• Rolling Stone в Twitter
  • Rolling Stone Вконтакте
  • Rolling Stone в FaceBook
  • Rolling Stone в Одноклассниках
  • Rolling Stone в Instagram

Альберт Уотсон: «В работе со звездами нет места дружбе — это чистый бизнес»

7 Марта 2015 | Автор текста: Вероника Комарова
Альберт Уотсон: «В работе со звездами нет места дружбе — это чистый бизнес»

Портреты Стива Джобса, Кейт Мосс, Дэвида Боуи и Альфреда Хичкока работы Альберта Уотсона


© Альберт Уотсон

Он заставил Хичкока душить гуся, надел на голову Кейт Моcс чулок, и вместо самого Элвиса снимал «портреты» его костюмов. Автор легендарных обложек RS фотограф Альберт Уотсон открыл в Москве свою персональную выставку.

«Фотографируя знаменитостей, я стараюсь вести себя так, как будто мы с ними лучшие друзья, — говорит шотландский фотограф Альберт Уотсон, персональная выставка которого открылась в московском «Мультимедиа Арт Музее» в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии». — Но эта дружба длится лишь то недолгое мгновение, пока они находятся в объективе моей камеры... На съемочной площадке я пускаю в ход все свое обаяние и пытаюсь завязать с ними «быструю дружбу». Так мне работается легче».

Кейт Мосс © Альберт Уотсон

 

При этом к самому Уотсону многие его именитые модели относятся с большой сердечностью и гордо провозглашают своим фаворитом в жанре коммерческой фотографии. Его авторству, к примеру, принадлежит знаменитый черно-белый портрет Стива Джобса и саркастический снимок Альфреда Хичкока с мертвым гусем. В 2007 году на аукционе Christie’s в Лондоне были проданы его четыре фотопортрета обнаженной Кейт Мосс на общую сумму в 362 000 долларов, при этом одну из фотографий с личной подписью автора признали самым утонченным изображением топ-модели в истории.

RS публикует подборку ярких цитат, прозвучавших на недавнем мастер-классе маэстро, который, кроме всего прочего, является автором серии канонически обложек американского Rolling Stone.

Уотсон достаточно поздно взял в руки фотоаппарат

Альберт Уотсон родился в Эдинбурге в 1942 году. Он учился графическому дизайну в Колледже искусств и дизайна Дункана Джорданстонского в Данди, а затем режиссуре в Королевском колледже искусств в Лондоне. С детства слепой на один глаз, Уотсон в рамках учебного плана прослушал небольшой курс лекций о фотографии, однако никогда не относился к этому увлечению всерьез. Первый фотоаппарат у него появился в 22 года, однако профессионально он решает заняться этим лишь спустя десятилетие — после переезда в Америку. До тридцати лет он работал клерком, учителем и даже рабочим на фабрике.

The Rplling Stones © Альберт Уотсон

 

Первый свой коммерческий заказ он выполнил для косметической компании Max Factor

«Переехав с женой в Лос-Анджелес, я впервые попытался стать профессиональным фотографом. Я знал всего лишь одного человека в городе, который нашел для меня эту подработку. В моем портфолио не было фотографий женщин, поэтому они выделили мне одну модель на час, чтобы посмотреть, на что я способен. В итоге я уговорил девушку остаться не на один час, а на двенадцать. Через два дня я проявил эти 80 пленок, на которые потратил все свои сбережения, и принес снимки заказчику.

Они купили у меня пять фотографий и вручили чек на 1000 долларов. Но придя домой я обнаружил, что там написано не 1000, а 10 000 долларов. Ночью мы с женой устроили экстренное совещание и ближе к рассвету пришли к выводу, что это какая-то ошибка. На следующий же день я прихожу к представителями фирмы и говорю: «Я хочу поговорить с вами по поводу тех 10 000». «К сожалению, на данный момент мы можем выплатить вам только десять, но позже обязательно пошлем остальную часть», — сообщили они. И тогда я подумал, что люблю эту страну (смеется)».

Альфред Хичкок © Альберт Уотсон

 

Важнейшим снимком в своей карьере он считает портрет Альфреда Хичкока

«Это был 1973 год. До этого я никогда не фотографировал знаменитостей. Я так переживал, что, наверное, сократил себе жизнь как минимум года на три. Но потом я глубоко вздохнул и сказал себе: «Если у тебе получится снять Хичкока, ты сможешь фотографировать кого угодно».

Мне очень повезло, так как Альфред обожал фотосессии и активно помогал мне в процессе. Изначально журнал попросил меня сфотографировать режиссера с огромным подносом, на котором лежал мертвый гусь. Но мне не нравилась эта затея, и я имел наглость предложить свой вариант — я хотел заснять, как режиссер душит гуся одной рукой за горло.

После съемки Альфред предложил мне чашечку чая, и в итоге мы просидели весь вечер в его кабинете, обсуждая кино. Это был настоящий сюрреализм. И этот опыт очень помог мне поверить в себя».

Уотсон до сих под жалеет об одном упущенном кадре с Бобом Диланом

«На втором фестивале «Вудсток» я должен был фотографировать Боба Дилана после его выступления. Я установил камеру недалеко от сцены, а сам пошел поприветствовать музыканта за кулисы. Там стоял огромный трейлер, откуда один за другим вылезали байкеры из мотоклуба «Ангелы ада» — огромные массивные парни под два метра ростом, — и между ними скромно и немного потерянно стоял маленький Боб Дилан с гитарой. Из этой сценки получился бы отличный кадр, но я его упустил. Я никогда так сильно не расстраивался, но это стало для меня уроком».

Дэвид Боуи © Альберт Уотсон

 

Фотограф старается не заводить дружбу со своими именитыми моделями

«В работе со звездами нет места дружбе — это чистый бизнес. Люди наверное, думают, что я хожу на обед с Джонни Деппом и Клинтом Иствудом. Но так не бывает. Они бы вряд ли этого хотели, да и я сам не особо жажду. Но конечно, когда ты фотографируешь человека третий, четвертый или двенадцатый раз, ты невольно начинаешь узнавать о его личных качествах».

Джонни Депп © Альберт Уотсон

 

«Главное оружие фотографа — это навыки коммуникации»

«На съемках нужно вести себя уверенно. Лично я в первую очередь всегда пытаюсь расположить к себе человека, пуская при этом в ход всю свою харизму. И еще один залог успеха — это хорошая подготовка. Перед каждой фотосессией я делаю большую домашнюю работу и пытаюсь разузнать про мою модель все, что только могу найти. Когда я фотографировал Аль Пачино, я первым делом узнал, какая его любимая марка кофе. И когда он приехал утром ко мне на съемку и попросил чашечку кофе, он явно не ожидал увидеть свой любимый сорт. Когда я фотографирую Кейт Бланшетт, я знаю, какие цветы стоит поставить в ее гримерку. Мне часто кажется, что молодые фотографы ленятся проделывать эту подготовительную работу».

Наоми Кэмпбелл © Альберт Уотсон

 

На съемочной площадке Уотсон зачастую использует методы работы кинорежиссера

«Когда я однажды фотографировал Рене Зеллвегер, я сказал ей: «Представь, что ты в ресторане, твой парень опаздывает на свидание на полчаса, и ты не знаешь, что и думать. «Где же он?» Ты волнуешься и начинаешь проверять, в тот ли ресторан пришла и не перепутала ли время. Но затем он внезапно забегает в помещение, и ты радуешься, что он цел и невредим. Ты улыбаешься ему, но в то же время ты сильно обижена». Хорошая актриса может изобразить всю палитру этих эмоций. Они могут выражать счастье и злость одновременно».

Кит Ричардс © Альберт Уотсон

 

История создания портрета Кита Ричардса с сигаретой

«Когда он закурил эту сигарету, я попросил его задуматься о своей музыке, о том, куда завела его карьера и с чего все начиналось. Вспомнить какие-то определенные, наиболее особенные для него моменты, и в это время продолжать курить...»

Стив Джобс © Альберт Уотсон

 

История создания портрета Стива Джобса

«Этот портрет напоминает простую паспортную фотографию, однако, в нем все же есть что-то необычное. Психология этого снимка очень проста. Я попросил Стива представить, что за столом напротив него сидят люди противоположных ему взглядов и соображений. «Посмотрите в мой объектив с теми же напряжением и силой, с которыми вы обычно всматриваетесь в глаза своих противников, когда хотите внушить им свою правоту», — сказал я. Подобную технику я использую постоянно — прошу людей представить какую-нибудь ситуацию. Во время съемки важно заставить их работать не только физически, но и эмоционально. Зачастую вместо того, чтобы просить моделей улыбнуться, я прошу их «подумать об улыбке».

История создания портрета Джонни Роттена

«Я хотел сделать так, чтобы на фотографии он выглядел испуганным. За пару дней до съемки я позвонил ему и поинтересовался, чего он больше всего боится на свете. Джонни сказал, что он дико боится сгореть заживо. И я подумал: «Прекрасная идея, давайте поиграем с огнем!» Ничего опасного на съемках не происходило, но Роттен все равно выглядел до смерти напуганным. Из простой идеи был рожден оригинальный кадр».

Золотой костюм Элвиса Пресли © Альберт Уотсон

 

История создания «портрета» золотого костюма Элвиса

«Однажды мне очень повезло — выпала возможность поснимать Элвиса у него дома. Съемки прошли отлично, и когда я уже собирался уходить, этот костюм как раз привезли из химчистки. Он сразу же приглянулся мне, и я решил его сфотографировать на память. В итоге этот снимок был выбран для обложки юбилейного номера Rolling Stone, в честь 25-летия журнала».

Мик Джаггер © Альберт Уотсон

 

История создания портрета Мика Джаггера в образе леопарда

«Изначально у нас была идея снять Джаггера в машине с леопардом — Мик должен был вести автомобиль, а леопард сидеть на пассажирском кресле. Проблема заключалась в том, что животное оказалось крайне опасным, и нам пришлось устанавливать в салоне защитную прозрачную стенку, чтобы Мика не съели. Пока ассистенты строили эту стенку, я решил не терять время и поснимать леопарда. Затем ручкой я набросал на видоискателе контуры его морды — его уши и глаза — и, прокрутив пленку обратно и поместив в этот контур лицо Мика, сфотографировал. Я сделал это просто ради забавы и даже не думал проявлять эту пленку. Но позже, проявив ее, обнаружил, что на четырех снимках эти два лица идеально наложились друг на друга».

Выставка «Альберт Уотсон» в московском «Мультимедиа Арт Музее» продлится до 10 мая.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПОСТЫ
ВИДЕО ДНЯ ТРЕК ДНЯ
Материалы партнеров
Интересно