочу сниматься в лживых фильмах. Посмотрите, например, как изображают женщин. В фильмах никогда не показывают женщин-друзей — женщин всегда показывают в связи с каким-нибудь мужчиной: женщины хотят заполучить мужчину, он их отвергает и так далее. Кроме того, обычно одна женщина из двух более яркая, а другая менее привлекательная по современным стандартам. Когда женщин станут показывать друзьями — это будет большой прорыв. Нам еще очень много предстоит сделать».

Но все равно приходится идти на компромисс — актриса должна где-то играть, и всегда есть шанс попасть в не самый достойный проект.

«Все очень просто. У меня кончились деньги, и мне нужно работать, поэтому мне нужно найти кино, за которое потом мне не будет стыдно, а параллельно искать правильные сценарии, правильных людей, правильные проекты. Людям, которые думают так же, как я, надо собраться вместе, чтобы объединить свои ресурсы и свой талант. Это займет время».

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно